Город торгашей

Город торгашей

Стоит всего лишь проехаться по городу, оглянуться по сторонам, и станет понятно - Пелевин был прав. Совок перестал производить, а РФ поддержала эту тенденцию. Хлынувшие с запада, востока и других сторон света товары надо где-то продавать, и власти задумались: «А почему бы не занять торговлей помещения уже ненужных заводов?» Так Саратов постепенно начал превращаться из закрытого города рабочих в город торгашей

без названия«Смотри, - говорил Пугин, прищуренно глядя в пространство над головой Татарского, - совок уже почти ничего не производит сам. А людям ведь надо что-то есть и носить? Значит, сюда скоро пойдут товары с Запада».

В. Пелевин «Generation П»

 

Стоит всего лишь проехаться по городу, оглянуться по сторонам, и станет понятно - Пелевин был прав. Совок перестал производить, а РФ поддержала эту тенденцию. Хлынувшие с запада, востока и других сторон света товары надо где-то продавать, и власти задумались: «А почему бы не занять торговлей помещения уже ненужных заводов?» Так Саратов постепенно начал превращаться из закрытого города рабочих в город торгашей.

Не так давно на официальном сайте администрации Саратова появилось постановление о передаче компании ООО ПКФ «ИГАР» нежилого помещения по адресу: ул. им. академика О.К. Антонова, 42/2Адля организации универсального рынка «Народный». Но ведь на той же улице в доме №27 уже располагается гипермаркет «Магнит». Не многовато ли крупных магазинов на одну улицу? Но в этом случае хотя бы не перепрофилируют предприятие. А сколько их в одночасье стали торговыми центрами?

На месте метизного завода имени В. И. Ленина сейчас уютно расположился торговый комплекс «Мой Новый». Предприятие, основанное в 1899 году, заменили гипермаркеты «Реал» и «Media Markt». Вместо рабочих у станков теперь продавцы за кассами. Там, где когда-то создавали, теперь продают. Та же судьба постигла и производственный корпус «Проммаша». Хотя нет. Не та же. Еще хуже. Если в здании метизного завода поселился довольно-таки цивилизованный «Реал», то в «Проммаше» раскинулось подобие изничтоженного Черкизона - «Губернский рынок». Напротив «Губернского» - еще одно свидетельство барыжнической направленности нашего города - «Триумф-Молл». Он возведен на месте построенного в 1861 году в стиле эклектик маслобойного завода Шумилина.

На улице Чернышевского, в районе пересечения со 2-й Садовой, соседствуют сразу два бывших производственных предприятия. Здание клейзавода заполонило множество магазинов, объединенных тематикой «все для ремонта и отделки». Совсем рядом высятся останки «Стекломонтажа». Ему не повезло еще больше. Он просто заброшен. В 2009 году эти руины оживлялись художественной акцией современного молодежного искусства «Завод. Детали». Пройдясь по административному корпусу, я почувствовала себя туристом в Припяти. Складывалось впечатление, что люди бежали отсюда без оглядки. На столах остались документы, регистрационные журналы, личные фотографии. На следующий год создатели «Завода» вновь хотели посетить полюбившееся место, но в последний момент им отказали.

Пустынной осталась и территория Саратовского авиационного завода. Каких только слухов не ходило! И что там будет мульти-гипер-развлекательный комплекс «Заводской», и что там обоснуется «IKEA». Даже начали возводить какие-то желто-оранжевые постройки. Но все остановилось. Огромная территория будто никому не нужна. Из окон близлежащих домов хорошо видно, как на месте завода вырастает гора снега, свозимого, кажется, со всего города.

И так происходит не только с промышленными предприятиями. На селекционных полях ОПХ «Волга» сейчас высится гипермаркет «Лента».

А уж как «здорово» всех горожан кинули с участком улицы Сакко и Ванцетти! В прошлом году отрезок этой улицы, от Чапаева до Мирного переулка, вдруг решили очистить от образовавшегося там вещевого рынка. «Мы вернем улицу саратовцам!» - кричали «отцы города». Сначала убрали лишь часть торгашей, что в принципе было не плохо, потому что по Сакко и Ванцетти уже можно было более или менее нормально пройти. Но не прошло и полгода, как упомянутый участок снова отгородили забором. Выяснилось, что на нем планируется строительство торгово-административного комплекса «Победа-Плаза» (на фото). Так людей вновь лишили улицы.

Переквалификация заводов в торговые точки неприятна по нескольким причинам. Во-первых, за немецкие макароны и американские йогурты Россия расплачивается, в основном, деньгами, полученными от продажи сырьевых ресурсов. Но ведь это не может продолжаться вечно. Сейчас в Саратове производится, пожалуй, только колбаса, молочные продукты и хлеб. Что будет со страной, привыкшей закупать всё и вся у иностранцев? Что будут есть и во что одеваться россияне будущего, если уже сейчас не признают отечественных брендов?

Во-вторых, эта тенденция плодит безработицу. Даже после сокращения штата на треть в 2002 году число рабочих мест на том же авиазаводе оказалось на отметке три тысячи человек. Потом этих людей разогнали, уволили за несколько месяцев до пенсии, не давая возможности получить достойное пособие и устроиться на нормальную работу. «Реал» может предложить 300 рабочих мест, «Лента» - 400.

Но подобный расклад плох не только сокращением рабочих мест и уничтожением производства. Он грозит еще и деградацией населения. Зачем учиться на какого-нибудь робототехника, сдавать сопромат и потом получать 5 тысяч рублей на «Контакте» (о размере заработной платы недавно рассказывали бастующие сотрудники завода), да еще и с задержками? Проще кое-как просидеть десять лет в школе и радоваться заработку примерно в 15 тысяч в каком-нибудь гипермаркете, при этом надеясь и веря, что уже совсем скоро станешь менеджером торгового зала.

Фото с портала www.skyscrapercity.com