Уважаемые читатели, спешу поделиться с вами радостной вестью. Оказывается, правоохранительные органы в Саратовской области не только могут сочинять отписки и футболить обратившихся к ним граждан, но и умеют по-настоящему работать. Других, менее уважаемых, читателей, которые любят писать мерзкие комментарии на интернет-форумах, спешу огорчить и предупредить: вас легко могут вычислить по IP-адресу и привлечь к ответственности
Уважаемые читатели, спешу поделиться с вами радостной вестью. Оказывается, правоохранительные органы в Саратовской области не только могут сочинять отписки и футболить обратившихся к ним граждан, но и умеют по-настоящему работать. Других, менее уважаемых, читателей, которые любят писать мерзкие комментарии на интернет-форумах, спешу огорчить и предупредить: вас легко могут вычислить по IP-адресу и привлечь к ответственности.
От слов до дела
Сотрудники следственного отдела СУ СК по Фрунзенскому району сдержали слово. Пообещали провести к апрелю проверку по заявлению, поданному мной в Следственное управление Следственного комитета по Саратовской области еще в ноябре прошлого года, - и провели. Речь, напомню, шла о двух комментариях, оставленных на форуме к моей статье о деятельности культурно-выставочного центра «Радуга»: «Павел Ипатов: «Ольга Козлова это твоя последняя статья!» и «аноним: «Оля жди в гости! сегодня в 21,30, тебя заказали. Будут люди от Юрия Торопыгина кличка Чича». В заявлении я просила установить и привлечь к уголовной ответственности лиц, разместивших эти сообщения, по двум статьям Уголовного кодекса РФ: ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» и ч.1 ст. 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью».
И вот на прошлой неделе мне позвонил следователь и сообщил, что моего обидчика нашли и я могу ознакомиться с материалами проведенной проверки. Правда, чтобы приблизить этот радостный момент, понадобилось несколько критических публикаций: «Как меня заказали», №48 (153) от 23 декабря 2011 г., «Петряйкин и передасты», №2 (156) от 20 января 2012 г., «Классики жанра», №8 (162) от 2 марта 2012 г. Дело в том, что сотрудники Волжского и Фрунзенского отделов очень долго не могли определиться, кому из них следует искать «Павла Ипатова» и «анонима». Пока следователи перебрасывали друг другу мое заявление, изводя тонны бумаги на различные постановления и уведомления, руководители СУ СК на досуге читали «Газету Наша Версия» и отказывались признавать мои публикации официальными обращениями к ним, о чем любезно сообщали мне в письменном виде.
Иными словами, вместо того чтобы искать предполагаемого преступника, правоохранители с упоением играли в «передастов» и успешно имитировали потерю зрения, слуха и чувства реальности. Перелом произошел, когда мое заявление окончательно попало на рассмотрение в следственный отдел СУ СК по Фрунзенскому району. Фрунзенские следователи наконец перешли от слов к делу. Было назначена судебно-психологическая экспертиза моей статьи «Куда уводят детство» и комментариев к ней, установлены IP-адреса компьютеров, с которых были отправлены сообщения с угрозами, опрошено трое человек и в итоге найден автор этих сообщений.
Радует, что наконец появился повод написать хорошие слова про работу саратовских правоохранителей и даже выразить им искреннюю благодарность. Спасибо руководителю следственного отдела по Фрунзенскому району Д.А. Соколову и его заместителю М.И. Петряйкину, следователю по особо важным делам А.В. Мартынову, а также сотрудникам отдела «К» и всем полицейским, которые принимали участие в проведении проверки и следовали при этом букве закона и понятию о профессиональном долге и чести. Отдельное спасибо - руководителю СУ СК Н.В. Никитину и его заместителю И.Г. Иванову за то, что они все-таки читают «Газету Наша Версия» и пусть не сразу, но реагируют на наши публикации.
Однако хотелось бы, чтобы следователи и полицейские так же тщательно и результативно проводили проверки абсолютно по всем поступающим к ним обращениям. К сожалению, далеко не каждый заявитель является журналистом и имеет возможность с помощью «четвертой власти» хоть как-то расшевелить правоохранительные органы и заставить их работать. Многие граждане, с гораздо более серьезными проблемами, чем угрозы в Интернете, годами обивают пороги отделов полиции, прокуратуры и следственных органов и не получают ничего, кроме пустых отписок. Увы, но пока работать без «волшебных пинков» у правоохранителей не получается.
Особенности восприятия
Что касается проведенной по моему заявлению проверки, то по ее итогам в возбуждении уголовного дела по ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» отказано. Такое решение следователи приняли, опираясь в том числе на результаты судебно-психологического исследования, проведенного доцентом кафедры правовой психологии и судебной экспертизы Саратовской государственной юридической академии А.Л. Южаниновой. Выводы, к которым приходит эксперт, поражают воображение своей, мягко говоря, неоднозначностью.
«Идея «заказа» в комментариях встречается дважды: «Антон... Сама статья Ольги Козловой явно заказная» (ком. №40) и «Аноним... Оля жди в гости...тебя заказали...» (ком. №45), - отмечает А.Л. Южанинова. - В первом случае «выполнить заказ» журналистом означает «очернить людей, которые помогали «Радуге»; «обливаю, кого надо грязью, исподтишка». Во втором случае исполнителем «заказа» называются «люди от Юрия Торопыгина кличка Чича». Помещение во втором случае слова «заказ» в ассоциативный ряд «кличка Чича» содержит негативный, угрожающий, возможно, уголовный, компонент, но точно вербализовать и выразить его суть невозможно».
Все-таки удивительная наука психология! Доцент СГЮА однозначно оценивает словосочетание «заказная статья», а утверждение «тебя заказали» характеризует как нечто туманное и невыразимое. Что касается общего содержания двух комментариев, то они, по мнению кандидата психологических наук, «могут восприниматься, а могут не восприниматься как принуждение к отказу от распространения информации». Тот же философский настрой сохраняется и в выводе Южаниновой о том, что высказывание «Ольга Козлова это твоя последняя статья!» может восприниматься «как угроза неопределенного содержания», а может и не восприниматься. Высказывание про Чичу либо его отдельные фрагменты, по мнению эксперта, «могут восприниматься как угроза».
Хочется оставить эти выводы без комментариев и просто обратиться к сделавшему их специалисту. Уважаемая Алла Леонидовна, если к вам в гости вдруг нагрянут люди от Чикатило со словами: «Алла, это твоя последняя экспертиза», не спешите воспринимать это как угрозу и бежать в панике куда глаза глядят - возможно, они просто решили нанести вам дружеский визит. Предложите им чаю, поговорите о тонкостях психологии, а возбудят или не возбудят потом уголовное дело - Юнг его знает.
Гоша и Чича
Ну и наконец на сладкое раскрою читателям, которые давно следят за всей этой историей, имя автора злополучных комментариев. Как выяснили следователи из Фрунзенского отдела СУ СК, им оказался не кто иной, как 22-летний сын директора центра «Радуга» Виктории Кручинкиной Георгий Кручинкин. Первый комментарий под ником «Павел Ипатов» он оставил с домашнего компьютера, а второй под ником «аноним» - с рабочего.
Признаюсь, я давно мечтала хотя бы заочно познакомиться с данным интернет-пользователем. Ведь кроме того, что этот человек пренебрегает правилами русской грамматики и хорошего тона, я ничего не знала. Но даже и представить себе не могла, какой удивительно многогранной личностью окажется «Павел Ипатов», он же «аноним». Из объяснительной Георгия следует, что он большой выдумщик, оригинал и весельчак. Оказывается, комментарии он написал «с целью шутки, а также в связи с тем, что был недоволен тем, что в отношении моей матери написана негативная статья, которая не соответствует действительности».
Из показаний Георгия: «Этот комментарий был написан в шутливой форме, никаких угроз в данный комментарий я не вкладывал. Под именем Юрий Торопыгин и прозвищем Чича я никаких конкретных людей не подразумевал, просто выдумал их. Реальных людей с данным именем и прозвищем не существует. Под словом «заказали» я ничего криминального не подразумевал, написал это в шутку... Высказанные в шутливой форме угрозы никаким образом я не реализовывал и не хотел реализовать».
Во-первых, Георгий, спасибо вам за то, что расширили границы моего представления о юморе и остроумии. Теперь благодаря вам я буду читать все криминальные новости, давясь от смеха. Во-вторых, хочу вас огорчить или обрадовать, тут уж как получится: Юрий Торопыгин по прозвищу Чича - реально существующий человек. И как только этот криминальный авторитет освободится из мест лишения свободы, думаю, он с удовольствием познакомится с вами, Георгий. Ведь ему наверняка будет любопытно увидеть человека, который его ну совершенно не знает и не боится.
К сожалению, из материалов проверки неясно, как же пришла в голову образованному молодому человеку ранее не известная ему фамилия и кличка известного уголовника. Может быть, образ криминального авторитета явился ему во время посещения культурного центра «Радуга» и созерцания репродукций? А может быть, Георгий тайно страдает (или наслаждается) раздвоением личности? Сядет за компьютер - и он «Юрий Торопыгин кличка Чича», а отодвинет клавиатуру - и он милый, добрый юноша Георгий. И поди разбери - кто из них его первое, а кто второе «я».
Впрочем, лично меня больше волнует другое обстоятельство: почему сын руководителя культурно-выставочного центра, желая напугать меня, не «выдумал», допустим, фамилию Рерих или Рафаэль? Ведь Георгий, вставший на защиту своей матери и ее дела, мог бы на личном примере доказать исключительную культурно-просветительскую роль, которую играет центр «Радуга» в воспитании юных саратовцев. Однако на ум Георгию Кручинкину пришла только уголовная кличка, и поэтому я продолжаю переживать за детей, к которым в школы и детсады приходят со своими репродукциями сотрудники «Радуги».
Что касается дальнейшей судьбы Георгия, интуиция подсказывает мне, что теперь этот молодой человек очень крепко задумается, прежде чем неловко пошутить в комментариях в Интернете или нафантазировать какую-нибудь интересную фамилию и кличку. Надеюсь, его пример будет другим наукой, и саратовские правоохранительные органы внесли свой вклад в воспитание вежливых и законопослушных интернет-пользователей.