Пятнадцать дней без войны

Вступая в должность ГФИ по Саратовской области, Павел Гришин изрек: «Хватит всем воевать со всеми! Если не придет мир благодаря нам - будущего у области нет». И пусть с тех пор минуло почти пять лет, и Павел Николаевич уже никакой не инспектор, его мечта все-таки сбылась. Вот уже две недели как в нашей губернии никто ни с кем не воюет

Вступая в должность ГФИ по Саратовской области, Павел Гришин изрек: «Хватит всем воевать со всеми! Если не придет мир благодаря нам - будущего у области нет». И пусть с тех пор минуло почти пять лет, и Павел Николаевич уже никакой не инспектор, его мечта все-таки сбылась. Вот уже две недели как в нашей губернии никто ни с кем не воюет.

Впрочем,кричать «жизнь удалась!» пока рано. Заметьте, даже сами победители этого не делают. Уж они-то в курсе, как нелегко приспосабливаться к новой политической реальности. Еще вчера каждый местный единоросс твердо знал, где друзья, а где враги, с кем именно и за что конкретно надлежит бороться. Теперь все иначе: наш губернский мирок уже не поделен на белое и черное, он стал практически однотонным. Иными словами, посерел. Горько сознавать, что не будет больше громких разоблачений Саухина, ярких обличений Ландо, подковырок Шинчука, ФОК-страданий Фадеева, сурового ворчания Семенца и взвешенных комментариев Радаева. Хотя нет, последнего удовольствия мы вряд ли лишимся - не тот человек Валерий Васильевич, чтобы зарывать свой талант в землю. Не такое у него воспитание.

Правда, с тех пор, как Радаев покинул Радищева, 24а, количество выдаваемых им комментариев пошло на убыль. Зато на Московской, 72 у него открылся новый талант. Теперь Валерий Васильевич щедро раздает добро, накопленное и бережно хранимое прежними губернаторами. Народу пока ничего не досталось, но вот отдельным его представителям кое-что (причем очень лакомое) уже перепало. И речь идет не только о недвижимости. Но как бы ни старался второй неизбранный губернатор Саратовской области, недолго ему осталось быть филантропом. Слишком уж много вокруг него голодных дружеских ртов - никаких особняков, бюджетных средств и должностей не хватит, чтобы всех накормить. Думаю, пора Валерию Васильевичу остановиться и снова стать комментатором.

Однако на одном Радаеве далеко не уедешь. Его милые причуды, конечно, вносят кое-какое разнообразие в общественно-политическую жизнь региона. Но этого мало. А в остальном нас ждут тотальные скука и предсказуемость, то есть стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Мирному населению это очень даже на руку - есть шанс, что о нем, наконец, вспомнят и, может быть, позаботятся. Однако отборной партийной дружине не позавидуешь. Хочешь не хочешь, а ориентацию придется менять и учиться жить по законам мирного времени. Думаете, легко им будет забыть о своем славном прошлом, об отработанных годами боевых навыках? Кому теперь нужны их удаль молодецкая, беспредельная воля к победе, умение за километр чуять противника и мертвой хваткой впиваться в него? Спрашивается, как жить, когда кругом сплошная консолидация, и даже плюнуть не в кого, чтобы душу отвести?

При желании избавиться от такого навязчивого состояния можно. И даже не обязательно обращаться к психиатрам. Есть у нас в области человек, который самостоятельно преодолел пресловутый «синдром войны». Это - Олег Васильевич Грищенко. Вот уж кто в свое время вдоволь навоевался с недовольными гордепами и нерадивыми сити-менеджерами. В конце концов, нашел в себе силы - договорился с первыми, избавился от вторых, и зажили исполнительная и представительная муниципальные власти в любви и согласии. И никакой депрессии от этого у Олега Васильевича не случилось. Понятное дело, Грищенко молод, к тому же спортсмен. Но далеко не всем так везет.

Не стоит забывать, что среди профессиональных борцов с «ипатовским режимом» немало людей весьма почтенного возраста, причем с не самой гибкой психикой. Перестроиться «на раз» у них не получится, боюсь, что и «на два» тоже. Если не произойдет какого-нибудь чуда, они по привычке начнут искать врагов. На первый случай сгодятся «недобитки» из команды Ипатова. Съев их, единоросские боевые единицы могут взяться за оппозицию. Но возиться с ней - дело неблагодарное. Во-первых, не на каждого инопартийца можно найти рычаги управления. А во-вторых, у не единороссов своих синдромов хватает, порой похлеще медвежьих. Выход один - выявлять чужих среди своих. Учитывая солидную численность местных единороссов и строгий лимит призовых бонусов, можно предположить, что самые жаркие битвы еще впереди. И дай Бог, чтобы мирное население в этой войне не пострадало. Ну а будущим жертвам партийных рефлексов хочется заранее посочувствовать. Впрочем, свой выбор они уже сделали.