Иду по Советской из Мирного переулка в такси и с удивлением спрашиваю: «Это что, рельсы?» Водитель кивает. Сквозь дорожное покрытие уже кое-где поблескивают металлом трамвайные пути, которые должны были убрать, кажется, еще во времена Аяцкова, но в итоге просто закатали в асфальт. А теперь они вновь явили себя миру. «Но дороги, несмотря на их отвратительность, еще полбеды для нашего брата, - говорит таксист, представившийся Сергеем. - Хуже всего этот новый закон. Видите, я без «шашек»? Это ему спасибо»
Иду по Советской из Мирного переулка в такси и с удивлением спрашиваю: «Это что, рельсы?» Водитель кивает. Сквозь дорожное покрытие уже кое-где поблескивают металлом трамвайные пути, которые должны были убрать, кажется, еще во времена Аяцкова, но в итоге просто закатали в асфальт. А теперь они вновь явили себя миру. «Но дороги, несмотря на их отвратительность, еще полбеды для нашего брата, - говорит таксист, представившийся Сергеем. - Хуже всего этот новый закон. Видите, я без «шашек»? Это ему спасибо».
Речь идет о Федеральном законе №69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его прозвали «законом о такси». Что же в нем такого страшного? Начнем с того, что водитель должен получать специальное разрешение на работу. Оно выдается региональным правительством на 5 лет. При этом необходимо оформиться в качестве индивидуального предпринимателя. Бумагу должны хранить в автомобиле и демонстрировать по первому требованию пассажира или инспектора ГИБДД. Все выданные разрешения собираются в единый реестр, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа. В нашем случае - министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. На 29 марта в Саратовской области зарегистрировались 1770 таксистов. Это на 2,5 миллиона жителей губернии. Получается, что на одного водителя приходится около 1,5 тысячи пассажиров.
У нас получение лицензии обходится в 2,6 тысячи рублей, а выдача дубликата утраченного документа - в 200 рублей, в то время как в других регионах эти бумаги выдаются безвозмездно. Еще в октябре 2011 года (регистрация началась с 1 сентября) таксисты принесли бюджету Саратовской области 67 тысяч рублей. Сейчас эта сумма должна превысить 4,5 миллиона. На какие цели будут расходоваться данные средства - непонятно. Однако местные чиновники еще 11 августа 2011 года успели подписать свой аналог 69-ФЗ - постановление №417-П «Вопросы выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Саратовской области».
Помимо получения лицензии, таксистам необходимо гонять свои авто на техосмотр каждые полгода. С учетом того, что функции выдачи техталона в скором времени перейдут в частные руки, это особенно неприятно. Сколько тогда придется тратить на выполнение данного условия? Плюс к этому обязательное прохождение предрейсового технического осмотра (для автомобиля) и медицинского (для водителя).
Ездить по доверенности теперь нельзя. Автомобиль должен быть оформлен на того, кто сидит за рулем. Может, законодателям кажется, что человек будет хуже ездить на чужой машине?
Но, пожалуй, больше всего таксистов раздражает следующее нововведение: «легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». Никто не хочет разукрашивать свой автомобиль (а, как мы помним, он обязательно должен принадлежать водителю) подобным образом. Во-первых, это не всем нравится с эстетической точки зрения. Во-вторых, человеку иногда хочется, скажем, поехать на дачу с семьей и ему вовсе не нужно, чтоб по пути практически под колеса бросались жаждущие быстрее воспользоваться услугами такси. Ну и, в-третьих, никто не собирается возмещать стоимость окраски автомобиля. Это, можно сказать, самое важное. Хорошо еще, что региональные чиновники отказались от требования единого цвета такси, иначе всем пришлось бы красить машины, скорее всего, в желтый. Экс-министр транспорта Иван Панков выразил мнение, что от окраски автомобиля не зависит безопасность пассажиров и что это лишние и ненужные расходы.
Еще необходимо выдавать кассовые чеки или иные бланки строгой отчетности при расчете с пассажиром. «Кассовый аппарат - это вообще смешно! Может, мне еще кассиршу нанять? Пусть на переднем сидении чеки выдает в пакетике в надписью «спасибо за покупку», - говорит мой собеседник Сергей.
Незаконная установка фонаря с шашечками на крыше авто обойдется в 5 тысяч рублей штрафа. Столько же придется отдать и за нанесение цветографической схемы на автомобиль без соответствующих документов, теперь эта схема приравнивается к опознавательной раскраске скорой помощи или полицейской мигалке. А отсутствие «шашечек» на крыше и боках машины при наличии должного документального оформления встанет в 3 тысячи рублей. Таксисту, не выдавшему кассовый чек, нужно будет раскошелиться на 1 тысячу рублей. «Вот поэтому я и без «шашек», - объясняет Сергей. - За то, что их нет, три тысячи рублей придется отдать, а еще доказать надо, что я таксист. Может, я твой приятель и по-дружески тебя подбросить решил? А вот если «шашки» есть, но документов нет - тут не выкрутишься, и пять тысяч выложить придется».
Мой собеседник рассказал, что ни он, ни его сослуживцы не против легализации, но им хотелось бы упрощения системы. Однако другие таксисты думают иначе. Те, кто работали до принятия нового закона в такси, станут «бомбилами». Хотя бы потому, что человеку, таксующему после основной работы, чисто для прибавки к зарплате, слишком накладно и проблематично будет оформлять все бумаги и соблюдать прочие требования. Неудивительно, что с подобным законодательством и отношением к нему со стороны водителей появляются различные конторы, предлагающие помощь в обхождении этого закона. Я, например, обнаружила приглашение на бесплатный семинар «Как законно обойти новый закон о такси». Контора обещает рассказать, «как законно возить пассажиров без получения разрешения на такси и оформления ИП, как обойтись без покупки таксометра и кассового аппарата, как вести себя с инспектором, если Вам вменяют перевозку пассажиров без разрешения» и так далее. Сергей говорил, что если бы закон писался для людей, то подобных случаев не было бы, и он ездил бы с «шашками».