Что такое безопасный Интернет? Вот, например, сайт нового областного правительства - разве он безопасен для неподготовленной человеческой психики? Даже бывалые журналисты испытывают чувство тревоги, находясь на нем. «Хозяйства области ведут работы по закрытию влаги на зяби и черных парах». «За электронной версией нового каталога о Столыпине - в сенсорный киоск». «Показатель взяточничества на территории области по итогам трёх месяцев 2012 года снизился на 23 процента». О чем это, Ипатов вас побери? Какая зябь, какой киоск, какой еще показатель взяточничества?! Скорей отсюда подальше
Что такое безопасный Интернет? Вот, например, сайт нового областного правительства - разве он безопасен для неподготовленной человеческой психики? Даже бывалые журналисты испытывают чувство тревоги, находясь на нем. «Хозяйства области ведут работы по закрытию влаги на зяби и черных парах». «За электронной версией нового каталога о Столыпине - в сенсорный киоск». «Показатель взяточничества на территории области по итогам трёх месяцев 2012 года снизился на 23 процента». О чем это, Ипатов вас побери? Какая зябь, какой киоск, какой еще показатель взяточничества?! Скорей отсюда подальше.
К сожалению, сайт областного правительства не обсуждался на состоявшемся в среду заседании «круглого стола» по теме: «Возможно ли сделать Интернет безопасным?». Полицейские, чиновники, психологи и общественники бились над другими аспектами этого разностороннего вопроса. Так, начальника отдела «К» областного ГУВД Анатолия Снопова волновали мошенничество и угрозы в Интернете. Анатолий Сергеевич рассказал, что в прошлом году в отдел «К» обратилось по этому поводу 83 гражданина, в первом квартале этого года - 18. «По всем обращениям мы проводим проверки, - заверил Снопов. - Результатом является либо возбуждение уголовного дела, либо, если это состав административного правонарушения, - составление протокола. С этого года, скажем, за оскорбления предусмотрена административная ответственность, а не уголовная, как раньше». Однако про оскорбления полицейский распространяться дальше не стал, зато рассказал о мошенниках, продающих несуществующие товары в социальных сетях.
Кроме того, саратовцы часто получают SMS-сообщения от лица якобы своих родственников с просьбой перечислить деньги на счет того или иного мобильного телефона. Чаще всего такие весточки приходят из мест лишения свободы. Однако если вы откликнитесь на подобный призыв, винить придется только себя. «Счета мобильных телефонов не являются собственностью оператора. Это своеобразный виртуальный кошелек, и, регистрируя номер своего мобильного на каком-либо сайте, помните, что вы можете открыть доступ мошенников к нему», - предупредила представитель одного из операторов сотовой связи Ирина Блинова. Она также рекомендовала использовать во время работы в Интернете специальную фильтрацию контента, особенно если к компьютеру имеет доступ ребенок.
Однако самый эффективный фильтр - человеческий. Так считает заместитель министра образования области Михаил Орлов. В школах региона установлено 16 тысяч компьютеров, из них 14 тысяч имеют выход во «всемирную паутину». Правда, только в ту ее часть, которая имеет отношение к учебному процессу. «Но какой бы фильтр провайдер не установил, его всегда можно обойти», - заявил Михаил Игоревич. По его словам, ни одного несанкционированного выхода в Сеть со школьных компьютеров еще не было. Секрет прост: ученик может выйти в Интернет только когда в классе присутствует педагог. Кроме того, перед началом работы в Сети школьник видит список сайтов, которые посещали предыдущие пользователи с указанием их фамилий. Такие «страшилки» предостерегают детей от неразумных действий. Несмотря на эффективность этих мер, на школьный Интернет, в том числе на фильтрацию контента и антивирусные программы, тратятся из областного бюджета немалые деньги - 38 миллионов рублей в год.
Между тем, некоторые школы создают свои сайты с помощью бесплатного конструктора сайтов ucoz.ru. В качестве компенсации за бесплатный домен на сайте висит реклама, содержание которой порой шокирует больше, чем просмотр канала НТВ в прайм-тайм. Например, портал школы №57 Ленинского района Саратова - правда, давно не обновлявшийся - радует посетителей следующими баннерами: «Как забеременеть, если не получается? Бабушкин метод! ЖМИ»; «СТРАШНАЯ ТРАГЕДИЯ обрушится на Россию через 14 дней? Всего 4 знака зодиака СПАСУТСЯ в этот день!»; «Закрытые фото и переписка из Соц.Сетей доступна всем. Смотри пока не закрыли! ЖМИ!». Ничего себе - зашел на сайт узнать домашнее задание... Но про такие интернет-страницы на «круглом столе» никто не упомянул.
«Своему ребенку надо доверять... Можно установить такой диалог с ребенком, когда ему захочется поделиться сведениями, которые он почерпнул в Интернете», - высказалась уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Юлия Ерофеева. «Кстати, меня такой вопрос интересует, как, наверное, и очень многих взрослых, - неожиданно призналась детская правозащитница. - А как определить: хороший сайт или сомнительный, не заходя на него?» По этому поводу разгорелась мини-дискуссия. Одни утверждали, что никак не определишь. Другие говорили про сайты-двойники, в названии которых стоит поменять всего одну букву и вы узнаете много неизведанного... «По большому счету, по внешнему виду. Ну а как еще?» - рассудил замминистра Орлов. «Вот вы как отличаете, что эта газета приличная, а это неприличная?» - обратился он к Юлии Ерофеевой, потрясая одним из саратовских таблоидов. Юлия Леонидовна деликатно промолчала.
В отличие от других участников «круглого стола», сотрудник центра практической психологии Марина Михайлина не была склонна демонизировать всемирную сеть. «Это такая же среда обитания, как природа, город и так далее, - отметила она. - И научить ребенка безопасности обитания - задача более глобальная». По словам психолога, количество детей, попадающих в интернет-зависимость, увеличивается: «Чаще всего зависимость возникает на фоне общего неблагополучия ребенка. Ребенок выходит в Интернет тогда, когда здесь ему никто не рад. И ему не важно, на каком он сайте, - важно, что он находится в другой реальности».
Юные общественники из организации «Молодежь плюс» были настроены более чем серьезно. Дело в том, что в России с развитием Интернета в 25-30 раз увеличилось количество сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, и они намерены привлечь волонтеров для отслеживания сайтов сомнительного содержания. Как это повлияет на психику волонтеров, осталось неясным.«Я знаю, что наши правоохранительные органы работают в этом направлении. И были случаи, когда удалось выявить злоумышленников», - показала свою осведомленность Юлия Ерофеева. «Да, были факты распространения детской порнографии в Интернете, - неохотно подтвердил начальник отдела «К». - Таких случаев становится все больше. Может быть, потому что стали выявлять больше или потому что распространение Интернета идет в геометрической прогрессии...»
В общем, виноват Интернет во всех бедах или нет - вопрос философский. «Я убеждена, что корень зла в людях, которые так или иначе используют этот Интернет, - подвела итог разговору Юлия Леонидовна. - Пока мы не изменим людей и наше общество, эти современные технологии будут тормозить наше развитие и вести иногда даже к чему-то отрицательному. А нам нужно выработать правильный подход к их использованию». Вот так-то: изменить людей - ни больше, ни меньше. Что-то мне подсказывает, что с этой задачей все участники дискуссии непременно справятся, причем в самые короткие сроки.