Летом прошлого года ОАО «РЖД» в одностороннем порядке отменило несколько электричек на направлении «Саратов-Сенная», таким образом фактически отрезав жителей нескольких сел от цивилизации. С нового года маршрут возобновили, но жителям легче от этого не стало
Летом прошлого года ОАО «РЖД» в одностороннем порядке отменило несколько электричек на направлении «Саратов-Сенная», таким образом фактически отрезав жителей нескольких сел от цивилизации. С нового года маршрут возобновили, но жителям легче от этого не стало.
История вопроса
Пригородные поезда перестали ходить на данном направлении 15 августа 2011 года. Это вызвало бурю возмущения среди населения, поскольку это направление активно использовалось. Так, по данным областного минтранса, пассажиропоток на данном участке на тот момент составлял около 300 человек в день. Активно возмущались произволу дачники - в то время они почти ежедневно ездили на свои участки для сбора урожая.
Но больше всего от принятого решения пострадали жители нескольких сел, где электричка была единственным средством связи с «большой землей». Почему-то их мнения перед отменой маршрутов никто не спросил. В одночасье тысячи человек лишились возможности учиться, получать квалифицированную медицинскую помощь и даже покупать товары первой необходимости.
Жители с этим мириться не стали и подготовили коллективное обращение на имя министра транспорта. Как выяснилось, для него самого решение РЖД тоже стало неожиданностью. Министр (на тот момент им был Иван Панков - прим. авт.) пообещал разобраться в ситуации. Для начала ведомство попыталось пустить по маршруту следования электричек автобусные маршруты, но сделать этого не удалось из-за отсутствия автомобильных дорог, параллельных железнодорожным путям.
Затем минтранс направил обращение в Саратовскую транспортную и областную прокуратуры «для рассмотрения и принятия мер». Но то ли прокуроры не получили письмо от минтранса, то ли региональное правительство не обладает для них достаточным авторитетом, потому что никакой реакции на это обращение не последовало.
На протяжении нескольких месяцев я пытался получить от ведомства официальный комментарий ситуации, но так и не дождался. Пресс-секретарь министерства Алексей Корж постоянно ссылался на высокую занятость - как свою, так и министра, клятвенно обещал выбить из начальства хоть какую-то информацию, но на следующий же день забывал об этом. Как выяснилось потом, Алексей делал это совсем не из вредности, а для того, чтобы не испортить имидж министерства, просто ему хотелось, чтобы комментарий был как можно более положительным. Оно и понятно - мало кому хочется расписываться в собственном бессилии.
Цена вопроса
Как водится, камнем преткновения в конфликте между минтрансом и РЖД стали деньги. По закону, правительство области должно компенсировать ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» часть убытков, которые возникают в результате перевозки льготников и регулирования тарифов.
По словам заместителя начальника Приволжской железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти Сергея Лиходаева, орган госвласти осуществлял это не в полном объеме. В связи с этим руководство саратовской ППК «было вынуждено рассматривать вопросы снижения расходов за счет оптимизации движения поездов на участке с низким пассажиропотоком». Только жителей почему-то забыли спросить.
Острее всего эту проблему ощутили на себе жители села Нечаевка Воскресенского района и села Новоалексеевка Новобурасского района, где частично либо полностью отсутствует автобусное сообщение. Ближе к Новому году у минтранса наконец получилось договориться с РЖД, и уже с 1 января этого года у жителей вновь появилась электричка. Однако, как оказалось, проблемы это не решило. Жители села Нечаевка (где проживает около 50 человек) утверждают, что сейчас на их станции останавливаются два электропоезда, но они ходят по такому неудобному расписанию, что пользы от них практически никакой. «Пригородный поезд из Саратова в Сенную прибывает к нам около восьми вечера, еще один - с интервалом в 20 минут. Обратно в Саратов они идут утром - в 4.30 и 7.30, - рассказывает местная жительница Галина Кондратьева. - То есть, мы только в Саратов можем нормально уехать. Но это далековато. А в Сенную - если только с ночевкой. Получается, что мы ни в больницу не попадаем, никуда».
В Сенную нечаевцы ездят по разным надобностям - и для того, чтобы оформить какие-то документы, и в больницу, и за продуктами. Причем во всех случаях приходится тратиться еще и на жилье, так как из-за неудобного расписания за один день управиться никак не удается. «У нас еще врач приезжий - на три села. Когда он принимает в одном, в двух других на его кабинете висят замки. И случись что - никто не поможет. Пенсионеры пенсию получить не могут. Да и летом ситуация не лучше. Наши дорожники заасфальтировали начало дороги на Воскресенск, а в середине так и осталась грунтовка со всеми ямами и колдобинами. Наверное, отчитались, а деньги списали», - жалуется Кондратьева. Но автобусного сообщения деревни с райцентром и другими населенными пунктами все равно нет.
В деревне - один частный магазин, но там ассортимент довольно небольшой. «А скоро у нас его вообще не будет - хозяйка переезжает в другое село из-за нерентабельности. Что мы тогда будем делать, непонятно. Когда зимой дороги не чистились, нам хлеб почти не возили. Хорошо, если у кого мука есть - они сами пекут. В общем, пока как-то выкарабкиваемся. Мы уже привыкли к тому, что никому не нужны».
Замминистра транспорта области Иван Козаченко считает, что расписание электричек поменять возможно, хотя и довольно проблематично. «Это зависит от целого ряда факторов, в частности, от движения поездов дальнего следования, которые имеют преимущество перед пригородными из-за более жесткого графика. А также от наличия локомотивных бригад, технических возможностей и так далее… В любом случае, у нас есть расписание зимнее и летнее. И оно может меняться. Я думаю, если жители напишут нам обращение с указанием того, когда бы они хотели, чтобы ходили электрички, мы проработаем с железной дорогой этот вопрос», - резюмировал чиновник.