Внезапно. Да, пожалуй, это слово вполне годится. Внезапно я залез на сайт СГУ, внезапно ткнул ссылку «Телепроект СГУ», внезапно попал на передачу «Стань лидером», внезапно посмотрел выпуск №3. И внезапно, конечно же, узнал, что ведет ее Валерий Владимирович Прозоров, профессор, академик и научный руководитель института филологи и журналистики
Внезапно. Да, пожалуй, это слово вполне годится. Внезапно я залез на сайт СГУ, внезапно ткнул ссылку «Телепроект СГУ», внезапно попал на передачу «Стань лидером», внезапно посмотрел выпуск №3. И внезапно, конечно же, узнал, что ведет ее Валерий Владимирович Прозоров, профессор, академик и научный руководитель института филологи и журналистики.
Сразу хочу сказать - ничего плохого в отношении Валерия Прозорова я умышленно говорить не собираюсь. Возможно, Валерий Владимирович, будучи филологом, не совсем понимает, какой ерундой его вынуждает заниматься г-н Коссович или кто там за продюсера в передаче «Стань лидером»?
Но, несмотря ни на что, я продолжаю уважать Валерия Владимировича, как и те пять лет жизни, что провел на филологическом факультете СГУ, а другого названия быть не может. Это были лучшие годы жизни. И дело даже не в том, что тогда я не пил, не курил, участвовал в самодеятельности и занимался авиамоделированием. Последнее - ложь, но так и просится, согласны? А дело в том, что тогда мне было 20. Да, сейчас можно воспользоваться никотиновыми пластырями, закодироваться, напроситься в «Студвесну» на роль тумбочки с парой реплик, но сделать так, чтобы тебе снова было 20, нельзя. Ни при каких обстоятельствах. Именно поэтому так дороги мне филфак и Прозоров.
Поэтому-то, когда смотришь такие программы, как 3-й выпуск «Стань лидером», кажется, что на дворе девяностые, и кто-то притащил в школу пейджер. Вау! А порнографических карт нету?!
В передаче «Стань лидером» №3 речь идет о том, как спецгруппа СГУ под руководством Валерия Прозорова ездила в Калифорнию, в Силиконовую долину... простите в Москву, в технопарк «Строгино», где находятся компании «Русмарко» и другие, и вот эти компании используют оборудование, закупленное на бюджетные деньги СГУ, и чего-то там производят, и все это называется союз науки и бизнеса, а говоря простым и понятным для всех языком - «инновации».
Мой коллега Тимофей Бутенко завершает не помню какой том о новейшей истории СГУ, он обо всем этом писал куда более обстоятельно во многих статьях, в том числе и в статье «Черта лысого». Но меня тоже взволновала тема нанотехнологий. А кого она не волнует? Тем более, есть что посмотреть.
Возвращаемся к «Стань лидером» №3. Итак, ведущий сообщает, что мы находимся в технопарке «Строгино», где располагается «уникальное университетское оборудование, аналогов которому единицы». Там цеха, девчонка в зеленом халате вскрывает стеклянный шкап, парень в халате жмет на кнопки, датчики, электронные табло, разноцветные цифры, экраны - короче, декорации сериала «Стар Трек».
Дальше показывают какой-то прокатный механизм под названием «Ламинатор», который выдает что-то похожее на моющиеся обои, но это не обои вовсе, а какая-то высоконаучная разработка, ну, а если на доступном языке - «разнослойные композитные материалы».
Потом нам демонстрируют Дмитрия Перминова, директора по развитию ООО «Русмарко», которое и использует университетское оборудование. Дмитрий Перминов гордится сотрудничеством с университетом и доказывает, что эксплуатирует он университетские агрегаты не зря, поставляя на рынок уникальную и инновационную продукцию: «...это самые разнообразные направления, начиная от раневых повязок, пластырей и биомембран для лечения ран и заканчивая, ну тут есть и фильтры для крови, и воздушные фильтры, и фильтры для фильтрации жидкостей, и газа, и топлива, и мембраны строительные, и мембраны сельскохозяйственные, и косметика, косметические маски, самые разные направления...»
Тут опять включается ведущий и говорит, что разработанное в университете нановолокно используется в производстве респираторов, медицинских масок с антисептическими свойствами, фильтров и так далее.
Затем показывают какого-то мужика по имени Павел Спичаков, он же генеральный директор ООО «Латио». ООО «Латио» было названо как партнер ООО «Русмарко», и я немного не понял - то ли «Латио» также использует университетское оборудование, то ли оно использует уникальную продукцию «Русмарко», которая использует университетское оборудование, но Павел Спичаков гордился все теми же достижениями. Он говорил: «...наша продукция уникальная получилася...» И дальше рассказывал, чем отличаются их медицинские маски от обычных: «...что здесь уникального - ну, благодаря такому уровню фильтрации повышенному и при этом легко дышится благодаря применению наноматериалов, нанонанесению... и еще одно уникальное свойство - это антибактериальное свойство, то есть обычная медицинская маска она просто фильтрует энное количество часов, ну должна, по крайней мере, фильтровать. Здесь же два-три часа, то есть человек больной или, если это врач, то при контакте с больным, то два-три часа идет уничтожение бактерий...» Ни хрена себе! Вы как хотите, а это прорыв! Маска с антибактериальными свойствами!
Еще в передаче показывали изображение какой-то перекрученной молекулы, и звучало такое слово как «хитозан». Дело вот в чем: саратовские врачи из тех, кто лечит обгоревших и обмороженных, попросили ученых химиков из СГУ придумать им такой, как бы это сказать, ... в общем, придумать нечто, что можно было бы использовать при лечении ожогов для регенерации тканей, как некий носитель или соединитель, но с условием, чтобы это нечто само собой исчезало - растворялось бы, например. И вот в программе говорится, что ученые-химики подумали и предложили «хитозан». Ведущий назвал хитозан «уникальной разработкой, которой мы обязательно посвятим отдельную передачу».
Вы что-нибудь слыхали о хитозане? Я тоже нет. А вот многие люди с ним знакомы. Лезем в Интернет и видим: «Хитозан впервые был получен в 1859 году профессором С. Роже» - многое объясняет, не правда ли? И еще миллион страниц про хитозан.
В том числе и по нашей теме ожогов: «В середине 1970-х годов были предприняты первые попытки использования хитинов и хитозанов для заживления ран, в том числе ожоговых. Было установлено, что хитозан обладает антимикробной активностью, способностью поглощать биологические жидкости и помогать регенерации тканей. На основе этих волокнообразующих способностей хитина и хитозана были созданы саморассасывающиеся хирургические шовные материалы. Их используют как заменители кровеносных сосудов, катетеров, шлангов». Это из «Википедии».
Ничего не утверждаю. Может, «Википедия» лжет. А может, полимерщики СГУ предложили другой хитозан собственного сочинения? (Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой. - Н.В. Гоголь, «Ревизор».)
Итак, хитозан, респираторы, пластыри и медицинские маски... Передача идет девять с половиной минут, и, признаться, после очередной маски и респиратора я все ждал, когда речь пойдет о кондомах. В смысле, о презервативах. Я нисколько не шучу. Нет, ну если костюмированные дяди из «Русмарко» и «Латио» так увлекательно говорили об ультраохренительных медицинских масках, которые не только задерживают бактерии, но и на месте их уничтожают, то почему бы им не переключиться на кондомы?! Современные кондомы дают, кажется, 95% гарантии, так почему ООО «Русмарко», используя оборудование и научные открытия СГУ, не создать 100% надежный нанокондом?!
Вы подумайте, спросите себя: чего я хочу больше - новую маску с повышенной защитой от бактерий или новый презерватив с улучшенной протекцией? Что мне важнее? Чем в повседневной жизни мне приходится пользоваться чаще? Ну, ответьте честно!
Да, коллеги, ответ очевиден: занимаются люди сексом чаще, чем ходят с экскурсией в туберкулезный диспансер. И клянусь, СПИД пугает людей сильнее, чем ОРВИ. Я уже не говорю о детях. Ведь презерватив может порваться! Вы только представьте, грипп пройдет за неделю, а на детей уйдет 20-25 лет жизни. Что страшит вас больше?!
Так пусть же ООО «Русмарко» откроет линию сверхпрочных и сверхтонких нанопрезервативов с помощью открытий Национального исследовательского университета. Мы будем поставлять их за рубеж. Вернее, кто это мы?! Чего уж я примазываюсь? Они. СГУ и ООО «Русмарко».
А ООО «Латио» пойдет дальше и сделает суперпрезервативов многоразового использования с нанослоями, а то в жизни всякие ситуации бывают. А съемочная группа СГУ съездит в цеха и снимет познавательный сюжет о презервативах. Это взорвет Интернет.
А пока не взорвало, хочется узнать: почему огромные бюджетные деньги разбазариваются на всякую дрянь?! Я не о том, правомочно или нет то, что многомиллионное оборудование СГУ, полученное по программе НИУ (Национальный исследовательский университет), используют какие-то косноязычные мужики в пиджаках поверх свитера на своих предприятиях хрен знает где. Пусть этим Тимофей Бутенко занимается и следственные органы.
Я о том, почему раз за разом, профукивая огромные деньги и научный потенциал, нам впаривают вторичную дрянь?! Марлевые повязки с антибактериальным свойством! Едрена мать! Это программа НИУ?! Это СГУ?! Нановолокна! Нанотехнологии!
Я вам открою, коллеги, маленькую тайну, раз уж мы тут все такие специалисты. Нанотехнологии - это не просто что-то очень тонкое и маленькое. Нанотехнологии - это что-то очень тонкое, маленькое и при этом ведущее себя как что-то очень большое и массивное. Это когда что-то толщиной в один атом такое же прочное, как стальной трос.
Нарисовать на волосе тоннелепроходческий комплекс, который рыл тоннель под Ла-Маншем - это не нанотехнологии.
А вот сделать тоннелепроходческий комплекс тоньше волоса с шестеренками из отдельных атомов, чтобы он прогрыз тромбы в мозговых капиллярах, и чтобы люди, которые долгие годы страдали херней от кислородного голодания, перестали делать это - вот что такое нанотехнология!
Ведущие университеты мира, чья сфера деятельности начинается со слова нано-, работают именно над этим, а не над сраными гриппозными масками.
Но директор по развитию ООО «Русмарко» Дмитрий Перминов думает иначе. Сидя рядом с Валерием Владимировичем Прозоровым в Москве, он выдает безотказно, как аппарат «Ламинатор»: «Университет получил возможность, выиграв тендер по НИУ, закупить оборудование. Университет поставил оборудование. А дальше - инсталлировать его, подвести его ко всем коммуникациям, договориться, сделать так, чтобы были все разрешения, сертификаты, перепланировки помещений, чтобы платилась заработная плата, чтобы платились налоги, чтобы велись исследования, закупалось сырье, материалы и все это на протяжении - университет на это не дает ни копейки. Это чисто коммерческая сторона. Поэтому на настоящий момент времени я абсолютно уверен в успехе этого предприятия, очень есть мощные направления...»
Ну, а уж если быть до конца честным, то стоит сказать, что не существует единого определения по поводу того, что такое нанотехнологии. Это дает широкий простор для маркетинга всяким проходимцам. Вот вы что производите? Черепицу, курительные смеси, крем для стоп? Врите без стеснения: все это нанотехнологии. Никто вас не сможет опровергнуть.
Я повторяю, к Валерию Прозорову у меня никаких претензий - он филолог, а вот к Леониду Юрьевичу Коссовичу есть такое маленькое предложение.
Раз тут все так незатейливо, то пусть университет выиграет по тендеру НИУ и купит нам где-нибудь в Баварии оборудование... ну, скажем, для приготовления... пива. По документикам путь идет как угодно - «Ламинатор-2», например. А уж все остальное - помещение там, закупка сырья, зарплатка барменам, договориться, чтобы справки чики-пуки были - это уж мы сами. Раз у Перминова в Москве получилось договориться, неужто у нас в Саратове не получится?!
И мы будем производить уникальное, не имеющее аналогов в мире, пропущенное через нанофильтры, пиво. Я абсолютно в сто тысяч раз больше уверен в успехе этого предприятия и его скорейшей рентабельности! Я слыхал, что прибылишки пока от «Русмарко» особой нет, но разве может их продукция сравниться с пивом?! Мы его можем назвать «Стань лидером №4 - темное», «Стань лидером №5 - светлое», «СГУ: нефильтрованное, полутемное» и так далее.
Не знаю, какие там договоренности у Коссовича с Перминовым, но мы обещаем - внакладе не останетесь, договоримся.
Только маленькая просьба: пусть к нам ревизоры, делегации и съемочные группы из СГУ приходят не очень часто. А то прогорим, к чертовой бабушке. Масок-то у Перминова много не наберешь - на кой они, а вот нанопиво по душе придется многим.