Посетить Волгоград хотелось давно. Особенно в канун Дня Победы. Доселе «Родина-мать» вкупе с помпезным вокзалом города-героя лишь коротко мелькали в окне во время ежегодных вояжей на юг. Пару раз я даже бегал за мороженым по местному перрону, а затем неспешно прогуливался вдоль поезда, но все равно хотелось большего
Посетить Волгоград хотелось давно. Особенно в канун Дня Победы. Доселе «Родина-мать» вкупе с помпезным вокзалом города-героя лишь коротко мелькали в окне во время ежегодных вояжей на юг. Пару раз я даже бегал за мороженым по местному перрону, а затем неспешно прогуливался вдоль поезда, но все равно хотелось большего.
И вот - свершилось! Наши друзья уехали работать в Волгоград, а вскорости пригласили к себе в гости. Посовещавшись, мы с женой выбрали для визита майские праздники - в эти дни в городе царит особая атмосфера. Сюда приезжают люди со всей России и стран бывшего Союза, а также иностранцы - почтить память павших родственников или желая ощутить дух этих мест.
Если честно, то сравнивать свой родной Саратов с Волгоградом я начал с первых шагов по этой земле. Что и говорить, здешний вокзал запоминается - он чем-то смахивает на церковь, даже потолки расписаны. Вот только вместо креста на верхушке - внушительная звезда. Пожалуй, рядом с Самарой с ее стеклянным небоскребом-вокзалом и Волгоградом Саратов смотрится весьма серенько. Наш невзрачный параллелепипед больше подошел бы по статусу какому-нибудь районному центру, а не мегаполису.
Первое, что удивило в некогда уездном Царицыне - это расстояния. Наш друг Алексей встретил нас на машине. Сказал, что ехать до дома недалеко. По моим визуальным ощущениям это «недалеко» оказалось от вокзала на таком же расстоянии, как наш Заводской район от центра Саратова. Впрочем, как поведали друзья, к этим «длиннотам» быстро привыкаешь.
Улицы, идущие вдоль Волги, местные жители для простоты называют Продольными. Все несутся по ним с дикой скоростью, при этом гаишников здесь я увидел лишь 9 мая. Наши новоиспеченные волгоградцы предупредили: будьте осторожны при переходе улиц. Здесь носятся все - и маршрутки, и даже трамваи. Кажется, что минимальная скорость движения в городе - 80 км/час.
Кстати, трамвай откровенно порадовал. Даже старенькие с виду вагоны стартуют так, что автомобили проигрывают в этой гонке. Рельсы отгорожены аккуратным заборчиком, трамвай движется, в основном, по поверхности земли, а иногда уходит под землю. Некоторые станции этого своеобразного метро не отличишь от московских по оформлению. И новые, и старые вагоны ездят так быстро благодаря своевременному ремонту трамвайного полотна, которое в Саратове на некоторых перегонах раздолбалось уже до неприличия.
Глядя на это чудо техники, я плакал, зная, что подобное никогда не воплотится в моем родном городе - в итоге тысячи саратовцев продолжат задыхаться в ежедневных утренних и вечерних пробках.
Кстати, пробки в Волгограде все же есть, несмотря на то, что город был отстроен заново с учетом самого факта существования автотранспорта. Но, в отличие от саратовских, волгоградские пробки быстрее рассасываются. Это немудрено, ведь продольные улицы широченные и в хорошем состоянии. Хотя, как доложили нам друзья, этой весной волгоградцы, как и саратовцы, тоже сетовали на низкое качество дорожного полотна. Уверяли, что такого в городе никогда не было. Но лично я ничего страшного не заметил — видимо, дороги успели залатать.
Во время поездки по городу-герою на авто я вспомнил недавний вояж по Саратову с товарищем. Въехав в очередную яму, друг предположил, что на наших улицах работают две бригады - одну условно назовем «дятлы», ибо они выдалбливают квадратные выемки в асфальте, а другую - «закатыватели». Если бы между бригадами шло соревнование, «дятлы» победили бы с большим отрывом...
Для тех, кто думает, что в Саратове живет самое жестяное быдло на свете, отмечу - видимо, ареал распространения этого подвида рода человеческого гораздо шире. В Волгограде ходят по улицам точно такие же персонажи, как и у нас. А во дворе дома, где мы поселились, каждый вечер приятные незнакомцы наваливали горы пустых пивных бутылок. Валялась под скамейками и тара из-под чудного напитка с поэтичным названием «Асептолин», вместо которого саратовские алконавты предпочитают выдуть фанфурик «Боярышника».
И вот тут мой мелкопатриотичный взгляд выхватил еще одну невыгодную особенность Волгограда. В сущности, город довольно-таки безлик. Если не брать во внимание, конечно, такие достопримечательности, как Мамаев курган, Аллею Героев и проспект Ленина, где сталинский ампир уж очень напоминает Тверскую улицу в Москве.
В целом Волгоград - это такое протяженное скопление непримечательных многоэтажек, возвышающихся там и сям. Лично для меня плюсами являются местный простор (голубая мечта саратовских застройщиков) и невероятное количество деревьев. По сути, город-герой - это такой лес, в котором кое-где построили дома. Кстати, жилой фонд, как и у нас, не всегда в блестящем состоянии, если не сказать большего. Краснооктябрьский район, где я жил, полон аварийного жилья, а Царицынская опера - это вообще нечто оригинальное. В Саратове министра культуры за такой театр давно бы съели - настолько руинообразно выглядит здание...
Путешествие на вершину Мамаева кургана в канун Дня Победы - предприятие довольно-таки трудозатратное и даже опасное. Толпы народа передвигаются к вершине медленным шагом, причем те, кто добрался до статуи Родины-матери, не спешат уходить. Место это и в самом деле особое - энергетика у него такая, что в глазах сами собой появляются слезы. Детей, которые так и норовили побегать по травке, останавливали полицейские: «Не нужно здесь бегать, это сплошное кладбище».
Почему-то, глядя на поток туристов, я подумал, что в Саратов тоже возможно привлечь посетителей со всей России и иных стран. Пусть и не такое количество, но все же. Вот только прежде чем заманивать гостей древним Увеком, парком Победы или Национальной деревней, нужно организовать хотя бы работу транспорта. А то гости, постояв пару часов в пробке, решат, что над ними издеваются.
В Волгограде нет своего «проспекта Кирова». Все прогулочные улицы у них - вроде нашей Рахова, аллейного типа. Народные гуляния на Аллее Героев 9 мая не имели общего центра - каждые пятьдесят метров на улице выступал новый ансамбль. Кто-то пел военные песни, где-то танцевали - для каждого зрелища находился свой круг зрителей. Особенно понравилось, что утомленные жарким солнцем прохожие спокойно размещались на траве по бокам пешеходной зоны, в тени деревьев. И полиция относилась к этому спокойно.
Салют ждали до десяти вечера и поначалу он разочаровал. Залпы над Волгой чередовались такими длинными паузами, что через десять минут народ не выдержал и начал уходить. Честно говоря, я подумал, что в Саратове пускают фейерверки покруче во время обычных свадеб и корпоративов. Но когда мы ушли на приличное расстояние, салют все-таки разродился - начал бахать всем врагам назло. Благо в восьмиэтажной «сталинке» была арка, куда мы и ломанулись вместе с доброй сотней прохожих. И застали-таки расцвет красоты, достойной города-героя...
Метро «проглотило» всю эту толпу, не подавившись. Трамваи ходили с небольшими интервалами, а специальные работники не позволяли набиваться в вагоны сверх меры. Кстати, удовольствие прокатиться здесь стоит 10 рублей, так же как и у нас. В этот момент я вспомнил последствия гуляний на Театральной площади Саратова, когда либо невозможно дождаться нашего целомудренно перестающего ходить в 9 вечера транспорта вовсе, либо нереально в него влезть.
Наутро, после столь масштабных гуляний, город был чист, как армейский плац. Тем сильнее по возвращении в Саратов резанула глаз Привокзальная площадь. Похоже, что «свинарник» здесь - это своеобразный памятник нашей культуре.
...А все-таки родной город имеет свое, неповторимое лицо. Пусть заплеванное жителями и позабытое властями, но совершенно оригинальное и запоминающееся. Иногда, правда, кажется, что построили город представители одной цивилизации, а вселились в него другие, вместе со своей туземной администрацией. Но даже эти «мумба-юмбы» не смогли до конца уничтожить Саратов.