В нашем городе с наступлением весны повсюду появляется пыль: гигантскими пластами она лежит на обочинах дорог, витает в воздухе, оседает на деревьях и машинах. А еще она обладает замечательным свойством - зачастую мы ее просто не видим. Для того чтобы оценить, насколько у нас пыльно, достаточно провести простой эксперимент - надеть сланцы и погулять один день по центру города. Скорее всего, ближе к вечеру по ногам в вас можно будет опознать африканца
В нашем городе с наступлением весны повсюду появляется пыль: гигантскими пластами она лежит на обочинах дорог, витает в воздухе, оседает на деревьях и машинах. А еще она обладает замечательным свойством - зачастую мы ее просто не видим. Для того чтобы оценить, насколько у нас пыльно, достаточно провести простой эксперимент - надеть сланцы и погулять один день по центру города. Скорее всего, ближе к вечеру по ногам в вас можно будет опознать африканца.
Самум по-саратовски
Желающим оказаться в африканской пустыне совсем необязательно покупать туры в Египет. В июле температура воздуха у нас превышает порой 40 градусов в тени, несмотря на близость Волги, стоит ужасная духота, а по улицам гуляет самый настоящий самум - сухой и горячий ветер, который обычно распространен в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова. Так какова же причина такого смешения климатических поясов и откуда в Саратове столько пыли?
Ответить на этот вопрос нам помог заведующий лабораторией геоэкологии СГУ Михаил Решетников. Он рассказал, что проблема запыленности для Саратова является вечной из-за его специфического геологического строения. По мнению ученого, полностью победить пыль здесь невозможно, потому что те элементы рельефа, которые окружают наш город, сложены легковыдуваемыми породами. «При этом основные направления ветра в Саратове - северо-западные и юго-восточные, то есть получается, что они постоянно дуют из Ленинского и Заводского районов в центральную часть города, а сам центр, наоборот, плохо продувается. Этим обусловлено и высокое загрязнение атмосферы, и запыленность», - объяснил ученый.
Но ветер - это далеко не единственный источник пыли в Саратове. По словам Решетникова, различают три основных вида пыли. На первое место в Саратове выходит та самая природная пыль - т.е. те породы, которые выдуваются ветром и переносятся в центр города, где осаждаются и накапливаются. На втором месте - автомобильная пыль, та, которая уже есть на дорогах и вторично поднимается с проезжей части автотранспортом. Зимой снег накапливает в себе все выбросы от автотранспорта, а по весне, когда он тает, все это остается на асфальте. Туда же попадает песок, которым посыпают улицы зимой: «То, сколько в Саратове пыли, особенно хорошо заметно ранней весной. Когда сходит снежный покров, город сразу покрывается пыльным облаком, потому что дорожные службы еще не успели убрать эту пыль, а она уже подсохла, и ветер начинает ее разносить в разные стороны». И, наконец, третье место занимает пыль техногенная - то есть выбросы промышленных предприятий города.
По словам начальника комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды ФГУ «Саратовский ЦГМС» Ольги Симбуковой, в прошлом году уровень запыленности достиг предельно допустимой концентрации в ряде районов города, а в нынешнем снизился до 0,9 ПДК. Симбукова связывает это с работой коммунальных служб: «Выбросы за три года не увеличились, но, тем не менее, было зарегистрировано снижение запыленности. Скорее всего, потому, что в этом году на улицах города появилось много машин-уборщиков».
Пыль в глаза
О том, как сейчас на самом деле убираются городские улицы, рассказал руководитель МУП «Городские дороги плюс» Алексей Власов. Для уборки города в летний период используется два типа техники - поливомоечная и пылеуборочная, которая, в свою очередь разделяется на две категории: элеваторного типа (так называемые «механические веники») и вакуумного («пылесосы»). На сегодняшний день в Саратове работает около 50 «поливалок», 16 «пылесосов» и 15 «веников», а также 14 единиц техники для уборки тротуаров, которые драят по большей части проспект Кирова. Это составляет 54% от потребности города в технике (для сравнения - три года назад этот показатель не превышал 17%). «Таким образом, мы работаем в половинчатом режиме, то есть, нам потребуется двое суток, чтобы привести город в порядок, скажем, после сильного ливня, когда выпадает месячная норма осадков», - рассказал директор МУПа.
Одним из основных способов борьбы с запыленностью ученые считают фонтаны. «Это уличный вариант ионизаторов воздуха - модных сейчас приборов для дома, - объяснил Михаил Решетников. - Они повышают влажность и освежают. В результате взвешенные частицы пыли, которые есть в воздухе, впитывают в себя влагу и под силой гравитации оседают на землю». По его словам, все эти способы борьбы с пылью довольно эффективны, но и затратны в то же время, поэтому и малоприменимы: «Экология для бюджета любого города - черная дыра. Деньги туда будут уходить постоянно, но никакого экономического эффекта они приносить не будут. Поэтому на нее и выделяется не так много денег».
Дорожники же считают, что для решения проблемы запыленности города все должно загоняться в камень. «Если брать все мегаполисы, в том числе, Москву… Это не популярная в России мера, но это опыт всех мировых держав. Хотя бы центр города должен быть полностью закатан в плитку. При этом нужно расширять дороги, делать нормальные тротуары… И тогда с зелеными зонами по краям дорог, нам, к сожалению, придется расстаться. Я, конечно, понимаю, что в нашем городе вряд ли будет принято такое решение, но для нас это единственно возможный вариант, - резюмировал Власов. - Пока у нас будет такое количество автомобилей и такая культура паркинга и вождения, как сегодня, то бороться с пылью на улицах будет невозможно».
Ученые не согласны с таким решением этой проблемы. «У нас в городе любят все асфальтировать, а асфальт - хороший сборник пыли. Для того чтобы решить проблему запыленности, по обочинам дорог нужны газоны, потому что это «легкие города», фильтр пыли. Трава очень хорошо в себя абсорбирует пыль и не дает при любом ветре ей подниматься вверх, то есть в зону дыхания человека», - считает сотрудница областного метеоцентра Ольга Симбукова.
Экс-министр экологии Игорь Шопен тоже высказался против «закатывания города в плитку»: «Ну давайте еще весь город в бетон закатаем! Вот если тебя взять и поставить на бетон под солнце, то через 15 минут тебя хватит солнечный удар, потому что этот материал сильно нагревается и отражает тепло, в результате температура воздуха над ним становится градусов 45 вместо 30. Конечно, за плиткой ухаживать не надо. Но гораздо эффективнее положить вдоль дорог газон, как в западных странах - когда сначала идет дренажная система, потом гравий, газон, затем велосипедная дорожка, потом еще один газон и пешеходная дорожка. Правда, у нас это нереально - дороги слишком узкие. Но я уверен, что чем больше у нас в Саратове будет зелени, тем меньше будет пыли».
В то же время Шопен отметил, что за последние два года город стал заметно чище. По его мнению, в этом есть заслуга и руководства города. К его словам остается только добавить, что особенно часто по улицам поливочные автомобили ездят в преддверии выборов, словно в подтверждение слов Олега Грищенко, который обещал сделать город «чище, зеленее и светлее». Не знаю насчет зеленее и светлее, но чище Саратов действительно стал. В октябре ожидаются новые выборы - теперь уже в облдуму. Я с нетерпением жду этого момента в надежде на то, что городские власти будут снова вылизывать улицы, проезды и проходы в попытке угодить своим избирателям.