Вчера должна была состояться первая пресс-конференция министра социального развития Саратовской области Ларисы Колязиной. Как сообщил накануне официальный сайт министерства, темой ее встречи с журналистами должна была стать работа социальных учреждений, перешедших в статус автономных. Как говорится, ничто не предвещало. Однако 17 мая произошло нечто сверхъестественное. Журналисты пришли в назначенное время и место и не обнаружили там министра. Но еще более удивительно, что первая пресс-конференция Ларисы Колязиной, пусть и без самой Ларисы Колязиной, все же состоялась
Вчера должна была состояться первая пресс-конференция министра социального развития Саратовской области Ларисы Колязиной. Как сообщил накануне официальный сайт министерства, темой ее встречи с журналистами должна была стать работа социальных учреждений, перешедших в статус автономных. Как говорится, ничто не предвещало. Однако 17 мая произошло нечто сверхъестественное. Журналисты пришли в назначенное время и место и не обнаружили там министра. Но еще более удивительно, что первая пресс-конференция Ларисы Колязиной, пусть и без самой Ларисы Колязиной, все же состоялась.
Что случилось вчера с Ларисой Викторовной, неизвестно. Может, она занемогла. Может, передумала. Нам, по крайней мере, никто не объяснил, почему вместо нового министра на общение с прессой были брошены ее первый заместитель Нина Рябина, доставшаяся Ларисе Викторовне по наследству от старорежимного областного правительства, а также директор саратовского дома-интерната Александр Козырев - тоже, в общем-то, не новый. Казалось, еще чуть-чуть, и в дверь войдет бывший министр соцразвития Владимир Чернышев и расскажет все о приютах и домах престарелых, однако, видимо, организаторам пресс-конференции не хватило на это не то фантазии, не то смелости.
Но Бог судья Ларисе Викторовне, которая пока способна отвечать на вопросы только on-line, спрятавшись от публики за монитором компьютера. Так или иначе, присланные вместо нее «спикеры» справились с восхвалением автономных социальных учреждений на твердое «хорошо». Как рассказала Нина Рябина, в Саратовской области работают 23 дома-интерната, 16 из которых за последние полтора года перешли в статус автономных. «Автономия - это самостоятельность», - пояснила она.
Финансовую самостоятельность получил и саратовский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Его внешний вид и внутреннее убранство были продемонстрированы нам на слайдах. На фотографиях интернат выглядел презентабельно, как трехзвездочная гостиница в прилежно отфотошопленном рекламном буклете. Тут были и палаты с хорошим ремонтом, и приветливый персонал, и новое медоборудование, и концертный зал, и даже молельная комната. Курорт, одним словом.
Чтобы журналисты могли удостовериться в реальности этих картинок, директор учреждения Александр Козырев пригласил нас в гости «хоть днем, хоть ночью». Александр Кириллович также рассказал, что с переходом на автономию жизнь в доме-интернате только улучшилась. Если раньше составлялась смета доходов и расходов на год, которую утверждало министерство соцразвития, то теперь интернату выделяется единовременная субсидия на выполнение госзадания. Как ее потратить - решают директор и наблюдательный совет. «При переходе в автономию никакого отрицательного эффекта не было», - заявил Козырев. Напротив, удовлетворенность пребыванием в соцучреждении только растет - в 2011 году ее выразили почти 95% проживающих. Доволен, по словам директора, и обслуживающий персонал: в прошлом году средняя зарплата составила 13,3 тысячи рублей, и 84% сотрудников рады этой сумме.
Что касается клиентов дома престарелых, то на их кошельках переход на автономию никак не отразился: как и раньше, они отдают государству 75% пенсии. Однако теперь у интерната появилась возможность брать деньги с остального населения за различные платные услуги. На предоставлении услуг сиделок, на прокате реабилитационного оборудования и «выпечке полуфабрикатов» дому престарелых в прошлом году удалось заработать более миллиона рублей. Эти деньги были направлены на повышение зарплаты и улучшение материально-технической базы. И Александр Козырев уверен, что это не предел. «Мы сейчас считаем каждый рубль, чтобы получить экономию... Могу по себе сказать, что у меня и так ответственность была высокая, а теперь с переходом на автономию она еще больше выросла», - доложил он.
По словам Нины Рябиной, большая часть областных домов-интернатов находится практически в таком же состоянии, как и саратовский. «Эти учреждения достойны того, чтобы мы переименовали их из такого грустного слова, как «дом для престарелых и инвалидов», в пансионаты», - заявила замминистра. По словам чиновницы, если раньше они воспринимались как место «складирования немощных и больных», то теперь это современные комфортабельные учреждения с полным спектром услуг, куда «не страшно попасть». В без пяти минут пансионатах «люди продлевают себе жизнь» - средняя продолжительность жизни здесь выше, чем в обычных домашних условиях. При этом очереди в дома престарелых нет, а доброе отношение сиделок и врачей обеспечено всем старикам. «Души и сердца у них шире этого стола!» - так сказал Александр Козырев и даже показал руками, насколько шире.
Однако вопросы журналистов несколько смазали красивую картинку, нарисованную чиновниками. Выяснилось, что основной ремонт и закупку большей части оборудования саратовский дом-интернат произвел еще до получения финансовой и хозяйственной самостоятельности. Без подготовленной материальной базы в свободное плавание ему бы пуститься не удалось. «На голом месте автономию не создашь», - признала Нина Рябина, добавив, что именно поэтому не все учреждения переведены в новый статус.
Также на пресс-конференции зашла речь о возможной помощи бизнеса домам престарелых. По словам первого замминистра, идея шефства сама по себе очень хороша, однако благотворительность лучше направлять «на защиту семьи и детства». «В области сложилась такая ситуация, что за пожилое поколение можно уже несколько успокоиться», - уверена она, ведь пенсия не ниже величины прожиточного минимума - 4286 рублей - обеспечена всем. И это заявление, конечно, не может не радовать всех нынешних и будущих пенсионеров Саратовской области.
Наверное, если бы на пресс-конференции Ларисы Колязиной присутствовала сама Лариса Колязина, таких «успокоительных» фраз не прозвучало бы. Возможно, мы также услышали бы от нового министра соцразвития ободряющее заявление о том, что величина субсидии по госзаданию для домов престарелых не будет уменьшаться с каждым годом и что старики не останутся один на один с системой, которая под государственной вывеской будет отбирать у них последние крохи. А может, наоборот, Лариса Викторовна высказала бы мысль, что всех пенсионеров следует сбрасывать со скалы, так как их стало слишком много и денег на всех не хватает. Но поскольку Ларисы Колязиной на ее пресс-конференции не было, мы ничего утверждать не можем. И она сама, видимо, тоже.