Такое ощущение, что местные власти мечтают жить веке эдак в пятнадцатом. Как бы им тогда было хорошо! Пришелся тебе не по нраву какой-нибудь Михаил Лысенко - объявил его еретиком и сжег на костре. А сейчас держи человека под арестом и обвинения пытайся придумывать, да не какие-нибудь, а такие, чтоб с доказательствами. Или выделил многодетным семьям положенные им по закону земельные участки на каком-нибудь болоте - и царь об этом никогда не узнает. Потому что даже если царь наведается в гости с инспекцией, ему всегда можно показать «потемкинские» деревни
Такое ощущение, что местные власти мечтают жить веке эдак в пятнадцатом. Как бы им тогда было хорошо! Пришелся тебе не по нраву какой-нибудь Михаил Лысенко - объявил его еретиком и сжег на костре. А сейчас держи человека под арестом и обвинения пытайся придумывать, да не какие-нибудь, а такие, чтоб с доказательствами. Или выделил многодетным семьям положенные им по закону земельные участки на каком-нибудь болоте - и царь об этом никогда не узнает. Потому что даже если царь наведается в гости с инспекцией, ему всегда можно показать «потемкинские» деревни.
Волшебный пендель
В наше время не совсем комфортно местным властям, не чувствуют они душевного спокойствия, потому что есть средства массовой информации. Недавно Саратов был снова в центре внимания федерального телеканала. Чиновники засуетились и принялись срочно исправлять ситуацию.
Динамика развития событий с выделенными многодетным семьям косогорами под строительство домов в поселке Мирный (район Перинатального центра) была стремительной. 10 мая в эфире «Первого канала» продемонстрировали саратовские болота, овраги и мусорки, объяснив, что эту землю выделили местным многодетным семьям под строительство домов. «Счастливые» землевладельцы говорили с экрана, что подготовка к строительству обойдется куда дороже, чем само возведение дома. К тому же в этом районе нет ни больниц, ни школ, ни детских садов.
«У меня супруг чуть ли не плакал, когда увидел этот участок. Сел под деревом и сказал: «Я не знаю, что делать, мы никому не нужны, над нами просто издеваются», - рассказывала многодетная мама Ирина Шмелева.
Городской чиновник, а именно и.о. руководителя комитета по землепользованию Саратова Сергей Иванов, сетовал на недостаток земли в городе: «Мы имеем достаточно серьезный дефицит земельных участков. В городе зарегистрировано 700 многодетных семей, на этот год запланировано выделение только 120 участков, и выбора просто нет».
Ни продать, ни отказаться от участков семьи не могут. Первый вариант невозможен, потому что данное недвижимое имущество никому не нужно и ничего не стоит, а второй - по причине того, что это не предусмотрено законом.
Уже на следующий день тот же канал вновь показывает Саратов. В программе говорится: «После того, как сюжет (упомянутый выше - авт.) прошел в эфире, губернатор Саратовской области потребовал отменить решение городской администрации и уволить виновных».
Однако никто не предложил многодетным семьям новых участков. Теперь им нужно выбирать из тех 120, среди которых, как говорил Сергей Иванов, «выбора просто нет». «Они обещаниями нас пока кормят. Конкретики никакой не сказали. Задали вопрос, когда именно будут новые участки, конкретного ответа не последовало. Когда задали вопрос опять по поводу школ, садов, опять конкретно никаких ответов нам не последовало», - говорит мать многодетного семейства Екатерина Стаина.
Бурная деятельность
Еще через день - 12 мая - по всем местным телеканалам губернатор Валерий Радаев выступает с одной и той же пламенной речью: «По конкретному случаю, который стал достоянием гласности, получил общественный резонанс и был показан по центральному телевидению, можно сказать следующее: это вопиющий факт бесчеловечного отношения к жителям». А на официальном сайте администрации города появляется информация: местные власти посетили пресловутые участки с целью осмотра и провели встречу с многодетными семьями. Участвовали в этом событии заместитель председателя регионального правительства Андрей Россошанский, неугомонный депутат Саратовской областной думы Александр Ландо, глава города Олег Грищенко, глава администрации Саратова Алексей Прокопенко и уполномоченный по правам ребенка Юлия Ерофеева.
Глава города выразил мнение, что в случившемся виноваты все: «И мы - потому, что не предоставили вам возможность заранее ознакомиться с состоянием земельных участков, и вы - потому, что согласились взять участки, которые вас не устраивают».
Как люди могли понять, устраивают их участки или нет, если они их не видели? Помимо отсутствия у многодетных семей сверхъестественных способностей, в частности телепатии, чиновники видят причину конфликта в «пробелах» в законе (ну не написали там черным по белому, что земля должна быть нормальной), дефиците бюджета (на обеспечение семей участками выделено всего 3 миллиона рублей) и в прежнем руководстве, которое вольно распоряжалось землей (интересно, на Аксененко будут вешать все подряд и 300 лет спустя?). В общем, ничего нового.
Пока Президент не знает
Вот так, не без участия прессы, региональным и городским чиновникам пришлось подсуетиться. Наше издание, конечно, не федеральный телеканал, поэтому реакция на наши публикации появляется далеко не на следующий день (не факт, что «царь» читает «Газету Наша Версия» и узнает о проступках местных чиновников - авт.). Например, еще 2 марта мы опубликовали историю Наталии Сус, матери троих сыновей, отец которых лишен родительский прав («Дом терпимости», №8 (162). У нее тоже проблемы с жильем. Только в этом случае речь идет не о плохом состоянии выделенного земельного участка. Комната в доме №50 на улице имени Григорьева, где прописана Наталия с детьми, по заключению ООО СКФ «Каркас», опасна для жизни. Дом построен еще до революции и сейчас представляет собой ужасающее зрелище. Аварийным он был признан еще в 1985 году, а семья Сус стоит в очереди на новое жилье с 1998 года. Однако в администрации Волжского района сообщили, что акт межведомственной комиссии утрачен. Из-за этого нельзя расселить дом в рамках 185-ФЗ. Наталия самостоятельно собрала все необходимые для создания нового акта документы. Тогда, в марте, она никак не могла добиться от власть имущих проведения нового заседания межведомственной комиссии.
После выхода нашей публикации многодетной маме все-таки выдали злосчастный акт, но радость ее была преждевременной - чиновники сообщили, что «жилищного фонда нет», а значит, и нормальной квартиры у Наталии и ее сыновей не будет. Казалось, она снова оказалась в тупике, стучась лбом о непробиваемую стену бюрократии, но на «Дом терпимости» отреагировала еще и Юлия Ерофеева. В целях защиты жилищных прав несовершеннолетних детей, проживающих в разрушающемся доме, уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области обратилась в прокуратуру. Ведомство подтвердило доводы уполномоченного, и сейчас прокурорские работники готовят исковые заявления в Волжский районный суд к администрации города о предоставлении Наталии жилого помещения по договору социального найма вне очереди. «Я так хочу знать, что у мальчиков есть крыша над головой, - говорит Сус. - Ведь жилье - это самое важное. Без остального можно и обойтись».
Разбираясь с ситуацией вокруг земельных участков, глава города обронил фразу: «Все-таки иногда к проблеме надо подходить не формально, а по-человечески». Видимо, для того чтобы к беде Наталии отнеслись по-человечески, нужно, чтоб ее история прогремела на всю страну. Что же, стоит попробовать отправить ее центральному телеканалу. А еще я вычеркнула бы из упомянутой цитаты слово «иногда».