«Я не против полиции, я просто боюсь ее», - еще год назад эти слова режиссера Альфреда Хичкока можно было применять к российской действительности несколько условно - все-таки у нас тогда была милиция. Зато сейчас они подходят как нельзя лучше, и если у кого-то возникнут трудности с поиском положительного примера реформирования МВД, то он может использовать эту фразу Хичкока
«Я не против полиции, я просто боюсь ее», - еще год назад эти слова режиссера Альфреда Хичкока можно было применять к российской действительности несколько условно - все-таки у нас тогда была милиция. Зато сейчас они подходят как нельзя лучше, и если у кого-то возникнут трудности с поиском положительного примера реформирования МВД, то он может использовать эту фразу Хичкока.
Тем более что с режиссером согласились бы миллионы российских граждан, которые никогда этих слов от Хичкока не слышали. Чтобы не трепаться понапрасну, приведу свежайшие социологические исследования «Левада-Центра». Эти данные опубликованы на сайте «Левада-Центра» 4 мая, а сам опрос «был проведен 20-23 апреля 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%». Вот так они предваряют исследование под названием «Россияне о полиции».
Итак, на вопрос: «Доверяете ли вы правоохранительным органам (милиции, прокуратуре) - или, напротив, относитесь к ним с опасением?» 5% ответили «определенно доверяю», «скорее доверяю» - 26%. А вот «определенно отношусь с опасением» - 15%, «скорее отношусь с опасением» - 48%. Затруднившихся ответить рассматривать не будем.
На вопрос: «Насколько серьезной для современной России является, на ваш взгляд, проблема беззакония и произвола правоохранительных органов?» 9% ответили «не слишком серьезная проблема», «нет такой проблемы» - 2%. А вот «довольно серьезная проблема» ответили 47%, «очень серьезная проблема» - 36%. Вот еще один вопрос: «Как вы лично чувствуете себя защищенн(ой)ым от произвола правоохранительных органов?». «Полностью защищен» - 2%, «довольно хорошо защищен» - 16%. А вот «слабо защищен» - 51%. И «совершенно не защищен» - 22%.
Ну, давайте еще один вопрос: «Как вы считаете, на что сейчас в основном направлены усилия полиции?» 23% опрошенных согласились с тем, что «на обеспечение безопасности населения страны». 33% решили, что «на обеспечение интересов власти». И 32% отметили строчку «на обеспечение собственных интересов».
И, клянусь, последний вопрос: «Согласны ли вы с тем, что в России сложилась система круговой поруки и ухода от ответственности людей, наделенных властью?» «Определенно не согласен» - 2%, «скорее не согласен» - 9%. И «определенно согласен» - 33%, «скорее согласен» - 46%.
Хоть меня никто и не спрашивал из «Левады-Центра», но я думаю, что это катастрофа. Я думаю, что так отвечают жители Гватемалы и Пакистана. Более того, схожие данные были в фильме «Война миров», когда проводился опрос под названием «Земляне о захватчиках марсианах». Да, кто смотрел кино, этого не видел по той простой причине, что эпизод был вырезан при монтаже.
При этом всегда найдется какой-нибудь человек, который скажет: «Да нет, ну есть среди них и хорошие люди! Я вот знаю одного, который...» Или не одного. Или даже нескольких. Я, в общем-то, не против, но когда звучит «есть среди них и хорошие», мне хочется горько усмехнуться. Потому что подобные формулировки вполне годятся для «Коза Ностры», мол, есть среди них и совестливые, вот такой-то вдове с тремя детьми помог, а другой талантливого скрипача на конкурс отправил. Не все же там звери, есть и люди! Но в отношении полиции слышать такое - недопустимо!
Ну вот кто такой полковник Сергей Полтанов, который допрашивал в прошлую пятницу директора ЗАО «Аркада-С» Марину Шуляк, после чего ее госпитализировали? Бывший начальник пункта милиции на Сенном рынке, который, наверное, мечтал о том, что когда-нибудь он вырастет и станет заниматься бизнесом. Ну, то есть делами. При этом оставаясь при погонах и должности.
Мне кажется, что у него все получилось. При этом ведь нельзя же сказать, что он какое-то там чудовище в обыденной жизни или ходит по улицам с выражением лица, как у Джека Николсона в концовке фильма «Сияние».
Да нет вовсе! Если спросить у его коллег, я уверен, они скажут, что Серега Полтанов классный парень, весельчак, балагур, анекдот расскажет - весь отдел хохочет, да мясо для шашлыка маринует отменно.
Соседи скажут - такой вежливый, всегда здоровается, пьяниц у подъезда гоняет, а еще когда тетя Галя застряла в лифте, помог ее оттуда вызволить. Ну, кто ж спорит-то?! Ведь Сергей Полтанов не допрашивал своих соседей и не говорил им, что они будут ползать перед ним на коленях.
А те трое милиционеров, которые служили под его началом в Ленинском РОВД и заживо сожгли Армена Гаспаряна, - они же тоже, я уверен, были неплохими ребятами. Выпить любили, за жизнь поговорить, может, на рыбалку ездили.
А те милиционеры из Энгельса, что избивали инкассаторов «Почты России», - я уверен, учителя ими гордились.
И вы же отлично помните Дениса Евсюкова, начальника Царицынского ОВД Москвы, который из-за большой занятости не мог вырваться в Танзанию на сафари и устроил его в столичном супермаркете? Вы также помните, как тогдашний начальник ГУВД Москвы генерал Владимир Пронин сболтнул телевизионщикам на свою беду, что Евсюков считался одним из лучших оперативников, обладал хорошим чувством юмора. У людей вытянулись физиономии - а что ж тогда ждать от не очень лучших оперативников без чувства юмора, и генерал Владимир Пронин лишился своего поста.
И начальник ОВД «Дальний» полковник Сергей Ефремов из Казани, чьи сотрудники замучили до смерти человека, пусть далеко и не ангела, - лишился своего поста. Он уволен. И никогда больше не будет работать на руководящих должностях в МВД, не станет заместителем начальника полиции МВД Татарстана, он вообще больше не будет работать в полиции. В отличие от Сергея Полтанова, который стал замначальника полиции ГУ МВД по Саратовской области.
Он и сейчас работает там, периодически дает интервью журналистам. Рассказывает о суровых милицейских буднях. Например, альманаху «Лица Саратовской губернии». Он там долго повествует, как и кого они ловили и поймали. И вот это мы процитируем:
«- Сергей Александрович, значительная часть Вашей работы в органах прошла в оперативных службах. Было ли Вам за годы работы в милиции когда-нибудь по-настоящему страшно?
- Запомнилась услышанная или прочитанная когда-то фраза: «Работа - это хорошее лекарство от страха». К сожалению, не знаю, кто ее автор, но не удивился бы, что коллега (смеется). Больно уж к нашей работе подходит. Работа ставит тебя в экстремальную ситуацию, и она же заставляет мобилизовать все свои силы. Лично о своих ощущениях скажу так: волнение, безусловно, было, но и уверенность в себе, в коллегах, которые рядом, никогда не пропадала. Хотя спорить не стану, профессия у оперативников опасная и не каждому по силам, поэтому очень ценю настоящих профессионалов и всегда выражаю признательность их близким за поддержку и понимание».
Ну что добавить-то? Работает человек. Сложно, но он справляется. Досадно, что интервью у него брали до того, как он допрашивал Марину Шуляк, в противном случае он ответил бы более конкретно, когда ему было по-настоящему страшно.
Ситуация-то была экстремальная! Это ж целая Марина Шуляк! Бонни и Клайд в сравнении с ней - садовые воришки. Не каждому такое по плечу. Но он мобилизовался.
И самое главное, ведь мы же знаем: уверенность в коллегах, которые рядом и не подведут в случае чего, - эти чувства придавали сил Сергею Полтанову.
Жаль, что у Альфреда Хичкока и у миллионов россиян нет таких коллег. Вот люди и боятся полицию.