Музейное сало

Музейное сало

Дом приема официальных делегаций перестал быть домом приема. Теперь это региональный центр поддержки одаренных детей Саратовской области в сфере культуры и искусства. Не знаю, как насчет одаренных детей, но одаренных взрослых региональный центр в своих стенах уже принял. Художники, критики, журналисты и работники культуры собрались вчера, чтобы обсудить инновации в искусстве и музей ХХI века

без названияДом приема официальных делегаций перестал быть домом приема. Теперь это региональный центр поддержки одаренных детей Саратовской области в сфере культуры и искусства. Не знаю, как насчет одаренных детей, но одаренных взрослых региональный центр в своих стенах уже принял. Художники, критики, журналисты и работники культуры собрались вчера, чтобы обсудить инновации в искусстве и музей ХХI века.

С инновациями проблемы возникли еще в самом начале - техника вдруг отказалась работать. Однако собравшихся это не смутило. Решено было сразу перейти к обсуждению, а просмотр фильмов оставить на потом. Круглый стол «Музей XXI века: инновации в искусстве» состоялся в рамках проекта «Репетиция музея». Его цель - выявить потенциал российских регионов по созданию оригинальных авторских моделей творческих центров и новых концепций институций современного искусства. Основная задача - раскрыть креативный потенциал города, организовать профессиональное обсуждение предлагаемых концепций и привлечь к ним внимание общественности и местной администрации. Грубо говоря, речь идет о довольно насущной (по крайней мере для Саратова) проблеме - современному искусству негде показать себя.

В краткой справке о проекте «Репетиция музея» в пример приводится опыт Пермского музея современного искусства как первого регионального музея и инициатора межрегиональной программы «Культурный альянс», направленной на объединение страны через культурные проекты. Однако кураторы и руководители проекта не уверены, что достаточно создать единый методический центр, предлагающий готовые лекала, по которым строятся типовые музеи и центры. Важен также и личностный фактор, и сложившаяся в регионе структура художественного образования. Говоря о моделях институций современного искусства, ведущий научный сотрудник Московского музея современного искусства Ирина Сосновская привела в пример биеннале. В 2010 году в Ростове-на-Дону прошла первая Южнорусская биеннале современного искусства на тему «Сеанс связи». В Красноярске музейная биеннале проходит уже в девятый раз, и это единственный в мире форум артработ в музейном контексте.

без названияЧто касается Саратова, то в нашем городе функции центра современного искусства долгое время выполнял Дом-музей Павла Кузнецова, филиал Радищевского музея. Однако всем уже давно очевидно - центр современного искусства необходим. Хотя бы потому, что в Доме-музее Павла Кузнецова должно быть творчество Павла Кузнецова. А в Саратове, по мнению кураторов проекта «Репетиция музея», есть команда с уникальным опытом реализации междисциплинарных исследовательских проектов. А значит, спецификой саратовского центра или музея современного искусства могут стать инновационные междисциплинарные исследования.

О том, как классический музей работает с актуальным искусством, рассказала Наталья Коптель, заведующая сектором новейших течений Радищевского музея. Видеоарт, выставки, инсталляции и перфомансы - современное искусство появляется в Радищевском не только в «Ночь музеев». К примеру, сейчас здесь работает выставка медиа-арта группы Lucid Dream Organization «Копия снежинки». На экспозиции представлены гиф-анимация, медиаколлажи, объекты и фотография. А в марте в медиазале музея работала выставка видеоарта Евгения Солодкого «За гранью обыденного».

без названияРассказ Натальи Коптель вызвал много вопросов у Тамары Фокиной, профессора кафедры социальных коммуникаций Поволжского института им. П.А. Столыпина. Вопросы и замечания Тамары Петровны касались организационных форм, которые может принимать современное искусство в рамках классического музея, и критериев отбора современных произведений искусства. Дискуссия затянулась и в какой-то степени стала напоминать разговор экзаменатора со студентом.

О современном искусстве и его месте в музеях говорил и арт-критик, теоретик современного искусства Александр Евангели. Он отметил, что есть произведения, которые не могут существовать вне музея. Например, стальной куб на фабрике и стальной куб в стенах музея - это совершенно разные вещи. «В чем заключается концентрированный жест, направленный против музеев? - задался вопросом Александр Евангели. - Существуют произведения, которые радикально переформулируют музейное экспонирование. Это в первую очередь все, что связано с тактильностью. Мы видим, к примеру, коробки, внутри которых может быть все, что угодно. Смысл взаимодействия со зрителем именно в том, что все это можно потрогать, и не факт, что потом все вещи будут сложены точно таким же образом, как изначально. Это, скажем так, уничтожение сложившегося представления о музее и его традициях, которые предполагают произведение на постаменте, вокруг которого можно только ходить и смотреть». Евангели отметил, что музеи с некоторых пор представляют историю искусства, а само искусство начинает существовать совершенно в других пространствах.

Генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки» Михаил Брызгалов рассказал о музыкальных музеях мирах и опыте их работы. «Я побывал в основных музыкальных музеях в Риме, Барселоне и других городах, - поведал он. - Я хотел найти ответ на вопрос, что такое современный музей. Не могу сказать, что картина радостная». Своим видением институций современного искусства поделился заслуженный художник России Константин Худяков, его выставка открылась на этой неделе в Радищевском музее. Он отметил, что современное искусство - это тотальный международный инвестиционный проект, куда вкачиваются сотни миллиардов долларов по всему миру. «Многие произведения искусства создаются из быстро разрушающихся материалов, - напомнил Худяков. - Художник Юрий Шабельников делал произведения из сала. Эти вещи со временем начали плохо пахнуть, в них появились мухи и черви. Вот такие проблемы тоже есть. Хранить такие объекты тяжело и сложно. Но это современное искусство, и оно очень нравится молодежи». Завершая свой рассказ, Константин Васильевич с уверенностью заявил: «Конечно, будущее у современного изобразительного искусства есть. Только мы не знаем, каким оно будет. В этом-то и сложность создания сегодня музеев и центров современного искусства».

Фото с сайта Радищевского музея