Салтыкову-Щедрину и не снилось

Интернете некоторое время назад был весьма популярен ролик о работе портала Госуслуги.ру. В этом видео, снятом на телефон, известный в России актер Никита Джигурда стоит в очереди в какое-то ведомство и не пропускает вперед молодого человека, утверждающего, что он пришел «по талону с сайта Госуслуги.ру». Ролик не прошел незамеченным, на него обратил внимание даже министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. На совете по региональной информатизации он предложил собравшимся со всей страны чиновникам выйти в Интернет со своих айпадов и посмотреть это видео с Джигурдой. Ролик, по словам федерального министра, говорит об одном: чиновники плохо рекламируют Госуслуги.ру. Такую историю рассказал министр-председатель комитета по информатизации Саратовской области Павел Малков.

Интернете некоторое время назад был весьма популярен ролик о работе портала Госуслуги.ру. В этом видео, снятом на телефон, известный в России актер Никита Джигурда стоит в очереди в какое-то ведомство и не пропускает вперед молодого человека, утверждающего, что он пришел «по талону с сайта Госуслуги.ру». Ролик не прошел незамеченным, на него обратил внимание даже министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. На совете по региональной информатизации он предложил собравшимся со всей страны чиновникам выйти в Интернет со своих айпадов и посмотреть это видео с Джигурдой. Ролик, по словам федерального министра, говорит об одном: чиновники плохо рекламируют Госуслуги.ру. Такую историю рассказал министр-председатель комитета по информатизации Саратовской области Павел Малков.

Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров прав. О том, как работает портал, известно весьма ограниченному кругу лиц. Да, о существовании этого электронного ресурса слышали многие. Но пока он остается для большинства скорее неким мифическим зверем, повадки и ареал обитания которого практически не изучены. Как донести до сограждан, что портал - штука полезная и простая в использовании, чиновники представляют слабо. Однако попытки рассказать об электронном правительстве уже сделаны. Так, в Краснодаре раз в две недели выходит программа, которая так и называется - «Электронное правительство». В первых передачах жителям Кубани рассказывали о том, что же такое электронное правительство и с чем его едят. Потом перешли к более конкретным вопросам: сроки оказания государственных и муниципальных услуг, наиболее востребованные услуги, суть электронного межведомственного взаимодействия и так далее. Похожая программа выходит и в Нижнем Новгороде - «Электронное правительство. Просто о сложном». Ведущая подробно рассказывает о предоставляемых услугах и о том, как их можно получить. Все эти передачи выкладываются в социальных сетях и на youtube.com. Правда, количество просмотров у всех этих роликов в тысячу раз меньше, чем, скажем, у того же видео с Джигурдой. Видимо, для рекламы обязательно нужны звезда и скандал.

Без звезды

В Саратове решили обойтись без скандалов. Министр-председатель комитета по информатизации области Павел Малков вместе с директором саратовского филиала ОАО «Ростелеком» Алексеем Артемьевым выступил перед журналистами. Тема электронного правительства, по мнению министра, в Саратове несправедливо обделена вниманием. А тем временем мы уже достигли критической массы - по данным фонда «Общественное мнение», аудитория Интернета в России сегодня составляет 50% населения в возрасте от 18 лет. А значит, растет число граждан, которые хотят и могут получать госуслуги через Интернет. На самом портале, кстати, уже зарегистрировано 2 миллиона человек.

Областной портал, полностью интегрированный в федеральный, заработал в начале этого года. Регистрация на нем занимает довольно много времени - код активации личного кабинета придется ждать по почте. Однако саратовский филиал ОАО «Ростелеком» предлагает сократить время ожидания до 15 минут. Код можно получить в офисе компании, для этого достаточно предъявить паспорт, ИНН и пенсионное свидетельство - СНИЛС.

Сейчас на региональном портале представлена информация о 1000 федеральных услуг и 1500 региональных и муниципальных. Самой популярной федеральной услугой по-прежнему остается получение загранпаспорта. Стоит отметить, что заполнить заявление и подать его в электронном виде действительно довольно просто. Главное внимательно читать инструкции. Например, заявление корреспондента «Газеты Наша Версия» приняли в течение двух дней и сразу же предложили в определенное время явиться в УФМС с необходимыми документами. Среди популярных региональных услуг Павел Малков назвал содействие в поиске работы, регистрацию рождения и получение информации о лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан.

- Задача предельно простая - по факту организации должны максимально перевести взаимодействие с людьми в электронный вид, - отметил Алексей Артемьев. - Вся структура и на федеральном, и на муниципальном уровне хранится в центрах обработки данных. Их 8 по России. Для Саратовской области создан ЦОД в Казани. ЦОД - это фантастическая система с четырьмя уровнями отказа защищенности. Обеспечивается 100% надежность.

По мнению Павла Малкова, существует очень серьезная проблема - непонимание на местах.

- Не секрет, что не хватает специалистов, - поделился министр. - Нет активности муниципалитетов. Не везде есть понимание того, что пришли новые технологии и новые времена. Люди не готовы работать по-новому. Где-то в силу своей косности, а где-то потому, что теряются рычаги влияния на ситуацию.

Вполне возможно, что чиновники просто боятся потерять свои рабочие места. Ведь с внедрением электронного правительства потребность в огромных бюрократических аппаратах может отпасть за ненадобностью. Впрочем, министр считает, что кардинального сокращения чиновничьих штатов ждать не стоит.

- Скорее будет обновляться качественный состав чиновников, - уверен он. - Должны работать люди с другим уровнем знаний, владения информационных технологий и управления административными процессами в целом. Поэтому мы ожидаем скорее не сокращения, а именно повышения качества всех процессов оказания государственных услуг.

Карта дьявола

Впрочем, комитет по информатизации области видит непонимание и со стороны жителей региона. По данным министра, в Саратовской области около 800 граждан написали письма с просьбой не выпускать на их имя универсальных электронных карт. «Люди пока не разобрались, что к чему, и под диктовку пишут такие заявления», - пояснил Павел Малков.

Выдача универсальных электронных карт на территории области начнется 1 января 2013 года. Как сообщил Павел Малков, сейчас обсуждается возможность сотрудничества с коммерческими банками и создания межведомственной уполномоченной организации.

- Сейчас некоторые вещи еще не определены на федеральном уровне, - отметил Малков. - Мы надеемся, что с определением нового правительства в кратчайшие сроки все решения будут приняты. Мы к 1 января все подготовим. Массовая выдача карт планируется только через полтора года.

Электронная карта пока не будет заменять других документов. На ней будет полная идентификационная информация, а также платежное приложение. То есть по сути карта может быть универсальным кошельком. Планируется также, что на устройстве появится специальный чип, на котором будут записаны программы для оказания электронных услуг. Каких именно, пока неизвестно. Но это может быть, например, региональная услуга по перевозке льготных категорий граждан. В этом случае карта будет электронным проездным. Правда, сложно предположить, что это случится в ближайшее время, ведь в Саратове пока нет автобусов, оборудованных специальными терминалами.

Чтобы объяснить людям, что к чему, и научить их пользоваться порталом Госуслуги.ру, в Саратове создано два бесплатных обучающих центра на базе университетов.

- Мы обучали людей пенсионного возраста пользованию компьютером и Интернетом, - рассказал об опыте «Ростелекома» Алексей Артемьев. - Также мы обучали людей, как пользоваться сайтом госуслуг. Мы поняли, что если люди сталкиваются с необходимостью, они понимают, что в электронном виде получить услугу гораздо проще. Люди оказались удивительно обучаемы.

Межвед

С 1 июля в России начинает действовать закон, по которому чиновники не имеют права требовать с заявителя документы, которые уже есть в распоряжении органов госвласти. Это и есть то самое электронное межведомственное взаимодействие.

- Всю необходимую информацию чиновники должны запрашивать сами, - рассказал Павел Малков. - Если раньше для оформления льготы или субсидии нужно было собрать несколько справок, то теперь большая часть будет собираться самими чиновниками. А заявителю достаточно будет написать заявление и предъявить паспорт. Система спрятана внутри органов госвласти, поэтому она не очень эффектна. Я думаю, Салтыков-Щедрин не поверил бы в этот проект.

Поверил бы Михаил Евграфович в электронное правительство или нет, сказать сложно. Хотя он явно не удивился бы тому, что на создание портала было потрачено несколько сотен миллионов рублей.

За развитием электронного правительства в Саратовской области пристально следит губернатор Валерий Радаев. Ежедневно он получает отчет от комитета по информатизации области. А еще Валерий Васильевич стал первым жителем губернии, который получил электронную цифровую подпись. Цифровая подпись - это идентификатор, который позволяет подписывать поданные в электронном виде документы. Пока, правда, неизвестно, воспользовался Валерий Васильевич обновкой или же просто хвастается ей как модным девайсом.