Сезон закрыт, музыка продолжается

Хорошая публика у нас в городе. Люди, приходящие в концертный зал, совсем не обязательно имеют музыкальное образование, но они обязательно интеллигентны, они слушают музыку внимательно и настороженно, оценивают грамотно и чрезвычайно деликатно. Короче говоря, публика наша замечательная. Есть у нее лишь один существенный недостаток: она излишне консервативна.

Хорошая публика у нас в городе. Люди, приходящие в концертный зал, совсем не обязательно имеют музыкальное образование, но они обязательно интеллигентны, они слушают музыку внимательно и настороженно, оценивают грамотно и чрезвычайно деликатно. Короче говоря, публика наша замечательная. Есть у нее лишь один существенный недостаток: она излишне консервативна.

Причем, консервативна в разных ракурсах - прежде всего, в выборе репертуара и исполнительских пристрастиях. Репертуарные предпочтения наших слушателей в симфонических концертах заканчиваются где-то в районе Рахманинова. Уже музыку Прокофьева они предпочитают не слушать, Шостаковича одолевают с великим трудом, Шнитке не понимают вообще, а потому не обращают на него внимания изначально. Это странное обстоятельство вызывает огромные трудности у руководства Саратовской филармонии при составлении программ сезона симфонического оркестра. Ну, нельзя же, действительно, весь сезон играть только музыку балетов Чайковского, Венгерские танцы Брамса, вальсы семейства Штраусов и пресловутый Полонез Огинского. Объясняется сей феномен достаточно просто: публика наша стареет, состав ее практически одинаков - что на филармонических концертах, что на премьерах в оперном театре. Молодежи на концертах нет совсем - ей скучно и на Чайковском, и на Моцарте, и вообще на любой классике, если это, конечно, не на дискотеке в варианте Ванессы Мэй. Приходится с горечью признать: нынешние молодые слушать классическую музыку не умеют, так же, впрочем, как не умеют они и читать классическую литературу. Можно сколько угодно упрекать меня в старческом брюзжании, но это, к великому сожалению, непреложный факт. Можно также упрекнуть меня и в том, что мы - старшее поколение - в этом виновны. Этот упрек я готов принять, но тогда включите в список виновных наши «партию и правительство», наше телевидение, наш «озвученный» проспект Кирова, наши галдящие на немыслимых децибелах киоски и кафе...
Впрочем, я сильно отвлекся от заданной темы: ведь собирался писать о двух последних по времени концертах Академического симфонического оркестра филармонии. Но, к сожалению, весь предыдущий абзац имеет прямое отношение к тому, о чем я собираюсь сказать. Дело в том, что 5 мая состоялось закрытие 63-го симфонического сезона в нашем городе. Я очень хорошо помню, как проходили такие концерты в годы моего студенчества - это был праздник музыки, на который собирались все коллеги-музыканты, билеты бывали проданы за неделю до концерта, приходил цвет саратовской интеллигенции - медицинский институт в полном составе, во главе с профессурой, университетские студенты... Нынче же в зале было полно свободных мест, а концерт-то оказался превосходный по всем компонентам - и по программе, и по исполнительскому мастерству.
Два сочинения исполнялись в этот вечер в Большом зале консерватории: впервые в Саратове услышали Фортепианный концерт классика чешской музыки Антонина Дворжака и неизвестно в который, но, несомненно, обозначаемый трехзначной цифрой раз звучала великая Четвертая симфония Чайковского. Концерт Дворжака оказался весьма интересным, немного, пожалуй, громоздким сочинением, в котором звучали предчувствия отдельных мелодий из будущего виолончельного концерта и из Девятой симфонии. Но солист задал этой музыке такой эмоциональный заряд, что слушать было крайне интересно. Борис Блох - одессит, окончивший Московскую консерваторию у знаменитого Дмитрия Башкирова, уехавший впоследствии на Запад, гражданин США, работающий в Германии, ныне имеющий громкое педагогическое и исполнительское имя в странах Европы, - показал себя отменным виртуозом. Сложнейшие технологические задачи, которые ставит перед исполнителем концерт Дворжака, преодолевались им с легкостью и изяществом.
И тут возникает еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться постоянно: саратовские меломаны с подозрением относятся к незнакомым именам. Вот на Петрова, Вирсаладзе, Гутман, Мацуева, Луганского - полный зал гарантирован. Их показывают по телевидению, а это для многих любителей нечто вроде «знака качества». Кто такой Борис Блох - неизвестно. Но если он приедет через год снова - публика ринется в зал. Мало того что он оказался блестящим пианистом, он еще дал в консерватории два замечательных мастер-класса - пианистам и вокалистам. И вообще оказался человеком любопытствующим. Он очень рвался куда-нибудь в театр, - но это были первые числа мая: оперный театр почему-то не показывал спектаклей вообще, в ТЮЗе шел «Шум за сценой», идти на который Борис категорически отказался, ибо, по его словам, «терпеть не может эту дурацкую пьесу», в драме тоже не было ничего интересного. Зато он побывал на концерте студенческого симфонического оркестра, познакомился с педагогами, и вообще проявил огромную заинтересованность в культурной жизни города, в котором он впервые.
Что же касается Четвертой симфонии Чайковского, могу сказать лишь, что я давно не слышал нашего оркестра в такой потрясающей форме. Владимир Вербицкий добился от музыкантов невероятного по разнообразию тембров звучания, подлинно трагедийного накала, и вполне заслуженно был удостоен бурных аплодисментов партера, потому что на балконе не было никого.
Консерватизм наших слушателей в полной мере проявился в концерте 13 мая, который состоялся в рамках цикла «Приношение Кнушевицкому». Это уже второй фестиваль, посвященный выдающемуся советскому виолончелисту, уроженцу города Петровска Саратовской губернии. Чрезвычайно интересная программа из трех виолончельных концертов, два из которых Святославу Николаевичу посвящены (Н.Мясковский, А.Хачатурян), а третий (Д.Кабалевский) им был впервые исполнен. Солистами выступили молодые московские музыканты Сергей Суворов (правнук С.Кнушевицкого), Евгений Румянцев и Борис Андрианов. Три прекрасных концерта, которых в Саратове не слышали лет тридцать, почему-то не слишком заинтересовали публику.
А сезон закрылся, потому что главный дирижер больше не встанет за пульт, он теперь приедет только в октябре. Но концерты еще будут, и очень даже интересные и яркие.