Есть у нынешней областной власти одна особенность. Выбранному ими в качестве врага человеку публично промывают все косточки, тут же называют его жутким, отвратительным, безответственным, социально бесполезным, а то и вредоносным типом. Но бывает так, что хорошие дела, совершенные этим исчадием ада, сложно спрятать от ока общественности. Тогда при упоминании о них единороссы просто опускают его имя. Скажем, Павел Ипатов, по мнению единороссов, был никудышным губернатором, но некоторые постановления, изданные им, не только исполняются, но и проводятся в жизнь с добавлением «вот какие мы молодцы».
Есть у нынешней областной власти одна особенность. Выбранному ими в качестве врага человеку публично промывают все косточки, тут же называют его жутким, отвратительным, безответственным, социально бесполезным, а то и вредоносным типом. Но бывает так, что хорошие дела, совершенные этим исчадием ада, сложно спрятать от ока общественности. Тогда при упоминании о них единороссы просто опускают его имя. Скажем, Павел Ипатов, по мнению единороссов, был никудышным губернатором, но некоторые постановления, изданные им, не только исполняются, но и проводятся в жизнь с добавлением «вот какие мы молодцы».
Не так давно на официальном сайте правительства Саратовской области появилось сообщение о том, что в регионе открылось несколько новых социальных магазинов. Постановление о создании подобного «инструмента поддержки социально незащищенных слоев населения» подписано в апреле прошлого года Павлом Ипатовым. В соответствии с ним социальной может стать любая торговая точка, прошедшая аккредитацию. Для этого нужно предоставить министерству экономического развития и торговли области пакет документов, состоящий из заявления в свободной форме, копии учредительных документов (в актуальной редакции) и свидетельства о государственной регистрации с предоставлением подлинника для сверки, копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии правоустанавливающих документов на помещения, занимаемые магазинами и используемые для торговли.
Решающим фактором является готовность предпринимателя продавать определенный набор продуктов по ценам ниже среднеобластных (а для Саратова, Ртищево, Балаково, Балашова - ниже среднегородских) на 10-15% или же с торговой наценкой не более 15%. Акции, бонусы и скидки для инвалидов, пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны рассматриваются как дополнительная социальная нагрузка. В необходимый для малообеспеченных слоев населения набор продуктов внесли всего девять товаров: хлеб пшеничный и ржано-пшеничный, яйца куриные второй категории, макароны весовые, молоко 2,5% жирности, пшено, сосиски молочные, масло подсолнечное и мясо птицы. По мнению властей, витамины социально незащищенным слоя населения, видимо, не нужны.
Предприниматели, успешно прошедшие аккредитацию, получают свидетельство, действительное в течение года. Помимо сниженной цены, магазин должен обеспечивать бесперебойное снабжение упомянутыми выше продуктами, а также поместить информацию о социальной программе (какой именно - в постановлении не указывается) на видном месте и, конечно же, «высокий уровень обслуживания и качество реализуемой продукции». Сейчас в регионе аккредитовано 27 социальных магазинов. В Балаково их больше всего - 15. Там данный статус получила сеть «Милена» и «Наш магазин». Помимо «атомного города», в списке имеются Петровск, ЗАТО Михайловский, Аткарск, Дергачи, Маркс, Советское и Саратов.
В областном центре социальных магазинов всего два (был еще один, на базе психиатрической больницы, но закрылся из-за нерентабельности). Расположены они, конечно, не в центре города - один находится по адресу: 1-я Гуселка, Семхоз, дом 7 «А», а второй на улице А. Пархоменко, 53 «Б» (поселок Мирный). Оба микрорайона в свое время по той или иной причине часто упоминались в местной прессе.
Жители 1-й Гуселки в 2010 году оказались отрезанными от цивилизации благодаря местным властям, которые отдали под строительство участки с дорогами, ведущими к упомянутой улице. Поселок Мирный привлекал внимание СМИ (причем даже федеральных) совсем недавно. Именно там городские власти выдали землю под строительство жилья многодетным семьям. И все бы ничего, да только участки оказались косогорами, болотами и помойками, к тому же в поселке нет школ, детских садов и прочей инфраструктуры. Подробнее об этом можно прочитать в публикации «Не все гладко в Мирном» («Газета Наша Версия», №19 (173) от 18 мая 2012 года).
Туда я и решила съездить, чтобы посмотреть своими глазами на социальный магазин. Торговая точка обнаружилась на единственной в Мирном автобусной остановке. Но в беседе с местными жителями я узнала, что это не предмет моих поисков. Бабушки из числа старожилов не смогли вспомнить про еще один магазин в их районе, но направление, в котором нужно искать дом №53 «Б», указали. Улица Пархоменко вообще нисколько не похожа на городскую, скорее - часть деревни. Кругом частные дома, где-то даже кукарекают петухи, и вид открывается на поля и перелески - дальше города нет.
Заподозрив, что меня направили не в ту сторону, я обратилась к парню, ремонтировавшему мотоцикл «Урал» (надо отметить, что «Кулибин» умудрился даже музыку поставить на чудо советского мотопрома). «Байкер» направил меня в обратную сторону. Побродив туда-сюда по улице Пархоменко, пообщавшись с местными жителями, магазин я так и не нашла, но убедилась, что у населения он не пользуется популярностью, если вообще существует. Однако это нисколько не мешает радаевскому правительству рапортовать о продвижении ипатовских идей.
Кстати, а что получают владельцы торговых точек помимо статуса и свидетельства? Официально никакой награды не обозначено. В соответствующем постановлении №233-П об этом нет ни слова. Еще до подписания этого документа предприниматели поговаривали, что власти будут сдавать социальным магазинам муниципальные помещения по льготной цене. Но одно из требований, гласящее, что претендовать на вышеназванный статус может лишь человек, имеющий «на праве собственности или аренды помещения (торговые объекты)», полностью рассеивает мечты о дешевых государственных площадях. Так что же заставило владельцев 27 магазинов пойти на снижение цен?
Завесу тайны приоткрывает еще один слух. Говорят, что пожарная инспекция, санэпидстанция и прочие проверяющие - нечастые гости в социальных магазинах. Перешептываются, мол, договоренность такая - вы нам низкие цены и видимость заботы о населении, а мы вас не будем доставать проверками. Конечно, это всего лишь слухи, но если все действительно так, то это очень печально. Ведь в таком случае можно безнаказанно торговать просроченными товарами в антисанитарных условиях. А если кто и отравится, то у малоимущих нет денег на адвокатов, и в суд они вряд ли пойдут.
Хотя даже такие шикарные по российским меркам условия ведения бизнеса (проверками у нас кого угодно могут замучить) все равно не подталкивают предпринимателей как можно быстрее вешать вывеску «Социальный магазин». Чувствуется, что саратовские бизнесмены не слишком доверяют региональной власти. Их понять просто: не предлагая взамен ничего, кроме слухов, чиновники просят за вывеску работать чуть ли не в убыток.
Посмотреть на чудо правительственной мысли в сфере торговли мне так и не удалось: никто из местных ничего не видел, никто ничего не знает. А может, эти магазины так и существуют галочками на бумаге? Ну, чтобы можно было прихвастнуть перед очередной комиссией - для народа работаем, ради народа цены в магазинах контролируем.