Я выросла в доме №7 по улице Энергетиков. Дождаться там карету «скорой помощи» или пожарную машину было практически нереально. Спецслужбы не могли отыскать этот адрес, во-первых, потому что это край географии Заводского района (в народе именуемый «квартала»). Во-вторых, на улице Энергетиков было только два дома - №5 и №7, что тоже немало озадачивало работников экстренных служб
Я выросла в доме №7 по улице Энергетиков. Дождаться там карету «скорой помощи» или пожарную машину было практически нереально. Спецслужбы не могли отыскать этот адрес, во-первых, потому что это край географии Заводского района (в народе именуемый «квартала»). Во-вторых, на улице Энергетиков было только два дома - №5 и №7, что тоже немало озадачивало работников экстренных служб.
Крупный город - это всегда лабиринт. Особенно если он застраивается так же бессистемно и хаотично, как, например, Саратов. К сожалению, даже в нынешний век высоких технологий пожарные и медики не всегда могут быстро добраться до нуждающихся в их помощи людей.
Мой коллега, Тимофей Бутенко, рассказал мне два подходящих к теме случая. Однажды в Октябрьском ущелье к нему подъехали пожарные и пытались выяснить, где здесь улица имени Слонова. В другой раз он наблюдал, как возле машины «скорой помощи» бегала медицинская сестра и останавливала прохожих с одним только вопросом: «Как проехать к областному родильному дому?» Причем, по словам Тимофея, металась медсестра с таким видом, будто в машине кто-то рожает, и делала она это практически напротив перинатального центра.
Помнится, как пару лет назад местные власти в своих выступлениях на всевозможных мероприятиях, в комментариях СМИ и при встречах с гражданами твердили фразу «оснащение системой ГЛОНАСС». Переводится аббревиатура как «глобальная навигационная спутниковая система». Чиновники решили, что она необходима всему общественному транспорту областного центра, и междугородному тоже. Мол, благодаря этой системе можно следить за тем, чтобы все жители смогли вовремя и с комфортом перемещаться из точки A в точку Б. Но и тут не обошлось без скандала. Сначала выяснилось, что оснащать каждый автобус за счет бюджета никто не собирается. Затраты ложатся на плечи собственников транспорта, а практически все автобусы и маршрутки находятся в частных руках. А в феврале 2009 года Саратов и вовсе засветился на телеканале НТВ. Причем в черном цвете.
Из казны на оснащение транспорта навигационной системой было выделено 4,5 миллиона рублей. Однако подключение к спутнику и оборудование диспетчерской встало в 600 тысяч, по данным местных журналистов, и в миллион рублей, по данным директора МУ «Транспортное управление» Александра Шувалова. Остальные деньги ушли на покупку «фордов» для гаража администрации областного центра. И это в кризисный период. Некоторое время тема муссировалась в СМИ, но потом про иномарки, ставшие заменой ГЛОНАСС, забыли.
В августе прошлого года десять автомобилей «скорой помощи» были оснащены оборудованием спутниковой навигации, благодаря которому не только диспетчер будет узнавать, где находится автомобиль, но и водитель сможет найти необходимый адрес. Депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ Игорь Архипов заявлял тогда: «В XXI веке представить себе функционирование службы скорой медицинской помощи без спутниковой навигации ГЛОНАСС и автоматизированной системы управления практически невозможно. Говорить же о повышении качества скорой медицинской помощи населению, ее доступности без технического перевооружения не приходится. Технический прорыв, если так можно выразиться, и составляет одно из главных направлений модернизации важнейшей службы жизнеобеспечения наших граждан и здравоохранения в целом». На этом дело заглохло.
В апреле 2012 года министерство транспорта отрапортовало: к ГЛОНАСС подключено 1724 автобуса. Почему автобусы, а не «скорые» и «пожарки»? Очень просто - пассажирский транспорт оснащается за счет его хозяев, а автомобили спецслужб нужно оборудовать за счет бюджетных средств. Но ведь вовсе не обязательно сосредотачиваться на дорогостоящем ГЛОНАСС. Чтобы избежать случаев, о которых рассказывалось в начале публикации, достаточно самого обычного GPS-навигатора. Стоить это чудо будет от трех тысяч рублей. Предвкушая поток нытья о нехватке бюджетных средств, можно сказать, что это не такие уж и великие деньги. Например, на установку одного кашпо была потрачена сумма, за которую можно было купить почти три навигатора.
Еще один продукт, выражаясь языком Архипова, «технического прорыва», необходимый, на мой взгляд, машинам спецслужб, - автомобильный видеорегистратор. Нередки случаи дорожно-транспортных происшествий с теми же «скорыми», когда никак не могут найти виновника, например, наделавшая много шума недавняя авария на перекрестке улиц Рабочей и Хользунова. Напомню, что в ДТП участвовала карета СМП и личный «фольксваген» 23-летнего лейтенанта полиции. Произошло это почти месяц назад, но до сих пор ГИБДД не может определиться с виновником происшествия (подробнее об этом читайте в публикации «Полицейский на дороге» в №20 (174) от 25 мая 2012 года). И, к сожалению, это далеко не единственный пример. А с помощью видеорегистратора можно будет не только определять виновников подобного рода ситуаций, но и наказывать водителей, не пропускающих автомобиль пожарной охраны или скорой помощи. Думаю, что после парочки «отпиаренных» штрафов автолюбители начнут беспрекословно уступать дорогу спецслужбам, спешащим на вызов. Розничная цена видеорегистратора составляет в среднем 5 тысяч рублей (для оптовых покупателей есть предложения приобрести регистраторы по 1,5 тысячи рублей за штуку).
Итого, на весьма нужное оснащение, скажем, одной «скорой» требуется сумма примерно равная стоимости одного кашпо - восемь тысяч рублей. Зная, куда ехать, и не боясь, что тебя выставят виновником аварии, спасатели добирались бы до нуждающихся в помощи людей куда быстрее, и количество погибших могло бы сильно сократиться. Но кому-то важнее «форды» в гаражах и цветы на столбах.