Есть у саратовских губернаторов такая традиция - беспрерывно модернизировать систему здравоохранения. Новый глава региона Валерий Радаев не исключение. На уходящей неделе он, словно едва окрепший младенец, сделал первые шаги в этом направлении, собрав в правительстве области «круглый стол» по вопросам кадрового обеспечения отрасли
Есть у саратовских губернаторов такая традиция - беспрерывно модернизировать систему здравоохранения. Новый глава региона Валерий Радаев не исключение. На уходящей неделе он, словно едва окрепший младенец, сделал первые шаги в этом направлении, собрав в правительстве области «круглый стол» по вопросам кадрового обеспечения отрасли.
В больницах Саратовской области открыто порядка 2000 вакансий. Правительство пытается завлечь врачей на пустующие места различными выгодными предложениями и даже сулит миллион тем из них, кто поедет в сельскую местность. Однако тщетно: не хотят молодые доктора трудиться в областных и районных больницах, и все тут. Как результат - недостаток узких специалистов, «старение» кадров и плохая статистика на фоне других регионов.
Эти факты очень печалят нового губернатора. «Изучив опыт близлежащих и вообще регионов, нам что-то удалось предпринять, в частности, с этого года по инициативе наших старших товарищей - Вячеслава Викторовича Володина и депутатов партии «Единая Россия». Но этого все равно недостаточно», - заявил Валерий Васильевич, открывая заседание «круглого стола». По словам главы области, все собрались здесь не просто «поплакаться», а разработать специальную областную целевую программу по привлечению кадров в здравоохранение.
Однако программа - только в перспективе, а «старшие товарищи» - вот они, уже требуют внимания, причем незамедлительного. Не успев начать совещание, Валерий Васильевич поспешил передать слово министру здравоохранения Алексею Данилову: «Извините, меня срочно вызывают на разговор с Москвой по закрытой связи». После чего торжественно удалился.
Алексей Данилов рассказал, что минздрав подготовил соответствующий проект плана мероприятий, однако он «только сдержит ситуацию, но не изменит ее». В частности, чиновники предлагают продлить еще на три года программу «Сельский доктор», включив в нее также фельдшеров и медсестер. На сегодняшний день в проекте принимают участие 17 врачей, 15 из которых уже получили по миллиону рублей. Озвучил Алексей Николаевич и другие инициативы: например, по его мнению, необходимо организовать «восхваление врача» в СМИ и т.д., и т.п.
Однако после ухода Валерия Васильевича «белый» зал правительства явно осиротел. Доклад министра будто прозвучал в пустоту, вопросы как-то не задавались. Зампред по социальной сфере Андрей Россошанский предложил прервать совещание и подождать возвращения губернатора. «Можно пока Александру Соломоновичу вопросы позадавать», - предложил Андрей Владимирович, глядя на рвавшегося в бой председателя Общественной палаты Александра Ландо. Однако тот тоже отказался отвечать без главного свидетеля: «Вопросы зададим при губернаторе». В ожидании Валерия Васильевича присутствующие скоротали больше десяти минут.
«А почему не обсуждаете?» - удивился вернувшийся в зал Радаев. Видимо, для него такое благоговение подчиненных стало некоторой неожиданностью, пусть и приятной. Вместе с Валерием Васильевичем обсуждение полилось рекой. Правда, немного заставил напрячься ректор СГМУ Владимир Попков, который процитировал слова американского президента Гарри Трумэна: «Любой президент, который возьмется протолкнуть... реформу здравоохранения, должен сначала подумать о собственном здоровье».
Но от опасных аналогий Владимир Михайлович быстро перешел к насущным проблемам. Во-первых, около трети саратовских докторов в ближайшие годы выйдут на пенсию. Во-вторых, «наш врач выполняет много несвойственных ему обязанностей, которые мог бы выполнять средний и младший персонал». В-третьих, начинающие медработники быстро разочаровываются в выбранной профессии: ее престиж, по словам Попкова, «высок при поступлении в учебные заведения, но после окончания престижность сокращается вдвое». На первом месте среди причин оттока кадров - низкая зарплата, а на втором - «нагнетание негатива в СМИ по отношению к врачам». Медуниверситет предлагает комплекс мер по выходу из кадрового кризиса, в том числе весьма кардинальных. «На мой личный взгляд, необходимо ужесточить правовую ответственность студентов, обучающихся за счет бюджета, - заставить их возмещать затраты на обучение при отчислении за неуспеваемость, а также за уход из профессии по окончании учебы», - высказался ректор СГМУ.
«А сколько готовых специалистов выпустил вуз в этом году?» - поинтересовался губернатор. По словам Попкова, около 550 человек. «То есть, выпуская по 550 человек каждый год, через три года мы могли бы практически закрыть вопрос... - подсчитал вслух Валерий Васильевич. - А куда они ушли?» Увы, конкретного ответа ни от ректора, ни от профильного министра ему добиться не удалось. «Если мы не будем знать по каждому выпускнику, мы никогда не решим эту проблему», - резюмировал губернатор, после чего переключил внимание на приглашенных студентов и выпускников медуниверситета.
Будущие медицинские кадры подверглись строгому допросу со стороны руководителя области. Валерий Васильевич разве что не светил им лампой в глаза, пытаясь выяснить, останутся ли они работать в саратовских больницах или уедут за границу. Одна из студенток заявила, что за рубежом можно набраться опыта и затем вернуться в Россию, а вот ехать в деревню она не согласна ни при каких условиях. «В селе больше опыта можно получить. А в Саратове не протолкнешься», - встрял в диалог Александр Ландо. Но Радаев осадил Александра Соломоновича, заявив, что девушке и так «все понятно». «Ей понятно, мне не понятно!» - огрызнулся глава ОПы.
Однако разговор топтался на месте, пока не заговорили о главном - о деньгах. По данным минздрава, средняя заработная плата врачей в Саратовской области составляет 13 500 рублей, причем «с учетом всех подработок и дежурств». Оклад молодых специалистов в отрасли равен 6 тысячам, и рассчитывать на достойную оплату труда медики могут лишь спустя десять лет практики. А пока спасти их положение могут только те же самые бесконечные дежурства и подработки. Между тем, молодые врачи мечтают о стартовой зарплате не меньше 30-35 тысяч рублей. Послушав их, Валерий Радаев сказал, что «не все должно быть мотивировано деньгами».
Далее губернатор пустился в рассуждения о том, что «если врач великолепный, то пусть хоть 500 тысяч получает, если он их заслуживает». «И мы будем говорить, что светило не где-то там в Италии сердце поменял ребенку, а пусть это будет в Саратове, - мотивировал молодежь Валерий Васильевич. - Мы сейчас к этому приближаемся, обсуждаем с клиникой при медуниверситете, чтобы пойти по этой части. Только не сердце, а другие запчасти будем менять». Но, слушая все новые и новые предложения об удержании кадров, губернатор, похоже, постепенно начал раздражаться. «Есть план мероприятий по привлечению специалистов в отрасль. Почему он не работает? - возмутился он и чуть более мягко, но с некоторой угрозой в голосе добавил: - Сделайте так, чтобы работал!»
В конце концов Валерия Васильевича посетили глобальные сомнения относительно самой постановки кадрового вопроса. «А нам надо столько врачей?.. - произнес глава облправительства с расстановкой, обводя взглядом окружающих. - Мы всегда будем ходить вокруг этой проблемы, если мы не сделаем здравоохранение сбалансированным... У нас много врачей, а идут к 5-10 процентам почему-то... В областные клиники идут, кто немножко с возможностями - едут за границу, а районные вообще обходят стороной. Мы же сами их к этому приучили, когда мы создали систему оптимизации и все плановые направления туда задали, а там получили прослойку чуть ли не до деградации. А сегодня говорим: почему так происходит? А вот и происходит, что кроме как перебинтовать сикись-накись палец больше ничего не умеют. И возмущаются. Поэтому давайте вот разберемся в себе... Все мы отдельно - хорошо, а система хромает. Так не пойдет». Чтобы «разобраться в себе», губернатор попросил руководство минздрава и медуниверситета дать ему научно обоснованные расчеты потребности во врачах.