Как не стать убийцей

Как не стать убийцей

Буквально на днях вновь повысились штрафы за нарушения ПДД. За неправильную парковку теперь придется отдать не триста, а полторы тысячи рублей. Водители тонированных авто могут лишиться не только пятисот рублей, но и номеров

avarija.jpgБуквально на днях вновь повысились штрафы за нарушения ПДД. За неправильную парковку теперь придется отдать не триста, а полторы тысячи рублей. Водители тонированных авто могут лишиться не только пятисот рублей, но и номеров.

С 1 июля плата за эвакуацию автомобиля и нахождение его на штрафстоянке тоже будет взиматься с автолюбителя. «Теперь придется за все платить», - емко заявил заместитель главы областной ГИБДД. Но почему же суммы, уплачиваемые за несоблюдение правил, постоянно растут, а количество правонарушений и произошедших из-за них аварий не сокращается?

Поскольку я являюсь рядовым водителем, довольно часто передвигающимся по дорогам общего пользования, то насчитала несколько основных компонентов, из которых складывается сугубо российский стиль поведения на дороге. Именно «благодаря» этому стилю происходит большинство дорожно-транспортных происшествий, и, на мой взгляд, одними штрафами его побороть невозможно.

Первое - это, несомненно, коррупция. Понятно, что это слово порядком поднадоело, но никуда от него, к сожалению, не денешься. С одной стороны, возможность откупиться раскрепощает многих автохамов. Страх потерять права притупляется, и они вытворяют на дорогах такие вещи, какие никогда бы не выделывали, зная, что будут наказаны. Но это не самое страшное. На другой стороне медали - общая подготовка всех участников движения на дороге, которая во многом зависит от той самой пресловутой коррупции. Большинство водителей, ежедневно накручивающих километры по городу, толком не обучались управлению авто.

У меня есть несколько знакомых, сдававших на права еще в советские времена. От сегодняшнего дорожного движения у них волосы дыбом встают. «Я сдавал на права шесть раз, но зато сам, и был полностью подготовлен к тому, чтобы участвовать в движении, - возмущается один. - А сейчас на дорогу выезжать страшно! Вчера человек купил права, завтра уже на новой машине рассекает по городу. Но ведь в голове-то у него ничего нет! Он знак «парковка запрещена» от «уступи дорогу» не отличит. Он и его машина - мина замедленного действия!»

И тут уже никакие штрафы не помогут. Нарушать и рисковать своей жизнью и жизнями случайных прохожих водители будут не потому, что намеренно игнорируют ПДД, а потому что банально их не знают. Для огромной части водителей повышение штрафов стало лишь увеличением статьи расходов за собственную глупость и нежелание воспринимать автомобиль как средство повышенной опасности.

Причем такая ситуация вполне устраивает рядовых сотрудников ГИБДД. Ведь водитель, хорошо знающий ПДД, для них становится настоящей проблемой. Придраться к нему крайне сложно, поэтому работники жезла предпочитают с такими не связываться. Зато какая прелесть «разводить» на дороге хлопающую длиннющими ресницами блондинку, которую за пять минут можно убедить, что она на грани лишения прав, даже если ничего на самом деле не нарушала.

Маленькие зарплаты и большие возможности, связанные с должностью, буквально толкают рядовых ГИБДДшников в объятия коррупции. Забыто самое главное - задача сотрудника этого ведомства предупреждать нарушение и только в крайнем случае наказывать. Пожалуй, любой водитель наблюдал «гайцев», прячущихся в кустах на узенькой части загородной трассы, где обгон запрещен и часто встречаются медлительные грузовики. Охранники правопорядка так и ждут, сидя в засаде, когда же кто-нибудь не выдержит и нарушит правила. Они не задумываются, что это может привести к автокатастрофе, а не только к пополнению их семейного бюджета.

Также доблестные сотрудники частенько не обращают внимания на «дешевые» правонарушения. Например, знакомого остановили за перестроение без включения сигнала поворота. Гаишник чуть ли не в лицо швырнул ему документы, когда увидел несущуюся на бешеной скорости машину. Там-то денег можно больше «срубить».

Или, к примеру, я ни разу не слышала, чтобы пешехода в Саратове оштрафовали за переход в неположенном месте. Думается, что полицейским это просто не интересно, потому взять-то с такого нарушителя особенно нечего (штраф составляет 200 рублей), а время на него потратить придется. Отсюда образуются такие «аномальные зоны», как Ильинская площадь, где люди перебегают шестиполосную дорогу между светофором и пешеходным переходом. Мне всегда интересно, куда же они так спешат, что готовы рисковать своей жизнью, лишь бы не тратить несколько секунд, дабы дойти до «зебры».

Отсюда еще одна особенность исключительно российского контроля со стороны власти за ситуацией на дорогах. Если у нас не очень любят учить в автошколах, не очень любят честно принимать экзамены, то систематически заниматься пропагандой безопасности дорожного движения вообще не хотят. Причем именно пропагандой, а не видимостью пропаганды ради очередных галочек в рапортах. В Европе все телеканалы буквально кишат роликами с социальной рекламой, рассказывающей о последствиях лихачеств на дорогах. Причем видео сделано очень качественно, в лучших рекламных агентствах, и действительно заставляет задуматься. Недавно один знакомый рассказывал о встрече с немцами-путешественниками. «Они по трассе шли не больше девяноста километров в час», - удивлялся он, предполагая, что из немцев неважные водители. Хотя, скорее всего, водители они вполне нормальные, только предпочитают не рисковать жизнью, особенно на «безумных» российских дорогах, где подвоха можно ждать от любого авто. Во многом это заслуга пропаганды.

Свою лепту в печальную статистику ДТП внесло и появление ОСАГО. Автомобилисты перестали бояться совершать резкие маневры и прочие мелкие нарушения. Ведь теперь за разбитую фару, помятое крыло или поцарапанный бампер виновнику аварии не придется платить из своего кармана, за него это сделает страховая компания. Так называемые штрафы за аварийность тоже не страшны, потому что у страховщиков нет единой базы автолюбителей. Можно просто перебежать из конторы, оплатившей ремонт побитой тобою машины, в фирму, которая о тебе совершенно ничего не знает.

Другие участники дорожного движения, напротив, не жалеют денег, чтобы лишний раз безнаказанно нарушать правила. Речь идет, наверное, об исключительно российской особенности. Для большинства наших соплеменников автомобиль до сих пор не стал средством передвижения, а является предметом некоего статуса. Люди из кожи вон лезут, чтоб купить «крутую тачку». Они берут кредиты на машину, которую не редко просто не могут обслуживать из-за нехватки средств. Скажем, жителям Германии подобного поведения никогда не понять. Там автомобиль является отражением реального социального статуса. Немец со средним заработком никогда не будет отказывать себе в еде и одежде, лишь бы купить «мерседес». В России же зачастую водители дорогих иномарок ведут себя на дороге куда агрессивнее, чем владельцы простых «жигулей». При перестроении они смотрят в зеркало заднего вида лишь с одной целью - убедиться, что сзади едет не слишком дорогое авто, с менее «блатными» номерами. История неравной схватки «Porsche Cayenne» и ВАЗ-2112 наделала немало шума в прошлом году. Двадцатилетняя Лаура Ангелини неслась на своем джипе на красный свет. К несчастью, Татьяна Артамонова, тридцати трех лет от роду, не знала, насколько крутой «соперник» ждет ее на перекрестке. От удара «двенадцатая» отрикошетила в фонарный столб. Через несколько часов Татьяна скончалась от полученных травм. Лаура получила три года колонии-поселения.

На дороге, как и в жизни, есть противоположная сторона богатства, и она опасна не меньше. Водители «убитых» машин часто становятся виновниками ДТП именно по причине неисправности своего транспортного средства. Я лично наблюдала на трассе по пути из Самары в Саратов «шестерку» без крышки капота. Оттуда, где она должна была быть, валил пар. Владелец этого чуда техники продолжал движение как ни в чем не бывало. Ума не приложу, как он видел дорогу сквозь плотную дымовую завесу. Нередко, в зимний период, виновник аварии оправдывается перед пострадавшим: «Да у меня денег на зимнюю резину нет. На лысой езжу». Хотя, по большому счету, с какой стати это должно волновать других участников движения?

Ситуативное реагирование на какую-либо проблему - фирменный стиль наших властей. На подобную «показуху» порой тратятся огромные деньги, а проблема как была, так и остается. От смены вывески «милиция» на «полиция» наши правоохранители не стали работать лучше, так же как от повышения штрафов не станет меньше нарушений. Войны на наших дорогах будут продолжаться до тех пор, пока вместо «показухи» законодатели и власть имущие не начнут действительно изучать проблему и скажут сами себе честно: «Да, у нас тут все запущено и все прогнило».