Поначалу «Северсталь» в Саратовской области как-то не приживалась. То каштаны, посаженные вскоре после закладки завода, доброжелатели выдернут, то экологи демарш устроят. Но плох тот металлург, который не переступит через эти мелкие неприятности и не устроит таки прокатный стан практически в чистом поле...
Поначалу «Северсталь» в Саратовской области как-то не приживалась. То каштаны, посаженные вскоре после закладки завода, доброжелатели выдернут, то экологи демарш устроят. Но плох тот металлург, который не переступит через эти мелкие неприятности и не устроит таки прокатный стан практически в чистом поле...
В минувший вторник, в преддверии Дня металлурга, руководство ЗАО «Северсталь - Сортовый завод Балаково» совместно с министерством промышленности и энергетики области организовало выезд для журналистов на строительную площадку будущего промышленного гиганта. В былые времена, когда наша область еще стонала под гнетом реакционного ипатовизма, для работников СМИ выделяли всего-навсего «газель». Теперь же, когда пали тяжкие оковы и рухнули темницы, из ворот облправительства к нам выехал самый настоящий микроавтобус «фольксваген».
Впрочем, дорога до развитого промышленного центра Балаково, видать, все еще находилась под гнетом предыдущего режима, поэтому преимущества ценного «фольксвагена» остались нераскрытыми - плестись по слабопрощупываемому асфальту пришлось со скоростью едва ли не 60 км/ч.
Территория завода была более чем внушительной - всюду высились металлоконструкции гигантских размеров и груды земли и щебня. Журналистов сразу же проинструктировали по технике безопасности. Почти как в фильме - «ты туда не ходи, ты сюда ходи». Нам предписывалось быть внимательными и осторожными, всем раздали желтые каски и попросили ходить только вслед за сопровождающими лицами.
Экскурсию по территории провел генеральный директор ЗАО Игорь Байков. Как заправский гид, он показывал местные достопримечательности, повествуя об их характерных особенностях. Сперва мы проехали так называемые «ножницы» - громадное устройство для нарезания металлолома на куски. Затем, по словам Игоря Альбертовича, последовали «бетонные закрома» - хранилище для изрезанного металлолома. В ходе экскурсии выяснилось, что завод специализируется только на переработке чермета, который будет переплавляться и превращаться в арматуру, уголок и швеллер на прокатном стане. Байков выразил уверенность, что сырья будет в избытке:
- Одна Саратовская область в год дает более 900 тысяч тонн чермета. К тому же здесь по Волге в Турцию традиционно отправляется металл. Мы имеем выгодное расположение - поток из других регионов тоже будет отправляться к нам.
Металлоплавильный цех снабжен современной системой фильтрации - по словам Байкова, в воздухе будет меньше пыли, чем в повседневной городской атмосфере:
- В одном кубометре воздуха, как правило, содержится 15-20 мг пыли, у нас на выходе будет 5 мг. К тому же благодаря системе воздухоочистки мы будем получать весьма ценный продукт - цинк.
Металлопрокатный стан, сердце завода, помещался внутри внушительного ангара, где вовсю велись монтажные работы. Игорь Альбертович поведал журналистам, что здесь устанавливают современное итальянское оборудование, аналогов которому в России не так уж и много. Стан будет выпускать продукцию со скоростью 40 метров в секунду:
- Если зазеваться, до Саратова вмиг дотянется, - усмехнулся гендиректор.
По словам Байкова, продукцию планируется реализовывать внутри нашего региона, в основном - для строительных компаний. Ориентировочный объем - 1 млн 7 тысяч тонн в год.
Балаковские журналисты встревожились - не появятся ли пробки на дорогах в связи с доставкой большегрузами чермета. Игорь Альбертович успокоил:
- У нас есть своя железнодорожная ветка - в сутки планируется разгружать два состава с металлом. Так что, в основном, сырье будет к нам завозиться по железной дороге.
Байков объяснил, почему сортовый завод имеет приставку «мини»:
- Здесь 94 гектара площади. Если сравнивать с Череповецким заводом, то там площадь гораздо больше - около пятнадцати километров в длину и пять в ширину. А готовой продукции там выпускается всего в десять раз больше, чем у нас. Философия нашего предприятия - это компактность размещения.
Министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский отметил, что раньше в День металлурга приходилось поздравлять рабочих разных цехов на разных предприятиях:
- Теперь у нас есть свое предприятие, полностью специализирующееся на металлургии.
Сергей Михайлович отметил, что рядом со стройплощадкой ЗАО «Северсталь - Сортовый завод Балаково» сейчас возводится завод по производству технических газов «Эр Ликид Балаково»:
- Здесь из атмосферного воздуха будут выделяться различные фракции: кислород, азот, аргон, необходимые также и «Северстали». Поэтому вводить эти заводы в строй планируется одновременно - во втором квартале 2013 года.
Игорь Альбертович рассказал, что на заводе 800 рабочих мест, в настоящий момент в наличии есть около 200 специалистов:
- Мы плотно общаемся с СГТУ, наши будущие специалисты стажируются в Череповце - мы сами готовим кадры, в том числе и преподавательские.
Средняя зарплата на «Северстали» - 35 тысяч рублей. Гендиректор поведал, однако, что эти деньги легкими не будут:
- Мы хорошо платим, но многого требуем. Представьте себе, что на сталепрокатном стане всего два оператора - они должны досконально разбираться в технологическом процессе, ведь в случае внештатных ситуаций им придется один на один остаться с проблемой. А скорость проката вы сами помните, какая.
Под конец мероприятия Байков рассказал, что вокруг завода планируется создать зеленую зону:
- Мы хотим высадить каштаны, когда сможем их охранять, то есть после окончания строительства. Добрые люди несколько раз выкапывали саженцы, первый раз - вечером того же дня, когда были посажены.