Особых успехов в реформировании российской армии, а именно - в полном переходе на контрактную службу - пока не видно. Возможно, именно поэтому в недрах Саратовского государственного университета имени Чернышевского созрела идея внедрения в массы наёмного труда на гражданке - на своем примере показать все прелести и горести службы во благо страны по договору подряда. Хотя есть и другая версия: руководство вуза действует незаконно, лишая преподавателей социальных выплат и прочих гарантированных государством привилегий. Итак, сегодня мы отправляемся в небольшое путешествие по подразделениям СГУ и поговорим о колледже радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова, сотрудники которого пытаются добиться должного к себе отношения, но пока получают лишь воодушевляющие отписки с автографами ректора университета Леонида Коссовича
Особых успехов в реформировании российской армии, а именно - в полном переходе на контрактную службу - пока не видно. Возможно, именно поэтому в недрах Саратовского государственного университета имени Чернышевского созрела идея внедрения в массы наёмного труда на гражданке - на своем примере показать все прелести и горести службы во благо страны по договору подряда. Хотя есть и другая версия: руководство вуза действует незаконно, лишая преподавателей социальных выплат и прочих гарантированных государством привилегий. Итак, сегодня мы отправляемся в небольшое путешествие по подразделениям СГУ и поговорим о колледже радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова, сотрудники которого пытаются добиться должного к себе отношения, но пока получают лишь воодушевляющие отписки с автографами ректора университета Леонида Коссовича.
Если верить официальному сайту госуниверситета, история колледжа радиоэлектроники начинается в конце XIX века. Тогда требовался приток новых кадров, поэтому в 1896 году Саратовская городская дума обратилась в Государственный Совет России с просьбой об открытии в городе средне-технического училища. Саратовское соединенное среднее механико- и химико-техническое училище открылось в 1899 году. У его истоков стояли высококвалифицированные педагоги и инженеры. Обучаться в училище было очень престижно. Как прекрасный образец организации учебного и производственного процесса училище в 1912 году представляло Россию на международной выставке в городе Льеже (Бельгия) и было награждено дипломом «Гран-при».
Так начиналась эта история. А потом, в 1998 году, колледж стал одним из подразделений Саратовского государственного университета. И с большим сожалением приходится констатировать, что на данный момент история этого подразделения выглядит не столь радужно и впечатляюще, как в конце позапрошлого века.
В 2010 году СГУ получил статус Национального исследовательского университета. О том, какая цепочка событий за этим потянулась, мы уже неоднократно рассказывали в своих публикациях, касающихся перераспределения вузом сотен миллионов бюджетных рублей на закупку оборудования для столичных фирм. В том же знаковом для университета году более двадцати преподавателей колледжа радиоэлектроники СГУ направили несколько писем с просьбой о помощи в Саратовский областной комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Представители колледжа рассказывали председателю этого комитета - Николаю Тимофееву - очень интересные вещи. Приведем несколько цитат из повторного письма преподавателей, которые отмечают, что, несмотря на данную Тимофеевым правовую оценку вопросам, заданным ими в прошлом послании, «существующая проблема до сих пор остается нерешенной». Направлено это обращение было в конце 2010 года.
«Учебная нагрузка в бюджетных и коммерческих группах колледжа радиоэлектроники им. П.Н. Яблочкова на 2010-2011 учебный год была распределена как обычно: до ухода преподавателей в очередной отпуск, то есть, до 7 июля 2010 года, - отмечают подписанты. - С 1 сентября 2010 года во всех учебных группах (бюджетных и коммерческих) занятия проводились по единому расписанию. В конце сентября 2010 года преподавателям, ведущим занятия в коммерческих группах, администрацией СГУ было предложено в срочном порядке подписать государственные контракты на оказание педагогических услуг, не указывая при этом даты на документах. Срочность и форма контракта были объяснены необходимостью своевременной оплаты работы в коммерческих группах».
Естественно, первое, что бросается в глаза - существующий в вузе оборот документов, даты на которых можно проставить какие угодно и в любое время, в зависимости от возникшей на то необходимости. Однако особое внимание стоит уделить тому, что для заключения госконтрактов, подобных тем, что описаны выше, государственное учреждение обязано по закону проводить соответствующие торги на официальном сайте госзаказа РФ. По всей видимости, этого не было, что уже является поводом для всех надзорных и контролирующих органов провести полномасштабную проверку и выяснить, кто несет ответственность за подобное положение дел.
Едем дальше: «Обращаем Ваше внимание на то, что первая оплата за выполненную учебную нагрузку в коммерческих группах сентября-октября 2010 года была произведена только 10 ноября 2010 года, а в расчетных листах за октябрь 2010 года этот вид деятельности был указан как договор подряда, из чего вытекало то, что преподавателям, работающим в коммерческих группах по единому расписанию колледжа в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, с 1 сентября 2010 года не идет оплата больничных листов, не исчисляется льготный стаж, а также не будет производиться оплата ежегодного отпуска», - рассказывали профсоюзному лидеру сотрудники колледжа.
Также подписанты отмечали, что по этому вопросу проводились собрания коллектива, на одном из которых (18 ноября 2010 года) присутствовали проректор СГУ по общим вопросам Татьяна Захарова, проректор по учебно-методической работе Елена Елина и другие представители руководства вуза. Эти высокопоставленные участники собраний уверяли, что все гарантии и льготы, предусмотренные трудовым и пенсионным законодательством, будут обеспечены преподавателям в полном объеме, но месяц от месяца ситуация не изменялась.
Николай Тимофеев, рассмотрев эту просьбу о помощи, обратился в Центральный совет профсоюза и в Министерство образования и науки РФ. Что ответили чиновники (и был ли от них вообще ответ), не известно. Зато из федерального аппарата профсоюза работников народного образования и науки, за подписью зампреда профсоюза Вадима Дудина,пришел развернутый и весьма четкий ответ на поставленные педагогами вопросы.
Дудин отмечает: из представленной сотрудниками колледжа СГУ информации следует, что отношения между работниками и работодателем являются трудовыми, поскольку имеют все признаки таковых. «Работник выполняет определенную работу по определенной специальности, квалификации или должности с обязательным подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, - говорится в ответе из Москвы. - Работодатель обязан обеспечить определенные трудовым законодательством условия труда и произвести оплату работы. На практике довольно часто встречаются случаи, когда работодатели заключают гражданско-правовые договоры (подряда, возмездного оказания услуг) вместо трудовых договоров. Как правило, работодатели не учитывают возможных последствий несоблюдения трудового законодательства Российской Федерации».
Далее Вадим Дудин подтверждает, что по гражданско-правовому договору на работника не распространяются льготы и компенсации, поскольку такой документ составляется с учетом совершенно других принципов, нежели трудовой договор. По гражданско-правовому договору важен не процесс работы, а ее результат, который работник обязан сдать заказчику. В нашем случае получается, что преподаватели колледжа СГУ превратились в наемных подрядчиков, а ректорат вуза - в заказчика их рабсилы. В таком случае, по идее, сотрудник сам может организовывать свой рабочий процесс, и устанавливать для него фиксированный рабочий день нет необходимости. Если работник трудится по договору подряда, то ни о какой ответственности за прогулы и опоздания речи быть не может. То есть, подрядчиком выполняется конкретное задание, а предметом его договора с вузом служит конечный результат труда, но не сам процесс получения этого результата.
«Договор гражданско-правового характера организация имеет право заключить с работником организации или с любым гражданином... В случае, если такой договор заключен с работником, состоящим в штате данной организации, перечень работы по этому договору работник обязан выполнять в нерабочее время, иначе данная работа считается работой по совместительству. Выделение нагрузки, которая оплачивается по гражданско-правовому договору, из общей нагрузки преподавателя является незаконным. Общая нагрузка педагогических работников образовательных учреждений не может зависеть от источников формирования фонда оплаты труда государственного образовательного учреждения... Все изменения условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленными коллективным договором. О предстоящих изменениях условий, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. С учетом вышеизложенного, в данном случае заключение с преподавателями договоров гражданско-правового характера неправомерно», - говорится в ответе профсоюзного руководителя.
Также Дудин проинформировал сотрудников колледжа СГУ о том, что они имеют право обратиться в суд с иском о признании заключенного с ними договора трудовым. В случае признания судом гражданско-правового договора трудовым работодатель обязан выплатить работнику денежные средства, недополученные им, а также оплатить материальный ущерб, «причиненный неправомерными действиями работодателя». Кроме того, по словам зампреда профсоюза, с таким иском в суд может выйти и Государственная трудовая инспекция.
Видимо, воодушевленные подобным ответом преподаватели тут же обратились в Госинспекцию труда по Саратовской области. Однако в ответ руководство структуры сообщило обратившимся, что они сами должны идти в суд, разъяснив при этом: «при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений... работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов». Хотя едва ли то, что сотрудники колледжа СГУ до сих пор не обратились с исками в суд, связано с их нежеланием оплачивать пошлины и прочие расходы. Скорее всего, они банально боятся идти против ректората, выдумавшего подрядную систему, и надеялись на то, что за их права вступятся более просвещенные в судебных разбирательствах чиновники. На данный момент этого нет, и неизвестно, чем закончатся подобные эксперименты руководства вуза над сотрудниками колледжа.
Между тем, на конкретные вопросы, которые направляют преподаватели в адрес ректората, приходят странные отписки за подписью ректора Леонида Коссовича. В этих документах Леонид Юрьевич сообщает сотрудникам о том, что в расчетных листах их зарплата за преподавание в коммерческих группах формируется в строке «надбавка за сложность и напряженность».
«Педагогические часы, в том числе и надбавки стимулирующего характера в группах с полным возмещением затрат на обучение, оплачиваются по тому же тарифу, что и часы в бюджетных группах, но из внебюджетных средств в виде надбавки, и также учитываются при расчете отпускных, так как входят в общую заработную плату преподавателя», - пишет ректор Коссович.
Что обозначает вся эта абракадабра? Похоже, вузовское руководство само запуталось - где у них бюджетные средства, где внебюджетные, какая зарплата является общей и так далее. Надеемся, что сотрудники прокуратуры Саратовской области и представители регионального отделения Государственной инспекции труда помогут ректорату СГУ разобраться в этом сложном вопросе в ближайшее время. Иначе создается ощущение, что преподавателей колледжа, как говорит госдеп Ольга Алимова про наёмных рабочих, «все наёмывают и наёмывают».
Мы продолжим следить за развитием событий.