Люди с ограниченными возможностями в нашей стране являются своеобразной «терра инкогнита» для окружающих. Их редко можно увидеть на улице, а если мы с ними все-таки сталкиваемся, то стремимся стыдливо пройти мимо. В школе мы, как правило, учимся порознь, на работу инвалидов берут крайне редко - в итоге для большей части общества остаются неясными личные качества этих людей.
Люди с ограниченными возможностями в нашей стране являются своеобразной «терра инкогнита» для окружающих. Их редко можно увидеть на улице, а если мы с ними все-таки сталкиваемся, то стремимся стыдливо пройти мимо. В школе мы, как правило, учимся порознь, на работу инвалидов берут крайне редко - в итоге для большей части общества остаются неясными личные качества этих людей.
В минувший четверг в министерстве социального развития области состоялся семинар для работников СМИ с неоднозначным названием: «Формирование позитивного образа инвалидов». Модератором семинара выступила Лидия Златогорская, председатель реготделения Союза журналистов России.
Для начала Лидия Николаевна рассказала об успешном проекте - школе социальной журналистики, где обучаются люди с ограниченными возможностями. По словам Златогорской, эта школа стала для учеников своеобразной отдушиной, возможностью применить свои способности. Площадкой для опубликования статей участников стало издание «Резонанс».
Один из выпускников данного проекта Сергей Алдаркин рассказал о том, что его коллеги постепенно начинают писать не только о проблемах инвалидов:
- Если постоянно так сужать кругозор, то выдыхаешься. Поэтому мы стараемся писать на социальные темы.
Рассуждая об образе инвалида в СМИ, Сергей отметил:
- Тут очень важно подобрать соответствующую терминологию. «Люди с ограниченными возможностями» - звучит довольно двусмысленно. «С особыми потребностями» - тоже. Есть люди, у которых такие потребности, что закачаешься!
Венера Павленко, председатель общественной организации «Ты не один», заметила, что ей больше всего нравится, когда об инвалидах говорят - «с неограниченными возможностями»:
- Когда мы устраивали конкурс красоты для инвалидов, многие говорили нам: «Зачем вы это делаете?» А потом все были поражены грацией участников, говорили, что обычный конкурс красоты так не трогает сердце. Участники поверили в себя, почувствовали себя нужными - вот что главное!
Председатель реготделения ВОИ Владимир Котин подошел к проблеме серьезно:
- По сути у нас заговорили о данной проблеме благодаря ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов». А вот насколько это согласуется с российским законодательством? Зачастую многие организации ставят пандус, по которому невозможно подняться, а мы не можем никак их наказать - ведь пандус есть, неважно какой. Эта проблема - нравственная. Думаю, что СМИ должны влиять на людей, ломая их убеждения в нужную сторону.
Марина Коновалова, доцент кафедры специальной психологии СГУ, заметила, что в прессе крайне редко пишут о специализированных учебных заведениях области:
- Гораздо чаще говорят об обычных школах - там больше событий, которые обычно освещают в СМИ. Между тем, на мой взгляд, просто необходимо писать о педагогах, работающих с особыми детьми - это уникальные люди, которые делают то, что никто кроме них не делает, они работают целыми поколениями, династиями.
Наталья Сергеева, начальник управления социальной работы СГУ, рассказала о том, что в крупнейшем вузе области учатся 102 студента-инвалида очной формы обучения и 28 заочников:
- Около 30% этих ребят - из области или иногородние. У них есть проблемы в получении медицинской реабилитации по месту учебы - ведь такое обслуживание производится лишь по месту прописки. Есть проблемы с трудоустройством выпускников - у нас нет полной карты предприятий области и страны с указанием вакансий для инвалидов.
Разговор немного ушел в сторону от главной темы семинара. Ведь предложения, которые были вынесены на обсуждение в самом начале, касались журналистской этики. При написании статей об инвалидах предлагалось использовать нейтральные слова и выражения, не переносить в статью свои восхищение и жалость, избегать излишнего драматизма и героизации. Перечитав все вышесказанное, мне показалось уместным отметить, что инвалиды в российском обществе и впрямь являются героями, особенно если они пытаются добиться чего-нибудь от государства. И что нужно заниматься не «толерастией», выбирая красивые выражения, а пытаться заставить власти всех уровней обращать самое пристальное внимание на жизнь этих людей. В пример я привел несколько фактов: о том, как врачи, начиная с роддома и заканчивая поликлиникой, вместо того чтобы поддерживать, давать необходимую информацию о правах и возможностях реабилитации, всячески уговаривают родителей отказаться от ребенка-инвалида. О том, как чиновники удивляются, зачем, скажем, так возиться с детьми, больными муковисцидозом, «если они все равно быстро умирают». Свое выступление я закончил предложением перевоспитывать с помощью «неравнодушных» публикаций всех этих людей с зашоренным мышлением. А публикации о способностях, воле, порядочности и достижениях инвалидов, возможно, помогут работодателям отказаться от стереотипов - ведь порой люди с ограничениями здоровья могут работать лучше здоровых коллег.
Корреспондент газеты «Репортер» Дмитрий Маркин добавил, что проблема не в лексиконе:
- Самое главное - это мироощущение, как чиновников, так и простых людей. В пример приведу, как один молодой человек с инвалидностью пытался отметить день рождения в одном кафе, предварительно договорившись. Когда же он прибыл на место, ему отказали в обслуживании, сославшись на то, что другим посетителям кафе будет некомфортно. На мой взгляд, нужно воспитывать образ мышления.
Директор медицинского центра «Возрождение» Елена Бондаренко рассказала о том, как важен позитивный настрой:
- Важно то, как человек сам себя ощущает. Ведь часто проблема не в теле, а в голове. Если человек воспринимает свою проблему как повод для духовного роста - все в порядке. Мне кажется, что нужно обращать внимание именно на этот аспект.
Людмила Мясникова, доцент кафедры коррекционной педагогики, тифлопедагог Центра реабилитации и помощи детям с нарушениями зрения, заметила, что часто проблема упирается в личные качества людей:
- Право на получение дошкольного образования для слепых детей в Саратове нарушается. Недавний пример - в одном из специализированных детсадов города отказались принимать трехлетнего ребенка под предлогом того, что он не умеет себя обслуживать. Между тем, детсады №53 и №66 города Энгельса разыскивают детей в нашем городе и зазывают к себе. Почему? Да просто там работают такие заведующие, неравнодушные. Вот об этом стоит писать и говорить.
Главный редактор газеты «Новая степь» из Новоузенска Ирина Харламова отметила, что в провинции, где все друг друга знают, к людям быстро привыкаешь:
- Один толстый, другой худой, а третий имеет инвалидность. Но когда ты долго общаешься с человеком, к нему привыкаешь, забывая, что он инвалид. Нужна интеграция инвалидов в общество, чтобы к ним привыкали, переставая замечать их отличия.
Нина Печенова, возглавляющая отделение ВОИ Фрунзенского района Саратова, рассказала о том, что 17 августа в 10 утра на Театральной площади пройдут соревнования среди инвалидов по фигурному вождению автомобилей. Нина Сергеевна посетовала, что не всегда возможно оповестить о мероприятиях жителей города.
Лидия Златогорская на месте научила председателя райотделения, как делать рассылку по СМИ города:
- Мы готовы поделиться с вами базой электронных адресов - думаю, что журналисты с охотой напишут о таком мероприятии.
В финале семинара, который продолжался более трех часов, участники пришли к выводу, что лучше всего говорить не о формировании положительного образа, а о ломке стереотипов или сложившихся в обществе предрассудков об инвалидах. Немаловажной задачей также посчитали влияние на сердца и души людей, которое, несомненно, оказывает пресса.