Разбомбили после войны

Разбомбили после войны

Не так давно «Молодая Гвардия» и местные единороссы наперебой демонстрировали свое возмущение. Возле памятника труженикам тыла открыто летнее кафе! Начиналось оно с зонтиков и пластиковых столиков, сейчас там уже целое здание, занятое питейным заведением. А вот развалины завода-гиганта, виднеющиеся прямо за многострадальным общепитом, видимо, не вызывают негатива ни у единороссов, ни у их молодняка

Разбомбили после войныНе так давно «Молодая Гвардия» и местные единороссы наперебой демонстрировали свое возмущение. Возле памятника труженикам тыла открыто летнее кафе! Начиналось оно с зонтиков и пластиковых столиков, сейчас там уже целое здание, занятое питейным заведением. А вот развалины завода-гиганта, виднеющиеся прямо за многострадальным общепитом, видимо, не вызывают негатива ни у единороссов, ни у их молодняка.

Саратовский авиационный завод появился на базе производства сельскохозяйственных машин. Годом рождения гиганта считается 1931-й, однако решение о его создании было принято в 1929 году. За шесть лет работы на заводе было выпущено порядка сорока тысяч единиц хлебоуборочной техники. В 1937 году, когда появилась угроза нападения на СССР фашистской Германии, завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники. В октябре 1938 года с аэродрома САЗа поднялся первый самолет - скоростной разведчик Р-10.

С началом войны работники авиазавода трудились не покладая рук, снабжая фронт истребителями. В 1943 году фашистские бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70% производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии. Выпуск самолетов достиг прежнего уровня уже через 80 суток напряженного труда. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

В течение всего советского периода завод производил авиатехнику. Например, с 1967 по1981 было выпущено 1011 самолетов Як-40, 115 из них поставлены в 19 стран мира. В конце 70-х завод производил ежегодно около 100 самолётов Як-40, в начале 80-х - более 15 Як-42. Всего по состоянию на 2003 год заводом выпущено 172 самолета Як-42 и Як-42Д. С началом 90-х годов САЗ впал в кризисное состояние. Последний самолет ЯК-42Д был отдан заказчику в 2003 году. После этого производство прекратилось, завод начал заниматься ремонтом и обслуживанием авиатехники.

В 1993 году, по некоторым данным, произошла довольно странная история. Китай вознамерился заказать у САЗа десять Як-42 по цене 12 миллионов долларов за штуку, что на пять миллионов больше себестоимости производства. По непонятным причинам руководитель завода Александр Ермишин отказался от подписания контракта. Через два года - в 1995-м - китайцы хотели купить сразу 46 Яков, но директор вновь не подписал договор.

Разбомбили после войныВ 2000 году Александр Ермишин побывал в США на переговорах. Там он договорился об испытаниях многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев ЭКИП (так называемая русская летающая тарелка). Но американская сторона наотрез отказалась от финансирования производства. ЭКИП так и остался музейным экспонатом. В 2007 году Ермишин был освобожден от занимаемой должности, а на заводе начата процедура банкротства.

С этого момента заводская земля стала распродаваться. Цеха сносились, уникальное оборудование продавалось или сдавалось в металлолом. Многим было интересно, что же воздвигнут на огромной территории? По одной из версий, на пустующих площадях должен был появиться мегамаркет ИКЕА. Долгое время министерство инвестиционной политики области отчитывалось, что вот-вот начнется строительство… Однако все ограничилось лишь огромным котлованом, не получилось заложить даже фундамент.

По другой версии, территорию бывшего САЗа должен был занять гигантский торгово-развлекательный комплекс «Заводской». Обещали, что он порадует жителей не только Заводского района, но и всего города, массой магазинов, кафе, боулингом и другими утехами. Поговаривали даже об аквапарке. В октябре 2009 года исполнительный директор предприятия Юрий Онюшкин заявил, что комплекс будет расположен на большей части территории (45 га), а на 26 гектарах обоснуется компактный завод по ремонту ЯК-42. Но комплекс так и не начали строить. Под «Заводской» стали отделывать некоторые из сохранившихся корпусов завода. Довольно долго желто-оранжевый сайдинг «радовал» глаз случайных прохожих.

В ноябре 2011 года появилась информация, что «РусГидро» планирует разместить на земле САЗа производство высокотехнологичных гидротурбин для ГЭС. Это сулило Саратовской области порядка шести миллиардов инвестиций. И сообщил об этом не кто-нибудь, а Вячеслав Володин в ходе своего визита в Саратов. «Это будет крупнейший инвестиционный проект в Саратове, - говорил он тогда. - Считаю, это хорошее решение. Признаюсь, было больно смотреть на некогда крупнейшее предприятие - САЗ, которое ни во что не преобразовали, превратили в пустырь». И отметил, что за проект «РусГидро» борется еще один город.

Об этом же говорил нынешний губернатор Валерий Радаев в апреле 2012 года на встрече с Владимиром Путиным. В частности, он заявил: «В Саратове с 1990 года практически не построено ни одного промышленного предприятия. У нас есть намерение с «РусГидро» относительно строительства завода по выпуску гидротурбин. И здесь нужна поддержка. Просто это конкуренция… Нижний Новгород тоже очень просит, чтобы у них разместили это производство. Для нас это было бы очень выгодно, потому что у нас был когда-то авиационный завод, его просто сегодня нет, на этих площадях хотелось бы микрорайон, заводской район конкретно, промышленный район в городе Саратове».

Пару месяцев спустя на официальном сайте администрации Саратова появляется постановление №1356. В нем идет речь о подготовке проекта планировки территории на земельных участках общей площадью 21 га и 1563 га, расположенных в пределах территории бывшего Саратовского авиационного завода. Основанием для него стало предложение ООО «ООО ТВ РеКа», ЗАО «Переселение» и ЖСК «Авиатор» от 5 марта 2012 года №11. Теперь компании должны в течение одного года со дня издания упомянутого постановления (издано оно 20 июня 2012 года) подготовить проект планировки территории вместе с проектом межевания.

В июне 2012 года представитель комитета по архитектуре администрации города Алексей Шушарин поведал о том, что на земле бывшего САЗа начнется жилищное строительство. «Территория завода была распродана коммерческим фирмам, которые будут строить там многоэтажные дома. Администрация Саратова рассматривает вариант использования их для отселения из аварийного жилья, а также для передачи квартир многодетным семьям», - заявил Шушарин.

Разбомбили после войныПо данным Саратовстата, стоимость одного квадратного метра жилья среднего качества на первичном рынке во втором квартале 2012 года составляет 31,6 тысячи рублей. Приказом Министерства регионального развития РФ утвержден норматив, по которому власти должны покупать жилье. Саратовские чиновники во втором полугодии 2012 года не должны приобретать жилье для государственных нужд дороже, чем по 24,6 тысячи за квадрат. Таким образом, государству квартиры будут продаваться дешевле, чем простым смертным. Вопрос: что может заставить компанию отдать жилье с такой скидкой? Как правило, это некие «бонусы» - дешевая земля, льготное подключение к коммуникациям и так далее. Мы решили поинтересоваться у руководителей контор, которые планируют застройку территории САЗа, чем им помогают саратовские власти.

До ООО «ООО ТВ РеКа», компании, чьими видами деятельности считаются реклама, издание газет, производство фильмов, деятельность в области радиовещания и телевидения, предоставление прочих услуг, просто не удалось дозвониться. И очень жаль, потому что было бы интересно узнать, чем именно контора планирует заниматься на земле авиазавода. Фильм снимать?

Сотрудник ЗАО «Переселение» заявил, что начальства нет на месте, и когда оно появится, он не знает. Однако поинтересовался, что ответили другие участники застройки, после чего записал координаты нашего издания и пообещал, что с нами обязательно свяжутся. Ждем по сей день.

А вот председатель правления ЖСК «Авиатор» Татьяна Давыдова отказываться от комментариев не стала. Она рассказала, что в следующем году планируется начать строительство двух десятиэтажных домов - одноподъездного и восьмиподъездного. А вообще в проекте - возведение семи многоэтажек. На вопрос о социальном жилье Татьяна Матвеевна ответила: «К нам пока никаких предложений принять участие в этой программе не поступало». Помощи со стороны власти тоже не было. Но если предложения поступят, то «Авиатор» примет их, только предварительно надо будет подготовиться: «Там совершенно другие условия отделки. Сейчас мы делаем без отделки совершенно, а там социальная отделка должна быть (квартир - авт.)», - пояснила Давыдова. Чем будут заниматься остальные компании, она сказать не смогла. Кстати, ЖСК «Авиатор» уже начал рекламировать свои дома. Однокомнатная квартира по стартовым ценам будет стоить минимум 760 тысяч рублей.

Получается, что если в 1943 году фашистам удалось разрушить лишь 70% завода, то сейчас он уничтожен на все 100%. Будет ли там жилье для многодетных семей или же турбинный завод - покажет время. А пока на территории САЗа любой желающий может поиграть в пейнтбол: развалины там отличные.