Подпольные престолы безумных императоров

Подпольные престолы безумных императоров

Роман Юрьевич Чуйченко, Марина Владимировна Алешина, Александр Соломонович Ландо, Дмитрий Федорович Аяцков и другие мои любимые персонажи саратовских «мыльных опер» сегодня могут расслабиться: речь в новой статье пойдет не о них. Увлеченный наблюдением за копошением в маленьком губернском муравейнике, автор этих строк едва не пропустил ежегодного события, важного для любителей англоязычного телекино: объявления номинации на премию «Эмми»

Подпольные престолы безумных императоровРоман Юрьевич Чуйченко, Марина Владимировна Алешина, Александр Соломонович Ландо, Дмитрий Федорович Аяцков и другие мои любимые персонажи саратовских «мыльных опер» сегодня могут расслабиться: речь в новой статье пойдет не о них. Увлеченный наблюдением за копошением в маленьком губернском муравейнике, автор этих строк едва не пропустил ежегодного события, важного для любителей англоязычного телекино: объявления номинации на премию «Эмми».

«Эмми» (Emmy Award) - нечто вроде «Оскара», только для ТВ. Эта премия, учрежденная Американской телеакадемией, Американской национальной телеакадемией и Международной телеакадемией, вручается как правило в середине сентября. Еще десять лет назад и номинации, и результаты этой премии могли заинтересовать в нашей стране лишь пару сотен фанатичных знатоков телевизионного репертуара США. Ситуация, однако, изменилась очень быстро.

Во-первых, благодаря сети Интернет любой желающий ныне может скачать из Сети самые популярные в англоязычном мире сериалы и смотреть их либо на языке оригинала, либо в русском переводе - иногда бубняще-любительском, но все чаще вполне профессиональном (и с точки зрения актерской, и с точки зрения адекватности текста русской версии относительно оригинала). Во-вторых, качество самих англоязычных сериалов за последние годы выросло на порядок: в ситкомах число идиотских шуток упало, а число шуток удачных резко возросло; что же касается драматических шоу (с одним сквозным сюжетом или с посерийной цепочкой сюжетов), то каждое из них превратилось, по сути, в один большой мегафильм с богатым разветвленным сюжетом, многогранными героями и неожиданными (но отнюдь не карикатурными) перипетиями. Прибавьте к этому многомиллионные бюджеты, голливудских сценаристов-профи и актеров «большого кино», для которых участие в телепроектах перестало быть лишь малообременительным заработком, а стало еще и занятием, необходимым для поддержания «звездного» имиджа.

Для российских зрителей водоразделом и первотолчком стали два американских сериала - «Остаться в живых» (Lost) и «Доктор Хаус» (House, M.D.): история пассажиров разбившегося лайнера, застрявших на детективно-мистическом острове, и история гениального, но сволочного доктора-мизантропа из госпиталя Принстон-Плейнсборо. Среди телепроектов, реализованных за последние 7-8 лет, откровенных неудач мало. Иногда дело спасает режиссура, иногда - необычность тематики, а иногда - очень качественная актерская игра. И даже если некоторые из сериалов не оправдывают продюсерских ожиданий и быстро схлопываются (порой даже на середине первого сезона), это вовсе не значит, будто рейтинговый «неформат» был плох. Наоборот: ныне существуют уже десятки сериалов, закрытых на полдороге, но после выхода на DVD обретших культовый статус; наиболее заметные примеры - фантастический вестерн «Светлячок» (Firefly) Джосса Уидона, мистический «Карнавал» (Carnivale) Дэниэла Кнауфа и невероятно обаятельный и трогательный комедийный детектив «Смертельно скучающий» (Bored to Death) Джонатана Эймса, трусливо прикрытый перестраховщиками с канала НВО после первых трех сезонов...

Теперь завершим, наконец, преамбулу и перейдем к номинациям. Ситкомы и «чистые» развлекательные комедии отложим на потом, зато наиболее интересного - драматических шоу - коснемся поподробнее: благо всякий наш читатель, подлюченный к Интернету, легко и быстро может проверить, насколько вкусы американских телеакадемиков созвучны его собственным телепристрастиям.

Итак, вот шестерка номинантов в первой по счету и самой главной категории «Лучшая драма»: «Подпольная империя» (Boardwalk Empire), «Во все тяжкие» (Breaking Bad), «Аббатство Даунтон» (Dowton Abbey), «Игра престолов» (Game of Thrones), «Чужой среди своих» (Homeland) и «Безумцы» (Mad Men). На наш взгляд, сегодня меньше всего шансов на премиальную статуэтку у мрачноватой медитативной британской ретродрамы (с детективным оттенком) «Аббатство Даунтон» и вольной экранизации фантастической эпопеи Джорджа Мартина - вовсе не потому, что эти два сериала хуже остальных четырех. Однако Dowton Abbey уже было премировано и «Эмми», и «Золотым глобусом» за первый сезон, и второй не принес особых неожиданностей. Что же касается Game of Thrones, то здесь ситуация иная: этот сериал, тоже качественный, уже боролся за «Эмми» в прошлом году (13 номинаций и только две победы: дизайн титров и лучшая роль второго плана - Питер Динклейдж). Второй сезон тоже оказался по уровню не ниже - но и не выше - первого, поэтому телеакадемики вряд ли передумают...

А вот про оставшуюся четверку фаворитов вашего обозревателя есть смысл поговорить немного подробнее.

«Подпольную империю» придумал сценарист Теренс Уинтер, один из создателей «Клана Сопрано», адаптировав для ТВ роман Нельсона Джонсона на ту же «мафиозную» тему - только в стиле ретро. Действие происходит, по преимуществу, в Атлантик-Сити 1920 года. Как только вступил в действие «сухой закон», городской казначей - и по совместительству местный преступный босс - Енох «Наки» Томпсон (Стив Бушеми) понимает, какие громадные деньги плывут ему в руки: отныне можно зарабатывать не только рэкетом, казино и борделями, но и перепродажей контрабандного спиртного. У Наки все схвачено: мэр - его человек, шериф Илай Томпсон (Ши Уигхэм) и вовсе его брат. Однако надо еще и подмасливать избирателей (скоро выборы мэра), и приглядывать за прытким федеральным агентом Нельсоном Ван Алденом (Майкл Шэннон), и сдерживать порывы своего воспитанника, ветерана первой мировой Джеймса «Джимми» Дармоди (Майкл Питт), и усмирять аппетиты конкурирующих гангстеров - Арнольда Розштейна (Майкл Сталберг) и Чарли «Лаки» Лучиано (Винсент Пьяцца), и держать поблизости двух женщин - безбашенную актрису Люси Данцигер (Пас де ла Уэрта) и разумную вдову Маргарет Шредер (Келли Макдональд). Создатели вложили в сериал 75 миллионов, добиваясь полной аутентичности. Благодаря продюсеру Мартину Скорсезе (он же снял первый эпизод) зритель получил не просто очередной сериал, а очень качественный многосерийный фильм, напоминающий про «Однажды в Америке». Стив Бушеми получил главную роль, хотя он вовсе не был похож на реального Наки Джонсона, прототипа его героя. Другое дело, что герой этот настолько амбивалентен (и добрый, и злой, и беззащитный, и агрессивный), что зрителю приходится принимать его «в совокупности», и сочувствовать ему - при том, что Томпсон безусловно преступник. Быть может, дело еще и в том, что для большинства зрителей (и в США, и в России) «сухой закон» - зло ничуть не меньшее, чем его нарушители...

Действие многосерийного фильма «Во все тяжкие» (автор идеи - Винс Джиллигэн) происходит в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Название города связано с историей создания американской ядерной бомбы, так что тема науки будет в фильме присутствовать - правда, не физики, а химии, которую так же легко употребить во зло. Пятидесятилетний Уолтер Уайт (Брайан Крэнстон) - гениальный химик, но человек глубоко непрактичный. Он мог бы получить Нобелевку и сделать отличный бизнес на своем открытии, однако работает школьным преподавателем за 44 тысячи в год: в свое время более шустрый коллега первым запатентовал формулу и получил все дивиденды. Вот почему Уолтер, узнав вдруг, что у него - рак легких в тяжелой стадии, отказывается обратиться к бывшему коллеге за деньгами на лечение. Но что делать? Жена Уолта, Скайлер (Анна Ганн), беременна вторым ребенком, старший сын Уолтер-младший (Эр Джей) инвалид, страдающий ДЦП. Если Уолт умрет, его семья останется без средств к существованию. И тогда наш герой делает выбор: взяв в напарники мелкого наркодилера Джесси Пинкмана (Аарон Пол), своего бывшего ученика, Уайт решает заняться приготовлением синтетического наркотика метамфетамина. И поскольку Уайт - гений, то и наркотик у него получается высочайшего качества. Герой вынужден постоянно врать жене и сыну, и постепенно в его семье (ради которой он все и затеял) жизнь разлаживается. Главная мысль авторов сериала: можно ли высокой целью - спасение жены и сына - оправдать негодные средства? И как быстро законопослушный гражданин, поставленный в критическую ситуацию, станет преступником и убийцей?..


Сериал «Чужой среди своих» (впрочем, иногда оригинальное название - Homeland - переводят и буквально, без отсылок к фильму Никиты Михалкова: «Родина»), спродюсированный Майклом Куэста, начинается с того, что сотрудница ЦРУ Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс) узнает у террориста, приговоренного к смерти, о том, что руководитель террористической сети Абу Назир сумел перевербовать какого-то пленного американца - и вскоре американские солдаты в Ираке действительно освобождают морпеха сержанта Николаса Броди (Дэмиен Льюис), без вести пропавшего восемь лет назад. Америка чествует героя, вице-президент Уильям Уолден (Джейми Шеридан) хочет взять сержанта в свою политическую команду, жена Броди, Джессика (Морена Баккарин), и его дети - сын Крис (Джексон Паке) и дочка Дана (Моргон Сэйлор) - постепенно свыкаются с мыслью о том, что муж и папочка жив... А между тем Кэрри продолжает разрабатывать версию о том, что Броди - агент Абу Назира. Ей никто не верит: ни ее шеф, замдиректора ЦРУ Дэвид Эстес (Дэвид Хэрвуд), ни ее наставник Саул Беренсон (Мэнди Патинкин), но героиня продолжает копать, хотя никаких явных доказательств у нее нет. Ради расследования она сближается с Броди и ненароком влюбляется в него - продолжая считать его законспирированным террористом. Беда в том, что сама Кэрри живет на таблетках: у нее биполярное расстройство психики, а с таким диагнозом людей в ЦРУ не держат. Уже к середине первого сезона зритель получает ответ на вопрос - завербован Броди или нет, и дальше начинаются замысловатые психологические тонкости, которые должны быть распутаны. Иначе замысел умнейшего и предусмотрительнейшего Абу Назира может все-таки исполниться...

Самый стильный в этой четверке, сериал «Безумцы», был придуман и осуществлен Мэтью Вайнером. Ностальгия по 60-м годам прошлого века - прекрасный манок как для российских зрителей, так и для американских. Да, это ретро, но умеренное, не такое, как в упомянутой выше Boardwalk Empire. Это время, когда жизнь почти похожа на сегодняшнюю (ну разве что нет еще мобильных телефонов и персональных компьютеров, а телевизоры - черно-белые), однако темп жизни еще не такой сумасшедший. Еще вовсю идет «холодная война», еще жив Кеннеди (в одном из сезонов его убьют), еще офисный планктон может запросто курить на рабочих местах, еще женщинам трудно получить хорошую должность, а чернокожим - практически невозможно «выйти в люди»... Хотя действие сериала, снятого для кабельного канал AMC, развивается очень неторопливо и лишено детективной интриги, сериал получил неожиданно высокий рейтинг, высокую оценку критики и множество профессиональных наград (4 «Золотых глобуса», 38 других премий в 59 номинациях; в 2010 и 2011 годах сериал получил «Эмми» в основной номинации). Главный герой - креативный директор вымышленной рекламной компании «Стерлинг и Купер», расположенной на Мэдисон-авеню (отсюда и игра слов в оригинальном названии) Дональд Дрейпер (Джон Хэмм). Человек из низов, пробившийся в верхний эшелон рекламного бизнеса страны, он несет тяжкий груз прошлого и стыдную тайну (отрекся от родных и взял имя другого человека, погибшего в Корее). Червь сомнения точит героя - оттого-то у него и не удается семейная жизнь: он изменяет жене-блондинке Бетти (Дженьюэри Джонс), матери трех его детей, и она от него уходит... Среди персонажей - карьерист Пит Кэмпбелл (Винсент Картайзер), который в итоге оказывается неплохим человеком, и секретарша босса Пегги Олсен (Элизабет Мосс), которая становится опытным креативщиком, и работа «перевешивает» ее личную жизнь. И нашему, и американскому зрителю интересно следить одновременно и за мелодраматическими поворотами жизни главных героев, и за этапами становления рекламного бизнеса, ибо 60-е - время, когда закладывался фундамент ныне знаменитых брэндов...

Сделаем паузу. Те читатели, которых уже заинтересовали эти сериалы, могут поискать их в Сети, и уже в этом сентябре либо поприветствовать, либо осудить мнение телеакадемиков (в зависимости от их конкретного выбора). Ну а мы в одном из следующих обзоров вернется к теме номинаций и подробнее поговорим об актерах и актрисах, которые осенью могут стать обладателями заветных статуэток. Или не стать - кому как повезет.