В конце июля текущего года напротив стадиона «Локомотив» произошло массовое убийство, которое чиновники называют чем-то вроде своевременного акта эвтаназии. Десять трупов как-то незаметно вывезли из центра города (возможно, предварительно распилив на части), а на месте происшествия остались лишь едва заметные следы борьбы. Между тем, в городской мэрии поспешили объявить в качестве заказчиков «саратовской резни бензопилой» группу лиц, не имеющую к этому делу никакого отношения
В конце июля текущего года напротив стадиона «Локомотив» произошло массовое убийство, которое чиновники называют чем-то вроде своевременного акта эвтаназии. Десять трупов как-то незаметно вывезли из центра города (возможно, предварительно распилив на части), а на месте происшествия остались лишь едва заметные следы борьбы. Между тем, в городской мэрии поспешили объявить в качестве заказчиков «саратовской резни бензопилой» группу лиц, не имеющую к этому делу никакого отношения.
Мгновенная смерть сразу десяти деревьев, ранее радовавших глаз горожан на улице Аткарской (начиная от пересечения с улицей имени Слонова и в направлении железнодорожного вокзала), стала очередным серьезным ударом по предвыборным планам местных властей «сделать Саратов чистым, зеленым» и еще каким-то. Сейчас на месте, где ранее располагались «лёгкие города», спешно обустраивается автомобильная стоянка.
Жители Саратова обратили внимание на точечную вырубку деревьев еще в конце июля текущего года. Улица Аткарская тогда была «украшена» пнями вдоль территории Саратовского электротехнического завода и недавно открывшегося делового центра «Спутник». Тогда редакция нашей газеты обратилась к председателю комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Валерию Данилину, чтобы выяснить, на каком основании была произведена вырубка. Нас также интересовало, какие меры будут приняты чиновниками в случае, если уничтожение деревьев производилось без соответствующих разрешений и обоснований.
Ответ из мэрии шел долго и подоспел как раз к выходу нашего коллектива из отпуска. Сначала в редакцию прислали некий «проект» за подписью исполняющего обязанности председателя комитета Владислава Будникова, а затем и сам ответ, в котором, помимо аналогичного текста, уже были добавлены все необходимые реквизиты (номер исходящего, дата и тому подобное).
Если верить чиновникам, то вырубка десяти деревьев производилась по правилам. Они отмечают, что жертвы были «биологически устаревшими» и находились в «неудовлетворительном состоянии». Кто именно поставил такой диагноз - не уточняется. Однако администрация дала разрешение на «эвтаназию» неудовлетворительно устаревших... Примечательно, что улица Аткарская не заканчивается тем небольшим участком, на котором была произведена вырубка и сейчас укладывается асфальт. Ряд деревьев, посаженных, надо полагать, в одно время, оказался разорван этой «саратовской резней бензопилой». В таком случае одно из двух: либо остальные деревья на Аткарской следует срочно вырубать, либо и те, что остались, и те, что росли до недавнего времени, находятся в хорошем состоянии.
Между тем, исполняющий обязанности председателя комитета Владислав Будников назвал и заказчика «праздника» - компанию, которая якобы подала документы в администрацию на вырубку деревьев: «ОАО «Газаппарат» обратилось в комиссию по контролю за сохранением и созданием зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» (название-то у комиссии какое противоречивое! - прим. авт.) с заявлением о выдаче разрешения на снос биологически устаревших деревьев, в неудовлетворительном состоянии, кронировании 6 деревьев».
Если верить чиновникам, то заявление этой компании было рассмотрено и одобрено. Но, поскольку на слово мы чиновникам не верим, корреспондент «Газеты Наша Версия» посетил предприятие, указанное в ответе Будникова. Отчасти интерес к встрече с руководством этой организации был вызван тем, что на официальном сайте ОАО «Газаппарат» уделено очень много внимания именно экологической тематике. Например, там сообщается: «Мы заявляем о намерении стремиться к уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду в процессе деятельности предприятия по производству надежного газового оборудования, позволяющего использовать природный и сжиженный газ в каждом доме, в каждой семье и на любом предприятии». А тут вдруг вырубка деревьев... Что-то не сходится.
Уже на подходах к зданию ОАО стало очевидно, что чиновники ввели редакцию газеты в заблуждение. Дело в том, что деревья были вырублены как раз до того места, с которого начинается территория «Газаппарата», а напротив корпусов этого акционерного общества зеленые насаждения, наоборот, сохранились! Удивлены ответом из администрации были и представители компании.
«Мы очень расстроились, когда была произведена эта вырубка, - отметил в беседе с корреспондентом главный инженер ОАО Вадим Смородин. - Наше предприятие действительно обращалось в администрацию по вопросу обрезки шести деревьев, но уничтожать зеленые насаждения мы не планировали и не планируем. Директор «Газаппарата» намерен обратиться в дорожный комитет с письмом по этому вопросу. Получается, что кто-то вырубает в городе деревья, а они это на нас сваливают...»
После того, как корреспондент газеты убедился, что чиновникам мэрии можно доверять, только перепроверяя, мы решили обратиться за комментарием к представителям общественных объединений. Известный саратовский эколог Ольга Пицунова рассказала о том, как Саратов постепенно становится не чистым и совсем не зеленым:
- Раньше в городе существовала так называемая «зеленая комиссия». Она есть и сейчас, но уже в другом виде - состоящая исключительно из чиновников. В ее функции входила выдача разрешений на снос зеленых насаждений. В те времена, когда мы принимали участие в работе этой комиссии, она состояла из представителей архитектуры, комитета охраны окружающей среды, городской и районных администраций, специальных и общественных организаций. Потом, по требованию городской прокуратуры, эту комиссию ликвидировали - якобы она не соответствовала требованиям законодательства. После этого ее создали заново, уже без участия общественных организаций и без пофамильного списка. Теперь нельзя узнать, кто именно входит в комиссию. Только должности.
- То есть, теперь разрешения на снос деревьев выдают только чиновники?
- Да. Причем, когда это произошло, мы обращались к главе администрации Прокопенко с тем, чтобы они включили в «зеленую комиссию» представителей общественных организаций. С тем же самым заявлением мы выступали на заседаниях комиссии по промышленности, комиссии по ЖКХ... В общем, на всех комиссиях городской думы.
- А когда была ликвидирована комиссия, в работе которой могли участвовать общественники?
- Это произошло на излете сомовского правления (Вячеслав Сомов, с мая 2008 по апрель 2010 годов - глава администрации Саратова, - прим. авт.). Они ликвидировали эту комиссию, а Сомов тогда полностью менял структуру администрации, и создавался комитет по благоустройству и охране окружающей среды. Предполагалось, что именно в функциях этого комитета будет выдача разрешений на снос деревьев, и под ним будет работать новая «зеленая комиссия».
- Но сейчас у нас такого комитета нет...
- Более того, после ухода Сомова были уничтожены МУП «Экология города» и МУП «Садово-парковое», а все функции по вырубке зеленых насаждений переданы комитету дорожного хозяйства, в котором два МУПа этим занимаются - «Городские дороги плюс» и «Саргорсвет». Соответственно, все документы и сами правила, по которым сейчас работает «зеленая комиссия», создавались комитетом дорожного хозяйства и разрабатывались, видимо, под их интересы. С минимальным учетом общественных интересов.
Наши неоднократные обращения в администрацию города по этому вопросу не возымели никакого действия. По нашему предложению Прокопенко даже организовал совещание, в процессе которого общественные экологи общались с представителями комитета дорожного хозяйства, МУПов и райадминистраций. Мы им высказывали свои претензии по поводу работы - что они вырубают, сажают на пень, проводят обрезку уже в летнее время, что приводит к гибели деревьев, и так далее. Все это ни к чему не привело, потому что это совещание было в мае, а в июне и июле продолжилась вырубка и обрезка деревьев.
- Я посмотрел, в правилах у чиновников приводятся расценки за то или иное вырубленное дерево. То есть, получается, что взамен уничтоженных зеленых насаждений не всегда обязывают высадить новые, а предлагают просто заплатить?
- Когда мы еще работали в «зеленой комиссии», часто предоставляли возможность застройщикам самим высаживать деревья взамен вырубленных. Так называемые компенсационные посадки. Иногда это было в три или даже десять раз больше, чем вырубали. Все в зависимости от ценности дерева и от места, где происходит вырубка. Кроме того, давались рекомендации - какие деревья они должны посадить. Сейчас все это не работает. Они берут в основном деньгами. На мой взгляд, никакого контроля за тем, как расходуются эти деньги, нет. Куда все эти деньги попадают, я даже не могу сказать, но абсолютно точно знаю, что это огромные деньги.
Эти средства должны идти на восстановление зеленого фонда, но проконтролировать, действительно ли они пошли по назначению, невозможно, потому что не известно, где и что сажают.
- Честно говоря, ни разу не видел, чтобы в городе что-то сажали. Только срубают и обрезают...
- Вот именно. А потом они отчитываются: тысячу деревьев высадили... Мне все время хочется увидеть - где эта тысяча деревьев?
- А чиновники не говорят фактическое местоположение высадки?
- Они часто не отвечают. А когда отвечают, то называют какие-то странные места, типа «парк в Солнечном» и так далее. Кроме того, у них есть очень удобный аргумент: «деревья не прижились». На самом деле наша «плохая приживаемость деревьев», мне кажется, это такой миф, очень удобный для них под списание средств. Я считаю, что вырубка, которая сейчас ведется, имеет коррупционную составляющую, которая вредит и экономике города, и здоровью людей.