Не первая молодость

Не первая молодость

Героя нижеследующей публикации читателям «Газеты Наша Версия» представлять не надо. О бывшем депутате Саратовской городской думы, председателе различных жилищно-строительных кооперативов и просто загадочном (от слова «загадка») человеке Николае Якимове наше издание писало не раз. И, к сожалению, всегда - в негативном свете. Мы бы и рады были написать о деяниях Николая Васильевича что-нибудь хорошее, доброе, вечное, но - увы - сам господин Якимов пока такого повода не давал.

Один дурак десять умных с ума сведет.

Народная мудрость

Не первая молодостьГероя нижеследующей публикации читателям «Газеты Наша Версия» представлять не надо. О бывшем депутате Саратовской городской думы, председателе различных жилищно-строительных кооперативов и просто загадочном (от слова «загадка») человеке Николае Якимове наше издание писало не раз. И, к сожалению, всегда - в негативном свете. Мы бы и рады были написать о деяниях Николая Васильевича что-нибудь хорошее, доброе, вечное, но - увы - сам господин Якимов пока такого повода не давал.

Саратовский Мавроди

Некоторые читатели, наверное, спросят: и чего вы привязались к этому Якимову? Других  председателей кооперативов, «кинувших» людей на деньги и квартиры, что ли нет? Конечно же, есть. Иначе не появился бы этим летом в Саратове официальный реестр «проблемных» объектов жилищного строительства, в котором значатся 34 дома и 3408 семей обманутых дольщиков. Так вот примерно 10% из них - на совести нашего героя. Три долгостроя - ЖСК «Сигнал», ЖСК «Книга» и ЖСК «Молодость-94» - и, соответственно, 299 обманутых семей. Разве этого мало, чтобы провозгласить Николая Якимова живым символом такого притягательного, но рискованного долевого строительства? Эдаким, как называют Николая Васильевича имевшие с ним дело люди, саратовским Мавроди.

Все три якимовских кооператива находятся сейчас на разных стадиях запущенности. Больше всего повезло дольщикам ЖСК «Книга» - их дом с грехом пополам скоро будет сдан в эксплуатацию, а меньше всего - членам обанкроченного «Сигнала», которым приходится мотаться по судам, восстанавливать практически всю проектно-сметную документацию и вообще жить в непреходящем отчаянии уже много-много лет. Где-то в середине, которую, впрочем, язык не поворачивается назвать золотой, находится кооператив «Молодость-94». О нем и пойдет речь далее.

Молодость у этого ЖСК, как видно из названия, далеко не первая и даже не вторая. Точкой отсчета его существования следует считать не обозначенный в наименовании 1994-й, а еще более далекий 1986 год. Именно в этом году НП «Универсалдомстрой» и ЖСК «Молодость» (оба - под руководством Николая Якимова) начали отселение жильцов под строительство многоэтажного дома на пересечении улиц Шелковичная и Большая Садовая. Фактически же строительный кран заработал на площадке спустя восемь лет, когда «Молодость», видимо, заметая ненужные следы, уже превратилась в «Молодость-94». Однако дальше пятого этажа дело не пошло.

 Сегодня и господин Якимов, и генподрядчик ООО «Поволжье Газэнергостройсервис», которому также переданы функции застройщика, в один голос говорят: денег на дальнейшее строительство нет. «По первому проекту дом был 9-этажным, - рассказывает Павел Марчук, который еще в 2005 году приобрел в долгострое однокомнатную квартиру. - Затем проект переделали на 12-этажный, объясняя это так: денег на достройку нет, а мы эти три этажа продадим подороже и на эти деньги построим общий дом. Когда переделывали проект на дом переменной этажности - средняя секция 16 этажей, следующие две - 14, объяснения были точно такими же. А сейчас разговор идет о том, чтобы все три секции сделать 18-этажными. Но ни один дольщик не подпишется на это. Потому что мы уже прошли три стадии обмана».

«Вор должен сидеть в тюрьме»

Основания для пессимизма у членов ЖСК действительно есть. Уже почти год они регулярно собираются в региональном министерстве строительства и ЖКХ, но этажей в доме от этого до сих пор не прибавилось. Николай Якимов, сидя в президиуме, шуршит какими-то бумажками, на одни вопросы отвечает, а другие пропускает мимо ушей и документы на дом никому не показывает. В общем, демонстрирует свой фирменный стиль. А главное, Николай Васильевич никак не может найти деньги для погашения долга перед институтом «Саратовгражданпроект». Цена вопроса - 2,6 миллиона рублей. По признанию горе-председателя, ни проект, ни смета его не устраивают. Но по мировому соглашению, которое он сам же и подписал, Якимов должен выплатить институту всю сумму до октября 2012 года.

Пока нет денег - нет и чертежей, нет чертежей - нет и строительно-монтажных работ. Подрядчик-застройщик смиренно говорит, что уже «отработал» 87 миллионов рублей, в то время как собран только 81 миллион, и изъявляет желание взять кредит. Всего, согласно смете, на строительство высотки требуется более полумиллиарда рублей.

Дольщики в свою очередь не верят ни Якимову, ни представителям ООО «Поволжье Газэнергостройсервис». «На собрании в октябре 2011 года в присутствии заместителя председателя правительства Дмитрия Федотова все они били себя коленкой в грудь и обещали достроить дом до конца 2013 года. С тех пор ничего не изменилось, но они умиротворили нас почти на полгода, - вздыхает Павел Марчук. - Все-таки мы слишком доверчивые люди». Сейчас дольщики уверены, что их деньги просто-напросто пущены на строительство элитной многоэтажки в центре города, которая, в отличие от их дома, растет не по дням, а по часам.

Иными словами, о каком-либо взаимопонимании сторон речи не идет. Заместитель министра строительства Владимир Григорьев, которому поручено довести якимовский долгострой до ума, как может, пытается сгладить конфликт. «Я сторонник того, что работа должна быть оплачена, а вор должен сидеть в тюрьме», - говорит замминистра на одном из собраний и призывает решать проблемы поэтапно. К нему у дольщиков претензий нет. «Пока мы к новому правительству ни одного вопроса не имеем, потому что на все наши обращения следуют не просто отписки, а реакция, обязывающая шевелиться конкретных чиновников», - рассказывает Павел Александрович.

В отличие от замминистра, дольщики «Молодости-94» отправлять за решетку своих обидчиков не хотят. На мой вопрос, почему они до сих пор не обратились с заявлением в прокуратуру, отвечают просто: боятся. Обманутые люди уверены, что надзорный орган обязательно найдет какие-либо нарушения и вообще остановит стройку. И тогда, по их словам, надежда на получение квартир станет еще более призрачной, чем сегодня... Все-таки удивительно наивный и терпеливый у нас народ. Боятся потерять то, что и так у них практически отняли.

Однако велика вероятность, что как бы активно ни шевелились чиновники, без вмешательства прокуратуры они вместе с дольщиками так и будут топтаться на месте. Николай Якимов, похоже, не собирается добровольно обнародовать полный список лиц, которые приобрели у НП «Унивесалдомстрой», признанного банкротом в июне этого года, и ЖСК «Молодость-94» имущественные права на квартиры. Известно, что в доме продано 136 квартир, а на собрания приходят всего 40-50 человек. Если все пайщики, инвесторы и члены ЖСК обнаружат себя, то повлиять на решения и действия неторопливого председателя вместе им будет намного проще. Да и подрядчику неплохо было бы отчитаться, на что именно ушли собранные с людей деньги.

P.S. «Газета Наша Версия» просит считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратовской области.