Российский чиновник - существо нервное и скрытное. Он крайне редко рассказывает журналистам о размерах своей зарплаты и еще реже публично очерчивает круг своих служебных обязанностей. Быть может, инстинктивно чиновник осознает, что государство ему переплачивает, а две трети его реальных обязанностей состоит в перемалывании воздуха и ловле воды решетом? И потому подсознание среднестатистического чиновника переполнено страхом: а ну как граждане отнимут у него деньжата, нажитые неправедным трудом?
Российский чиновник - существо нервное и скрытное. Он крайне редко рассказывает журналистам о размерах своей зарплаты и еще реже публично очерчивает круг своих служебных обязанностей. Быть может, инстинктивно чиновник осознает, что государство ему переплачивает, а две трети его реальных обязанностей состоит в перемалывании воздуха и ловле воды решетом? И потому подсознание среднестатистического чиновника переполнено страхом: а ну как граждане отнимут у него деньжата, нажитые неправедным трудом?
В отличие от большинства портфеленосцев, министр информации и печати нашей области Роман Чуйченко совершенно не стеснителен. Он твердо уверен в том, что власть - от Бога, что его партия - ум, честь и совесть, а сам он получает жалованье за отличную работу и на своей должности приносит пользу если не всему обществу, то хотя бы некоторой - наиболее продвинутой - его части. Поэтому наш герой в ходе онлайн-общения с саратовской публикой и не подумал скрывать размера своей зарплаты (70 тысяч рублей), а в недавнем интервью местному выпуску «Комсомольской правды» (№123) без затей разъяснил, в чем именно состоит благородный смысл его чиновничьей должности и что это вообще за штука у нас такая - «государственная информационная политика».
«Есть золотое правило журналистики - без конфликта нет сюжета. Поэтому мы и аудитория обречены получать негатив, - сетует Чуйченко. - Откройте газету, зайдите на сайт - ДТП, насилие, криминальные разборки. Кино про кого снимают? Про бандитов - народ это смотрит. И если государство так или иначе перестанет влиять на информационную политику, то градус оптимизма падает. И о многом хорошем, что в области происходит, вы можете не узнать - о лучших комбайнерах, например. Проще говоря, негатив возникает сам, а о позитиве нужно рассказывать. В основе нашей работы - соблюдать вот этот баланс, чтобы не только о плохом люди узнавали, но и о хорошем: что делает власть в том числе».
Просим прощения у читателя за длиннющую цитату из откровений министра - уж больно она замечательна и поучительна. Благодаря словоохотливому чиновнику мы теперь знаем, что оптимизм у нас измеряют в градусах - как крепость алкогольного напитка. И если бормотуха партийных СМИ в какой-то момент оказывается вдруг слабовата и некрепко бьет по мозгам, на сцене возникает предупредительный Чуйченко собственной персоной, в костюме официанта. Он быстренько разливает неразбавленный оптимизм по стаканам из большой красивой бутыли с «медвежьим» триколором. И внимательно следит, чтобы граждане пили до дна. Кто замешкался или пропустил круг - тот не патриот или даже скрытый вредитель.
Теперь-то мы поняли, отчего в партийных СМИ так много места уделено описаниям выездов в районы Валерия Васильевича (а то и самого Николая Васильевича!): им, родимым, приходится уравновешивать своей активностью все возможные ЧП - пожары, наводнения, землетрясения, грабежи, убийства и ДТП на дорогах.
Прямо так и видишь, как губернатору каждое утро приносят и кладут на стол две папочки. В одной, беленькой, - цифры намолота и отёла вкупе с примерами трудового героизма на местах (сколько кошек снято с деревьев, сколько жвачки роздано малообеспеченным деткам и сколько старушек переведено через дороги). В другой, черненькой, - полицейская сводка и свежие данные от МЧС. Губернатор мрачно щелкает костяшками счетов, и если негатив опять перевешивает, глава области, тяжко вздыхая, надевает сапоги и, кликнув телеоператоров с корреспондентами, вновь отправляется с официальным рабочим визитом на поля и в коровники - прикрывать своим государственным телом зияющие бреши в латаных-перелатаных покровах информационного позитива.
О том, как сам министр препарирует реальность, достигая столь необходимого баланса плюсов и минусов, легко понять из того же интервью «Комсомолке». Роман Юрьевич чистосердечно признает, что у нас в регионе покамест «слабая экономика» и к тому же «плохие дороги - это факт, это данность». Но! Оказывается, у всех этих заморочек - «целый ряд объективных причин»: в плохой сегодняшней экономике региона виноваты вовсе не партия и правительство, но некие мистические силы, уводящие нас в далекие времена СССР и его планового хозяйства. А в слабости наших дорог виноват ужасный климат, да-да-да. Не Прокопенко с Грищенко (недоглядели за теми, кто строит и ремонтирует) и не Паращенко (недолечил всех тех, кто контролирует процесс), а наши вечные враги весна и лето, осень и зима. То есть, грубо говоря, не виноват никто. Проблема в «колебании температур»: «подморозило - растаяло, и так постоянно» (это мы опять цитируем Чуйченко).
Впрочем, как только интервьюируемый министр доходит до хороших новостей, то немедленно - буквально через абзац! - выясняется, что у нас в области все-таки «прекрасный климат». В чем это выражается (если отвлечься от наскучивших дорог)? «Нет мошки». Бьюсь об заклад, что в следующем интервью Чуйченко выяснится: мошка исчезла не просто так, а благодаря неуклонной заботе о регионе все тех двух наших Васильевичей - Валерия и Николая...
Интересно бы узнать у любезнейшего Романа Юрьевича: вся его информбодяга с дрессированной мошкой, с положительными комбайнерами и передовыми доярками (которые нужны ему даже не сами по себе, а исключительно для повышения градуса настроения), - это чисто местное изобретение или общемировая практика? Неужто в Америке их Госдеп (или кто там у них самый страшный по части идеологии - ЦРУ?) тоже вот так каждое утро щелкает электронными счетами, и если вдруг на каналах Эй-Би-Си, Эн-Би-Си, Си-Би-Эс и Си-Эн-Эн многовато маньяков и расчлененки - хоть бы и в игровых телесериалах, - то Барак Обама срочно наносит визит техасским нефтяникам и выслушивает рапорты о добытых сверх плана (невзирая на погодную обстановку в виде торнадо) баррелях «черного золота»? Неужто американские чуйченки начинают с лихорадочной поспешностью рассылать по тамошним СМИ емейлы с позитивом: про героев-фермеров, которые на полях Айовщины уже засыпали в собственные закрома (The Bins) миллионный бушель кукурузы, и про доблестных офисных клерков с Уолл-стрит, которые на просторах Нью-йоркщины коллективными усилиями подняли на рекордную высоту индекс Доу-Джонса?
Вам смешно? Мне грустно. Уж лучше бы на те министерские 70 тысяч накупили для саратовских водителей шоколада, пастилы, пирожных, рахат-лукума и сахарной ваты. Раз уж все равно им хороших дорог не видать никогда, можно хотя бы подсластить горькую пилюлю.