Безобразование

Безобразование

В школе нас учили: «Если буква у тебя вызовет сомнение, ты немедленно ее ставь под ударение». Что и говорить, отличное правило, рифмованное и хорошо запоминается. Но что делать, когда сомнение вызывает не какая-то отдельная буква, а целый учебник, да не один? Пожалуй, в этом случае у ребенка не остается альтернативы - он вынужден осваивать тот материал, который изложен в школьной программе

БезобразованиеВ школе нас учили: «Если буква у тебя вызовет сомнение, ты немедленно ее ставь под ударение». Что и говорить, отличное правило, рифмованное и хорошо запоминается. Но что делать, когда сомнение вызывает не какая-то отдельная буква, а целый учебник, да не один? Пожалуй, в этом случае у ребенка не остается альтернативы - он вынужден осваивать тот материал, который изложен в школьной программе.

Когда мы с женой соглашались, чтобы наш ребенок обучался по программе «Перспективная начальная школа», то даже не подозревали, на что подписываемся. Слово «перспективная» будоражило воображение и рисовало блестящие перспективы для дочери... Разочарование было достаточно быстрым и горьким. Первое неудобство, которое подметили все родители в нашем классе, это формат учебников - А4. Не радовал тот факт, что зачастую приходилось носить в школу целый учебно-методический комплект почти по каждому предмету: обе части учебников, хрестоматию и рабочую тетрадь. Если в расписании было четыре-пять предметов, портфель становился неподъемным.

Но культурный шок был еще впереди. Когда в учебнике математики я вычитал, что «разность - это вычетаемое минус уменьшаемое», мне, честно говоря, поплохело. Над другой задачей я смеялся в голос, правда, это был смех сквозь слезы: в автобусе ехало столько-то человек, какое-то количество людей вышло, и ученику предлагалось подсчитать, сколько народу осталось... в поезде. Честно признаюсь, в ответе так и подмывало написать, что сия задача не в нашей компетенции - пущай РЖД считает, кто там у них в поезде остался.

Но опечатки - это полбеды. Гораздо хуже, на мой взгляд, то, что задания порой трудно понять даже взрослому - настолько громоздко они сформулированы, в то время как теория изложена слишком коротко.

Наука биология особенно близка моему сердцу, поэтому я с особой надеждой открыл хрестоматию для 1 класса с обнадеживающим названием «Давай знакомиться, мир». Первым делом я обратил внимание на иллюстрации. Они были желто-зеленого цвета, более известного фотографам как «сепия». В целом рисунки были довольно симпатичными, но в наш век доступной цветной полиграфии их можно было сделать гораздо привлекательней.

Первая глава хрестоматии «радовала» стилистикой и насыщенностью информацией. По сути, авторы сразу срывались с места в карьер, обескураживая только что открывших книжку наивных первоклашек нагромождением знаний: «Знаешь ли ты, что животные - это не только волк, медведь, заяц, собака, кошка, корова, но и курица, воробей, орел, а также ящерица, лягушка, карась, улитка, дождевой червь, пчела, бабочка, муха, паук?» Жаль, что сразу не написали названия всех известных науке видов...

В русский язык авторы программы вносят много нового. Во-первых, разрешают переносить слова, как душеньке угодно, не глядя на какие-то устаревшие и бесперспективные слоги. Вместо подлежащих и сказуемых в мозг детишек закачиваются такие понятия как «слово-помощник» и «слово-предмет». Подбор произведений для чтения тоже потрясает - вместо русских классиков школярам сходу предлагают оценить стиль хокку: «Падает первый снег./ Я б насыпал его на поднос,/ Все бы глядел да глядел».

Удивляют и открытия, сделанные авторами учебников данной программы. В частности, эти люди без страха и сомнения взяли и открыли целый океан. Дочь пришла домой и стала утверждать, что океанов аж пять штук, а не четыре, как нас учили в школе. И есть, оказывается, какой-то Южный океан. Пытался спорить, но в этом возрасте учитель и учебник - авторитеты покруче, чем родители. Меня ткнули носом в хрестоматию «Окружающий мир», где черным по белому написано: «Недавно ученые-океанографы стали выделять пятый океан - Южный. Его воды окружают Антарктиду». Вот так вот, смело, по-магеллановски, не глядя на какую-то там Международную гидрографическую организацию. Слово «недавно» тоже употреблено довольно отважно - Южный океан впервые был выделен аж в 1650 году голландским географом Бенхардом Варениусом, но впоследствии от этого выделения отказались...

Смотрим мы на все эти безобразия и ждем, когда же закончатся эксперименты над нашими детьми - ведь отказываться от этой программы уже поздно. Сдается мне, что если такие «опыты» продолжатся, то недалек тот день, когда в тетрадях вместо оценок учитель будет писать: «Красавчег! Пешы исчо!»