Ни коня, ни дома

Ни коня, ни дома

Дождались! В областной думе на рассмотрении находится проект закона, инициатором которого является губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Речь идет о повышении транспортного налога. Областные власти утверждают, дескать, все регионы давно повысили, а у нас в области оттягивали до последнего. Наверное, именно поэтому налог увеличивают максимально - примерно до уровня Москвы или Санкт-Петербурга. Только вот доход населения у нас немного иной

Ни коня, ни домаДождались! В областной думе на рассмотрении находится проект закона, инициатором которого является губернатор Саратовской области Валерий Радаев. Речь идет о повышении транспортного налога. Областные власти утверждают, дескать, все регионы давно повысили, а у нас в области оттягивали до последнего. Наверное, именно поэтому налог увеличивают максимально - примерно до уровня Москвы или Санкт-Петербурга. Только вот доход населения у нас немного иной

Ходите пешком

Документ носит название «О внесении изменения в статью 2 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога». Речь в нем идет о повышении налоговой ставки.

Владельцам легковушек, если, конечно, это не пафосный «Лэнд Крузер» или другой многолитровый джип, можно не беспокоиться. Для них суммы выплат не изменятся. Зато любителям мотоциклов, гидроциклов, прогулок по Волге на катерах досталось по полной. Удивительно, но обладатели сезонного транспорта будут отдуваться за всех.

За каждую лошадиную силу мотоцикла или мотороллера с мощностью до 20 л. с. придется отдать четыре рубля вместо одного. Для владельцев двухколесных с мощностью от 20 до 35 л. с. стоимость каждой лошади возрастет с двух рублей до 15, а те, чей «конь» мощнее 35 л. с., вынуждены будут заплатить по 50 рублей за каждую силу, что в десять раз превышает старый показатель.

Стоит отметить, что большинство серийных мотоциклов иностранного производства с объемом двигателя от 400 кубических сантиметров редко по характеристикам имеют мощность двигателя менее 40 лошадиных сил. То есть под новое налогообложение подпадает большинство любителей двухколесной техники.

Например, обладателям популярного мотоцикла Yamaha YZF R1 мощностью 189 л. с. в следующем году придет счет по транспортному налогу в размере 9,5 тысячи рублей. Кстати, в «старичке» отечественного мотопрома, любимце деревенских дедушек мотоцикле «Урал» порядка 42 л.с. Средняя цена такого подержанного мото в хорошем состоянии на вторичном рынке составляет 10-15 тысяч рублей. Зато ежегодный налог на «старичка» теперь будет составлять 2100 рублей.

По идее данные налоговые сборы должны идти на ремонт и обслуживание дорог, возмещать, так сказать, вред, нанесенный экологии, и так далее. В таком случае столь серьезное повышение ставки для мотоциклов непонятно. Этот вид транспорта соответствует стандартам ЕВРО по выхлопам (что не всегда можно сказать об отечественных автомобилях) и используется, в силу погодных условий нашего региона, максимум шесть месяцев в году. Мотоциклы редко весят больше 400 килограммов, то есть асфальт продавливают куда меньше, чем автомобили. К тому же они занимают меньше парковочных мест и не создают пробок, что конкретно для Саратова в последнее время очень актуально. Тем не менее, власти приняли именно такое решение.

В пояснительной записке к законопроекту говорится: «По отдельным категориям транспортных средств ставка налога не менялась с 2006 года, поэтому сложилась практически на самом низком уровне по сравнению с другими субъектами Российской Федерации».

А как у соседей? Изучение ставок транспортного налога на мотоциклы в соседних регионах дало следующие результаты: Самара - свыше 35 л. с. - 29 рублей; Пенза - от 35 л.с. до 50 л.с. - 18 рублей, от 50 л.с. до 100 л.с. - 25 рублей, свыше 100 л.с. - 30 рублей; Волгоград - свыше 35 л. с. - 21 рубль.

Получается, что если сейчас ставка у нас самая низкая, то после изменений она станет выше, чем у соседей. Причем в два раза! Полсотни рублей за лошадиную силу, платят, например, мотоциклисты Москвы и Санкт-Петербурга. Но у них и качество дорог другое. Хотя бы есть за что платить. Один из участников обсуждения данной проблемы на местном мотоциклетном форуме moto64.ru очень емко высказался на этот счет: «Отлично. Даешь московский налог за дагестанские дороги!»

Чиновники будто специально делают акцент на том, что больше платить придется только владельцам мотоциклов, яхт, моторных лодок и гидроциклов, которые, по их мнению, «можно отнести к категории дорогостоящих предметов (роскоши)». Хотя спорный вопрос, является ли предметом роскоши моторная лодка с мощностью до 30 л. с. в городе, который находится на берегу великой русской реки Волги.

Узнав о новом законопроекте, большинство людей, скорее всего, подумают: «Так им и надо! Мотоциклы спать по ночам не дают, гидроциклы купаться на пляже мешают. А меня это не коснется». Дело в том, что о повышении ставок на все автобусы и большую часть грузовиков говорится как-то вскользь. Однако это может повлечь серьезные последствия для большинства граждан.

Владельцам автобусов с мощностью до 200 л.с. после принятия закона надо будет платить по 30 рублей за лошадь, а те, чей пассажирский транспорт мощнее 200 л.с., расстанутся с 60 рублями за каждую силу. Генеральный директор ОАО «Автокомбинат №2», депутат Саратовской городской думы Андрей Беликов уже прокомментировал ситуацию, которая может сложиться, информационному агентству «Взгляд-инфо». В частности, он заявил: «Я категорически не согласен с тем, что повышение должно коснуться общественного транспорта. Учитывайте то обстоятельство, что с увеличением транспортного налога роста тарифа не последует, тогда транспортные предприятия, которые и так дышат на ладан, будут находиться в худшем положении. Это обстоятельство будет способствовать тому, что перевозчики в перспективе вынуждены будут настаивать на повышении тарифов…»

На грузовики налог тоже вырастет. Одна лошадиная сила большегруза с мощностью за 250 л.с. будет стоить 75 рублей. Это значит, что за машину, переступившую мощностной порог, надо будет заплатить почти 19 тысяч рублей налога. Увеличение расходов на грузоперевозки может спровоцировать рост цен практически на все товары - от хлеба до обоев. Результат - очередной рост расходов простых граждан.

В финансовом обосновании законопроекта сказано: он «не только не потребует дополнительных расходов бюджета области, но и позволит увеличить бюджетные доходы на сумму, превышающую 180 млн рублей». Хотя это спорное утверждение. Многие владельцы мотоциклов намерены в ближайшее время снимать транспорт с учета. Владельцы гидроциклов и катеров тоже не станут заморачиваться постановкой на учет лодочных двигателей. Дешевле несколько раз в год оплатить штраф, чем один раз заплатить налог. К чему это приведет? К увеличению роста «нелегалов» как на воде, так и на дорогах города.

Живите в шалашах

Похоже, что в эшелонах власти вообще мало кого волнует финансовое состояние российских семей. В противном случае не появилось бы Постановление Правительства РФ №258 от 28 марта 2012 года «О внесении изменений в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Его обсуждали на прошедшем не так давно заседании Общественного совета при комитете по регулированию тарифов. Речь в документе идет о новом способе расчета платы за ЖКУ в местах общего пользования многоквартирных домов. «Впервые, к примеру, по отоплению вводится плата за места общего пользования. Рост платы ожидается от 30 до 40%. В домах до трех этажей рост может составить от полутора до двух раз», - заявила глава местного комитета по государственному регулированию тарифов Лариса Новикова.

Существуют два метода формирования оплаты за места общего пользования - расчетный и аналоговый. Это означает, что если есть общедомовые приборы учета, то данные расходы рассчитываются по ним, а если их нет, то по нормативам. Однако из постановления не совсем ясно, что такое «места общего пользования». Как правило, ими считаются лестничные пролеты и площадки, коридоры и проемы. Но в доме есть еще чердаки и подвалы, которые также принадлежат всем жильцам.

Так или иначе, если постановление будет принято, то в зависимости от планировки дома произойдет рост квартплаты на 25-200%. Плата за двух-, трехкомнатную квартиру может составить семь-девять тысяч рублей в месяц. Депутат регионального парламента Леонид Писной высказался на этот счет следующим образом: «В некоторых домах технически нельзя установить общедомовые приборы учета. Места общего пользования составляют 35-40% от общей площади дома. Есть дома, где 50-65 рублей за квадратный метр - это реальный расход тепловой энергии. Если мы примем поправки без соответствующих мер соцподдержки, социальных скандалов нам не избежать. Мы не снесем «Молочку», улицу Огородную и 2-ю Дачную. У нас в таких домах живет более 100 тысяч человек». Другие участники совета постоянно напоминали - бюджету придется компенсировать ресурсоснабжающим организациям расходы за льготников. Логично. Конечно же, все надо сваливать на плечи горожан!

В итоге Лариса Новикова решила, что подписывать документ не будет. Она заявила: «При установке нормативов комитет будет использовать аналоговый метод расчета, то есть исходить из показаний приборов учета, снятых в течение двух месяцев - в зимний и летний отопительный период. Таким образом, мы установим реальный норматив, который равен фактическому потреблению, а не какую-то взятую с потолка расчетную величину, которую нам дали». Что будет с теми домами, где общедомовые приборы учета установить невозможно, глава комитета по тарифам не уточнила. Она лишь заверила, что изменения нормативов потребления переносятся с сентября на более поздний срок.

Сдается мне, что увеличение квартплаты на 200% все-таки будет. Только произведут его не единовременно, дабы избежать «социальных скандалов» и истощения регионального бюджета, а по частям, процентов по 15 в месяц. Тогда люди все проглотят, не забыв при этом пожаловаться друг другу на власть в Интернете или на кухнях.