Защита под угрозой

В статье 46 Конституции Российской Федерации прописано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Каким образом сегодня можно реализовать это конституционное право? В этом редакция и решила разобраться.

 

В статье 46 Конституции Российской Федерации прописано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Каким образом сегодня можно реализовать это конституционное право? В этом редакция и решила разобраться.

Один из способов защиты в суде - заключение соглашения о юридической помощи с адвокатом. Отношения между защитником и подзащитным регулируются договором. Оплата юридической помощи обговаривается индивидуально по каждому соглашению. Никаких, даже приблизительных, рамок в этом вопросе нет и быть не может. Единственное правило прописано в федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Адвокат не имеет права поставить размер гонорара в зависимость от результатов своей работы, то есть итогового решения по делу.
Профессия адвоката, пожалуй, одна из самых независимых. По крайней мере, так декларируется в вышеупомянутом законе: «органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры». Защитник свободен при осуществлении своей профессиональной деятельности. Не стоит удивляться, если адвокат не согласился сотрудничать с вами.
Главенствующим звеном адвокатской системы является Адвокатская палата РФ. В каждом регионе есть ее подразделение. Есть оно и в Саратовской области. Палата объединяет коллегии, бюро, адвокатские кабинеты. На территории Саратовской области статус адвоката имеют более полутора тысяч юристов.
Вышеуказанный способ защиты всем известен и понятен, но далеко не всем финансовое положение позволяет заключить соглашение с адвокатом. Что делать в этом случае? Прокурор Саратовской области Владимир Степанов, отвечая на вопрос в ходе онлайн-конференции, сообщил, что такого понятия, как государственный (бесплатный) адвокат, законом не предусмотрено. Однако это не значит, что нет денег - нет защиты. В этом случае защитник назначается органами дознания, предварительного следствия или судом.
Адвокатская палата (или иное объединение) обязана в двадцатидневный срок после своей регистрации принять решение о порядке участия адвокатов в таких «благотворительных» судебных тяжбах. Благотворительными эти дела мы назвали небезосновательно. В соответствии с приказом Минюста РФ за один такой рабочий день адвокату платят от 275 до 1100 рублей. Если же он работает в выходной, праздничный день или ночью, тогда получит от 550 до 2200 рублей. Но максимальная ставка платится только за участие в делах, рассматриваемых Верховным судом РФ или судом с участием присяжных. Например, если в деле более трех обвиняемых (подсудимых), предъявляются обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям или объем дела превышает три тома, адвокат получит 825 рублей за обычный или 1650 за праздничный день работы. А ведь из этих денег нужно заплатить налоги, взносы в адвокатские палаты, арендную плату за рабочее помещение и так далее. В итоге даже и половины суммы не остается. С учетом соотношения «оплата - объем работы» можно сделать вывод, что высококвалифицированный специалист не станет заниматься такими делами. Как правило, по вызову следственных органов направляют начинающих адвокатов.
Бесплатную юридическую помощь могут получить: истцы - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иной производственной травмой; ветераны ВОВ - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; граждане РФ - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; пострадавшие от политических репрессий - по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и в случае нарушения их прав. При условии, что доход на одного члена семьи или одиноко проживающего гражданина ниже установленного в регионе РФ прожиточного минимума.
Помимо вышеперечисленного, на территории России существуют государственные юридические бюро. Нынешний генпрокурор Юрий Чайка генерировал эту идею еще в 2004 году, будучи в то время министром юстиции, но воплощаться в жизнь, притом в качестве эксперимента, она начала с 22 августа 2005 года. Подобных бюро в Саратовской области нет. Они работают только в десяти регионах страны: в Самарской, Волгоградской, Иркутской, Томской, Магаданской, Ульяновской, Свердловской и Московской областях, а также в Карелии и Чечне. Вопрос с заработной платой государственных адвокатов продумали не до конца. Ставки регламентированы Постановлением Правительства РФ и одинаковы для всех регионов. Начальник учреждения получает 13500 рублей, рядовой юрисконсульт - 9000, а документовед - 6000 рублей. Если в Ульяновской области на эти деньги можно как-то прожить, то в Подмосковье их не хватит даже на самое скромное существование.
Но проблема даже не в оплате. Дело в том, что на каждое такое региональное бюро предусмотрено только пятнадцать штатных единиц. Что такое пятнадцать человек на всю область или республику? Видимо, чтобы попасть туда на прием, нужно записаться за три года.
Кроме всего этого, существует право на самостоятельную защиту. Но, как и в любом деле, лучше довериться специалисту.

Комментарии


Вера Афанасьева, директор Энгельсского филиала Саратовской
областной коллегии адвокатов:

- Сейчас реализовать свое право на защиту довольно просто. Существует целый ряд законодательных актов, регламентирующих этот вопрос. Статья 50 Гражданско-процессуального кодекса РФ гласит, что суд назначает адвоката ответчику, место жительства которого неизвестно, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Например, малоимущим гражданам предоставляется право на бесплатную юридическую помощь. Но самому адвокату за эту работу положены копейки - 298 рублей в день. Причем из этих денег надо платить налоги, взносы на содержание Саратовской областной и федеральной палат, арендные и коммунальные платежи. В итоге от 298 рублей остается 52 рубля. Федеральная адвокатская палата нам абсолютно не помогает. У населения есть права, в том числе и на защиту, а вот адвокаты практически бесправны. У нас нет оплачиваемых отпусков, больничных. Некоторые мои сотрудники не были в отпуске по 5-6 лет. Если мы строим демократическое государство, то почему такое отношение к адвокату? 31 мая мы отмечаем День российской адвокатуры, а радости нет совершенно никакой.

Андрей Коваль, член саратовской коллегии адвокатов «Шанс»:
- Реализация прав граждан в любом правовом разделе зависит от грамотности применения законов специалистами, имеющими отношение к делу. Я говорю не только о защитниках (а в гражданских делах - доверителях), но и о государственных служащих - следователях, работниках прокуратуры и судьях. От их профессионализма и добросовестности, веры в справедливость в первую очередь зависит реализация права на защиту. Закон не может предусмотреть всего, и мы должны правильно пользоваться тем, что имеем. Нужно пенять на чиновников в случае неправомерного и неправильного применения законов и ущемления прав граждан. Часто молодые судьи не понимают, что они призваны, чтобы служить людям, а не наоборот. Порой работники правоохранительных органов относятся к простым гражданам как к «быдлу». Это недопустимо. Отсутствие культуры поведения - это очень страшно.

Наталья Пожарова, адвокат:
- Я занимаюсь в основном гражданскими делами. В этой области, на мой взгляд, взаимодействие адвоката с судебными органами складывается в соответствии с законом. Сложные моменты, конечно же, возникают. Иногда приходится прямо на суде решать - поступить так или иначе. Вообще очень многое зависит от квалификации адвоката. Иногда приходится браться за дела, которые на первый взгляд кажутся бесперспективными. Нужно думать не только о деньгах, а желать по-настоящему качественно сделать свою работу. Еще раз повторю - очень многое зависит от профессионализма адвоката.

Обсудить статью в ЖЖ