Машинное отделение

Машинное отделение

Процесс погрузки на эвакуатор старой «семерки» со стороны наблюдало человек десять. Припаркованная в неположенном месте машина явно сопротивлялась. Одинокий водитель эвакуатора задумчиво ходил вокруг «семерки», тщательно прикреплял трос, однако справиться с непокорным автомобилем не получалось. Наконец трос был зафиксирован в нужном месте, и дело сдвинулось с мертвой точки. Через несколько минут измученный эвакуаторщик сел за руль и увез авто в неизвестном направлении. Сотрудников ГИБДД или самого водителя поблизости не наблюдалось

Машинное отделениеПроцесс погрузки на эвакуатор старой «семерки» со стороны наблюдало человек десять. Припаркованная в неположенном месте машина явно сопротивлялась. Одинокий водитель эвакуатора задумчиво ходил вокруг «семерки», тщательно прикреплял трос, однако справиться с непокорным автомобилем не получалось. Наконец трос был зафиксирован в нужном месте, и дело сдвинулось с мертвой точки. Через несколько минут измученный эвакуаторщик сел за руль и увез авто в неизвестном направлении. Сотрудников ГИБДД или самого водителя поблизости не наблюдалось.

Такие картины можно наблюдать в Саратове все чаще. Недавно на улице имени Сакко и Ванцетти работало сразу два эвакуатора. Рядом представители ГИБДД оформляли протоколы. Возле одной из уже погруженных на эвакуатор машин даже обнаружился печальный водитель. Он смиренно взирал на свое транспортное средство, отбывающее на штрафстоянку. Интересно, что эвакуаторы увозили почему-то лишь машины отечественных марок. Стоящие рядом дорогущие «лэндкрузеры» и «ауди» оставались неприкосновенными. То ли слишком тяжелые для эвакуатора, то ли припаркованы они по каким-то иным правилам дорожного движения.

Узаконенные

Минувшей зимой эвакуаторы пользовались в городе большой популярностью. Машины увозили с улиц, на которых полным ходом шла уборка снега. А уже этим летом в областной думе началось обсуждение законопроекта «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Саратовской области». Документ появился после того, как вступили в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Эти поправки возложили обязанность законодательного регулирования работы штрафстоянок и эвакуаторов на областную власть.

О необходимости такого закона много говорили именно прошедшей зимой, когда обнаружились недочеты в работе эвакуаторов. Например, выяснилось, что порой с водителей требуют деньги за доставку авто на штрафстоянку и за первый день его хранения. Бурное обсуждение беспредела велось в Интернете на различных форумах, где автовладельцы сообщали о весьма приличных суммах, затребованных работниками стоянок. Также водители не раз интересовались, что делать, если видишь, как твой автомобиль погружают на эвакуатор. В Москве, кстати, можно оплатить штраф и самостоятельно переставить машину. В Саратове же приходится мириться с тем, что автомобиль увозят прямо у тебя на глазах, а после ехать за ним на штрафстоянку. Стоит отметить, что в обсуждаемом законопроекте ясно написано: машину заберут, даже если водитель окажется рядом. Согласитесь, довольно спорный пункт, ведь эвакуация автомобиля - это способ устранения правонарушения. И если владелец транспортного средства способен сам его устранить, почему бы не позволить ему сделать это?

Еще один немаловажный момент, оговоренный в законопроекте, - это информирование владельца задержанного автомобиля. Документом эта обязанность возложена на лицо, исполняющее решение о задержании транспортного средства, то есть на сотрудников фирмы, которая занимается эвакуацией. Сейчас же владельцы увезенных эвакуатором машин вынуждены звонить в дежурную часть ГИБДД и искать свое авто. На одном из обсуждений законопроекта в областной думе парламентарий Леонид Писной предложил размещать под знаком информационную табличку с номером телефона и сообщением, что в этом месте работает эвакуатор. «А что если водитель не может дозвониться до ГАИ? - поинтересовался он. - Я это все проверил на себе. Ко мне обратился избиратель, который оставил машину у «Триумф-молла». Я ее только через Рогова нашел, потому что не мог никуда дозвониться. Представьте себе, выйдет из того же «Триумф-молла» ветеран и увидит, что нет его родной «шестерки», на которой он 30 лет отъездил. Его инфаркт хватит, и он помрет до того, как приедет «скорая». Чтобы исключить этот момент, нужно продумать разные способы информирования». Депутат добавил, что сейчас чаще всего автомобили эвакуируют в районе «Триумф-молла»: «Это самое рыбное место для сотрудников ГИБДД - там жители паркуются, как хотят».

Специалисты по взлому

Еще одним спорным моментом в обсуждении нового закона стал вопрос о необходимости опечатывания задержанного транспортного средства. Такой пункт в законопроект предложили включить представители ГИБДД, отметив, что раньше автомобили опечатывали. Помимо этого полицейские уверены - необходимо составлять опись всего имущества, которое можно разглядеть через стекла машины. Однако депутаты пришли к выводу, что в этом нет необходимости. Леонид Писной, например, уверен, что «пломба не спасет». «У любой современной машины можно открыть стекла, отсканировав с помощью специального прибора ее функции, - считает он. - И она даже не пискнет! Поэтому не надо оставлять ничего в машине, как и ее саму в неположенном месте». И в том, что нужно описывать имеющееся в машине имущество, депутаты тоже усомнились. В акте приема транспортного средства будут указаны лишь краткие сведения: местонахождение штрафстоянки, место, дата и время задержания машины, сведения об автомобиле (марка, модель, номер, цвет и т. д.) и наличие видимых повреждений, а также сведения о водителе и его подпись. Правда, с последним пунктом возникнут проблемы, если самого водителя не окажется рядом.

Четко оговорено в законопроекте и то, что размер платы за хранение и перемещение задержанных автомобилей утверждается органом исполнительной власти, уполномоченным на то правительством области. Первые сутки хранения машины по-прежнему бесплатны. За последующие дни хранения одной легковушки, согласно приказу минэкономразвития области, положено брать 100 рублей в час, но это пока не вступил в силу новый закон. Что касается самих штрафстоянок, то сейчас их в городе три - на ул. Шехурдина в районе 3-й Дачной, на ул. Томской, 13 и на на Ильинской площади, 5.

Областная прокуратура привлекла к обсуждению законопроекта самих водителей. Старший помощник прокурора Саратовской области Олег Петров рассказал, что все поступившие предложения уже рассмотрены. «Предложения касались уточнения порядка информирования, - отметил он. - Имеется в виду то, куда переместили задержанное транспортное средство. Также предложения касались обеспечения порядка доступа водителя к вещам, которые находятся в автомобиле, и порядка обеспечения сохранности этих вещей. Это что касается опечатывания и составления описи вещей, если задержание происходит в отсутствие водителя». Свои окончательные замечания сотрудники областной прокуратуры предложат депутатам уже после принятия законопроекта к рассмотрению или в первом чтении. При этом учитываться будут и те самые предложения, которые направляли в прокуратуру саратовские водители.

Глас народа

А тем временем сами водители уверены, что, отдав такое прибыльное дело в руки бизнеса, власти провоцируют коррупцию. «Чтобы забрать машину, пришлось побегать по всему городу, - рассказывает водитель Денис. - Номер, по которому можно выяснить, где машина, нашел довольно быстро. По телефону мне сразу сказали, что моя машина стоит на штрафстоянке на Ильинской площади - в бывшем автобусном парке отрезали кусок территории под эти нужды. Еще мне разъяснили, что для того чтобы забрать машину, нужно либо найти инспектора, который ее эвакуировал, либо подъехать на Верхнюю, 1, это около Парка Победы, и дождаться, когда туда привезут протоколы - обычно это делается в 20:00. Так как инспектора в округе я не нашел, то поехал к Парку Победы. Прождал два часа. Около восьми наконец-то приехал сотрудник ГИБДД, который меня эвакуировал, мне выписали постановление и сообщили, что документы на получение машины мне не отдадут, так как я езжу по доверенности, а отдадут либо хозяину, либо обладателю генеральной нотариально заверенной доверенности на машину. Пришлось ждать брата, хозяина машины». Ну а после этого Денис отправился на штрафстоянку, где лично познакомился с тарифами предпринимателей, ведущих этот бизнес. «За 3900 забрали машину, - вспоминает водитель. - 3900 - это 500 рублей за эвакуатор, который привез машину, и 3400 за сутки штрафстоянки. Неважно, что машина стояла всего 5 часов - первый день округляется сразу до суток, даже если машина простояла хотя бы минуту. Кстати, если хочешь чек, то нужно оплачивать услуги стоянки и эвакуатора через банк. Сами понимаете, человеку, который полдня мотался по городу, совершенно не хочется ехать еще куда-то ради чека».

Справка

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2011 году органами Госавтоинспекции выявлено свыше 1,2 млн административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств). В Саратовской области число привлеченных к административной ответственности по данной статье в прошлом году составило 7866 лиц.

В соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ при нарушении водителем транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств, органы Госавтоинспекции вправе применять такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства. В 2011 году работниками ГИБДД выявлено более 406 тыс. таких правонарушений.