Глумиться, право, не грешно

Сколько всего человек в этой творческой команде, мы не знаем, а сами они не говорят. Мы знаем только, что все они отчаянно молоды, веселы и азартны. Знаем, что они - наши земляки, но где именно они обитают (в Саратове ли, в Энгельсе, а может, и в Марксе), точной информации нет. Знаем, что среди них есть, по меньшей мере, две совершенно очаровательные девушки - Мила и Алена (которые и появляются в кадре как ведущие программы) - и несколько безымянных (но, судя по всему, очень и очень креативных) юношей, которые скромно остаются за кадром

Глумиться, право, не грешно

Сколько всего человек в этой творческой команде, мы не знаем, а сами они не говорят. Мы знаем только, что все они отчаянно молоды, веселы и азартны. Знаем, что они - наши земляки, но где именно они обитают (в Саратове ли, в Энгельсе, а может, и в Марксе), точной информации нет. Знаем, что среди них есть, по меньшей мере, две совершенно очаровательные девушки - Мила и Алена (которые и появляются в кадре как ведущие программы) - и несколько безымянных (но, судя по всему, очень и очень креативных) юношей, которые скромно остаются за кадром.

Достоверно известно лишь одно: вот уже целый год эта команда единомышленников каждую неделю аккуратно выкладывает в Интернет очередной выпуск своей сатирической программы под названием «ГлумНовости» - ернической, пародийной, лихой, нахальной, очень остроумной, а подчас и гомерически смешной. В нынешних условиях, когда настоящая политсатира в России ни на кабельных, ни тем более на эфирных телеканалах по понятным причинам не выживает и живое творчество масс перетекло на YouTube, «ГлумНовости», пожалуй, - лучший образчик жанра: краткость и хлесткость плюс (что немаловажно!) отсутствие хамства. Если бы программа была чуть более известной в России, некоторые убийственные формулировочки, которыми еженедельно припечатывают функционеров правящей партии, могли бы войти в фольклор. Под стать программе, кстати, и ее слоган «Прощай, «Единая Россия»!», и логотип, стилизованный под логотип «ЕдРа»: только медведь тут взят в плен и вот-вот будет отнесен в зоопарк. Или на кухню.

По нашей просьбе создатели «ГлумНовостей» ответили на несколько вопросов - о том, чем они занимаются и зачем им это надо.

- Когда и как возник этот телепроект? Был ли он с самого начала политическим или сперва просто пародийным? Оглядывались ли вы на ранее существовавшие - увы, недолго - в России подобные передачи? Я имею в виду «ИтогО», «Бесплатный сыр» и пр.

- Ну вообще наше участие в политике началось с того момента, как в июле 2011 года мы сделали сайт zasratov-vperde.ru. Не знаем, помнят его ваши читатели или нет, но это была пародия на сайт грищенковского движения «Саратов, вперед!», которое оказалось столь бездарным и глупым, что просто жаждало быть высмеянным. Но это движение вскоре прекратило свое существование, и пародировать стало нечего, а ощущение глупости саратовских властей не проходило. Так или иначе, издеваться над тем, чего нет, стало скучно, и мы взялись за зверя покрупнее - «Единую Россию». Действуя методом проб и ошибок, делая разные варианты юмористического и политического контента, проверяли, какие нравятся публике, а какие - нет. В результате оказалось, что формат «ГлумНовостей» довольно интересен нам, а также хорошо принимается аудиторией. Поэтому мы сделали основной упор на видеороликах, попутно ведя твиттер и группу во ВКонтакте. Что касается оглядки на другие проекты, то мы вообще-то довольно молоды, чтобы застать такого раннего Шендеровича (физическое лицо, выполняющее функции иноагента). Хотя некоторые из нас читали тексты программ «Плавленый сырок» и даже часть «Бесплатного сыра». Но, честно говоря, мы больше оглядывались на «Не те новости» от Карамбы-ТВ.

- Первые несколько программ имели отношение к политике только нашего региона, затем вы перешли в общероссийскую сферу. Почему? Местные ньюсмейкеры исчерпались? Местный масштаб вам показался мелковат? Вы поняли, что тратить силы на региональных деятелей неинтересно? И, кстати, остались ли у вас «любимые» политики в губернском полит-пантеоне? А с кем из федеральных персонажей интереснее всего играть?

- В Саратове политикой, в основном, интересуются те, кто в этой политике находится. Чтобы понять шутку, например, про приемщика бутылок, необходимо знать современные политические городские легенды - это сложно и никому не нужно. Даже сейчас, когда мы берем за основу федеральные новости, во ВКонтактной группе «Типичный Саратов» с аудиторией более 25000 человек мы получаем 10 лайков. Для сравнения, видео с дождичком за окном может набрать там и тысячу, если повезет... Нет, сами по себе региональные едросы могут быть очень интересны. Но только нам - и в качестве персонажей. Думаем, что народу на них наплевать. Наш любимый политик в Саратовской области - Всеволод Хаценко. Его стишок «Русские люди», который мы пародировали еще в проекте «Засратов, вперде!», не забудем никогда. С тех пор не ходим в цирк. Любимый федеральный персонаж? Здесь сложнее выбрать, но, посовещавшись, мы решили, что это Ирина Яровая - депутат Госдумы от «ЕдРа» и постоянный наш ньюсмейкер. Она одна из тех, у кого постоянно берут комментарии, а количество, как известно, далеко не всегда означает качество.

- Среди наиболее ходовых цитат из Даниила Хармса, приложимых к нынешней реальности, главенствует такая: «Спектакль отменяется. Нас всех тошнит!» Вам не кажется, что эти строки могли бы стать эпиграфом к вашему проекту? И когда родился ваш слоган, а-ля Лермонтов, - «Прощай, «Единая Россия»?»

- В нашем обиходе наиболее употребимая цитата Хармса: «Травить детей - это жестоко. Но что-нибудь ведь надо же с ними делать?» И вот она реально приложима к настоящей действительности. Название «Прощай, «Единая Россия»» родилось сразу, как только стало скучно заниматься предыдущим проектом. Ну и идея логотипа тоже родилась параллельно, и все это вместе хорошо друг другу подошло и стало популярным. Наш логотип даже Илья Яшин пиарил в своем твиттере, правда, зачем-то перед этим убрал с него название нашего проекта и не сделал никакой ссылки, даже когда мы его официально уведомили. Демократы, что с них возьмешь?

- Расскажите о вашей творческой «кухне»: как придумывается сюжет очередной программы? Он заранее расписан от и до или ведущие могут импровизировать перед камерой? Как к этому относятся сценаристы? И почему вы отказались от очень интересной находки - в первых выпусках ведущая Алена каждый раз представлялась новым именем?

- Кухня незамысловатая. Яндекс.Новости отлично работают на оппозицию, представляя самые яркие события недели с помощью несложного поиска. Закрыть бы их за такое. Ну и сайт ER.RU - неисчерпаемый источник глупости, странных комментариев и сомнительных инициатив. Все это, плюс наш твиттер, дает неплохой обзор событий недели, а придумать пару шуток на каждое из них для людей с чувством юмора - не проблема. Что касается съемочного процесса, то импровизация всегда приветствуется!

Алена - журналист, Мила - политолог, у них есть свое видение событий, своя ирония по этому поводу. К съемочному процессу мы вообще относимся довольно просто: у нас не бизнес, не политический заказ, просто мы дружим и по выходным собираемся поснимать ролики, пьем чай с печеньками (Мила любит кексы). Поэтому количество шуток и смешных историй, которые мы друг другу рассказываем за кадром, гораздо больше, чем даже в сценарии. Часть из них мы показываем в конце ролика, потому что это весело и жаль терять возможность лишний раз пошутить. По поводу имени - сложно. Мы сторонники такой позиции: не важно, кто говорит, а важна суть, мысль, которую человек преподносит. Поэтому идея была хорошая - максимально обезличить Алену, сохранив ее на экране. Но не пошло. Люди не понимали, в чем дело, терялись, и им было сложно полюбить человека без имени. Поэтому пришлось отказаться от такого подхода во имя... во имя популярности, если угодно.

- Какой вы представляете свою аудиторию - ее географию, социальный и возрастной состав? Считаете ли вы, что ваши ровесники - тем, кому меньше тридцати - вообще способны понять смысл вашей иронии? Или ваш главный зритель - люди постарше?

- Нам не нужно представлять - у нас есть статистика YouTube. В основном нас смотрят люди из категории 25-34 (25,3%) и 18-24 (21,8%). У людей в возрасте 35-44 мы популярнее (18,3%), чем у школьников (13,3%). Но это ни о чем не говорит. Говорит другая цифра: 88% аудитории - мужчины, и пришли они смотреть на красивых девушек, а не слушать мутотень про политику. Теоретически девчонки могут на стульчике рассказывать стихотворения Агнии Барто, и это будет пользоваться даже большей популярностью. Но это нам неинтересно.

- Вам не кажется, что круг ваших зрителей был бы шире, если бы о вас узнали больше людей? Вы хотели бы расширить свою аудиторию?

- Политика - это для многих сложно, и проблема здесь даже не в нашей подаче. Крутые политические видеоблоггеры типа Доренко набирают 20-30 тысяч просмотров, а видео с котиками - миллионы. Так работает Интернет. Поэтому, чтобы набрать хотя бы 1000 просмотров, нужно выходить на федеральный уровень. За доказательствами далеко ходить не надо - сколько просмотров набирают местные видеоблоггеры на TVsar, например? Поэтому мы хотим расширить аудиторию, но это сложно, учитывая, что проект небольшой, политический и некоммерческий. Тратим по мелочи на рекламу, но это совсем не то, что нужно. Как сделать так, чтобы вас больше смотрели? Дайте денег, сделайте себе крутую рекламу, купите фолловеров, подписчиков, просмотры... но нам этого не надо. Нам вообще ничего не надо. У нас все есть.

- Новые думские инициативы еще более сужают круг тем, освещая которые сатирик не рисковал бы угодить под статью. Братцы, а вам не страшно? Ведь скоро любая критика властей будет занятием небезопасным. От «глума» до «кощунства», за которое уже тащат на цугундер, расстояние невелико. Вы не боитесь, что сбудется один из ваших прошлогодних сюжетов и вас начнут винтить?

- Если бы нам было страшно, мы бы этим не занимались. Мы бы подлизывались начальству, мы бы платили «корректировки», мы бы ругали власти на кухне, мы бы голосовали за «Единую Россию», мы бы не давали вам интервью. В нашей стране все возможно, но именно букву закона мы не нарушаем никогда. У нас никогда не бывает личных оскорблений, у нас никогда не бывает клеветы, каждое наше слово подкреплено ссылками на оригинальные новости, которые размещены в описании к видео. Ну а если и до нас доберется то, что либералы называют «кровавым режимом», то что ж... се ля ви.

- Вы - молодые люди. В условиях, когда все кабины единственного «социального лифта» в России ржавой цепью прикованы к тренду «Единой России», некоторые ваши ровесники уже отлично поняли, с какой стороны у бутерброда масло, и из «молодогвардейских» функционеров перепрыгнули во властные кабинеты. В отличие от тех, кто расчетливо говорит партии «Здравствуй!», вы безбашенно говорите ей: «Прощай!» Вы всерьез надеетесь, что России удастся попрощаться с партией в обозримом будущем? Или вам просто-напросто противно «прогибаться под изменчивый мир»?

- У нас всех есть ряд неполитических навыков, мы можем себе позволить не вступать в «Единую Россию» и быть уверенными в завтрашнем дне - социальные лифты бывают разные. Мы считаем, что не нужно знать, где масло, нужно знать, как заработать на бутерброд - в этом одно из основных наших противоречий с «Единой Россией», и его невозможно преодолеть... Кстати, что-то мы не знаем ни одного нормального человека, который пошел в «Молодую Гвардию» и стал большим чиновником. Для такого карьерного роста нужно быть... как бы сказать помягче, поцензурнее... не слишком приятным человеком. А это очень сложно, этому нужно долго учиться. Таких способностей у нас нет.