К сожалению, беседы журналистов «Газеты Наша Версия» с господином начальником Саратовского государственного университета им. Чернышевского Леонидом Коссовичем (по не зависящим от нас причинам) никогда не складывались. То этот деятель решает, что запросы информации нашего издания - не повод для ответа, то вдруг корреспонденту газеты не удается аккредитоваться на мероприятие с участием Леонида Юрьевича... В общем, какие-то потусторонние силы постоянно мешали узнать у ректора-инноватора: когда уже перед глазами замаячит этот «ближайший порт» и будет ли он вообще? Но, согласитесь, это вовсе не повод забывать о «заслугах» заслуженного руководителя. Тем более что с каждым днем их становится все больше
Я спускался в трюм,
Я беседовал там
С господином начальником крыс.
Крысы сходят на берег
В ближайшем порту
В надежде спастись.
«Наутилус Помпилиус» - Титаник
К сожалению, беседы журналистов «Газеты Наша Версия» с господином начальником Саратовского государственного университета им. Чернышевского Леонидом Коссовичем (по не зависящим от нас причинам) никогда не складывались. То этот деятель решает, что запросы информации нашего издания - не повод для ответа, то вдруг корреспонденту газеты не удается аккредитоваться на мероприятие с участием Леонида Юрьевича... В общем, какие-то потусторонние силы постоянно мешали узнать у ректора-инноватора: когда уже перед глазами замаячит этот «ближайший порт» и будет ли он вообще? Но, согласитесь, это вовсе не повод забывать о «заслугах» заслуженного руководителя. Тем более что с каждым днем их становится все больше.
Поводом для написания этой публикации послужил один прискорбный факт: нашему изданию стало известно о том, что сотрудники отдела полиции №3 в составе УМВД России по городу Саратову приостановили расследование по уголовному делу №358034. Это дело касается выявленной нашим изданием мошеннической схемы увода средств вуза на сторону.
Напомним, в феврале 2011 года мы рассказывали читателям о подозрительном пиаре Саратовского государственного университета имени Чернышевского, на который ежегодно затрачиваются миллионы рублей. Речь, в частности, шла о «продвижении» вуза через СМИ в 2010 году.
Тогда директор ООО «Альянс» Дмитрий Сайганов принял участие в торгах на освещение деятельности вуза в средствах массовой информации, объявленных госуниверситетом, и получил несколько заказов от руководства СГУ на размещение публикаций в городских, региональных и федеральных СМИ. На эти цели вуз перечислил ООО в общей сложности почти 1,5 миллиона рублей.
Позже надзорные органы стали проводить проверку по публикациям в нашей газете, касающимся взаимодействия руководства СГУ и «Альянса». Оказалось, что ООО Сайганова трижды умудрялось осваивать вузовские сотни тысяч рублей, якобы размещая по 35 публикаций в СМИ в течение 3-4 дней. Уже сам по себе этот факт наводил на определенные мысли. Например: существовали ли вообще эти публикации или деньги просто «отмывали», прикрываясь благими целями самопиара?
Прокуратура Кировского района бросила все силы на поиски статей про госуниверситет, которые должны были, судя по договорам, изобиловать в саратовских и федеральных СМИ. В итоге публикации найдены не были (или были найдены, но в крайне усеченном виде), и прокурорская проверка превратилась в уголовное дело по статье «Мошенничество» (в отношении Сайганова), впоследствии разделенное на две части. Вторая его часть - по статье «Халатность» - касалась деятельности бывшего проректора СГУ Дмитрия Чернышевского, который со скандалом ушел из вуза и занялся журналистской деятельностью (а на сегодняшний день уже является депутатом Саратовской областной думы). Дело в том, что визы этого деятеля были обнаружены на соответствующих документах - актах выполненных работ. Да и в госуниверситете, в период «выхода» потерянных публикаций о вузе, Дмитрий Викторович как раз занимался взаимодействием со СМИ.
Однако после того, как Дмитрий Чернышевский стал депутатом (то есть, спецсубъектом), дело в отношении него было передано в районный отдел Следственного управления Следственного комитета по Саратовской области. А там его расследование продвигается ни шатко, ни валко. Наверное, повлиял и тот факт, что визы проректора на документах, относящихся к тратам вузовских денег на пиар через ООО «Альянс», были далеко не единственными. Отметился на официальных бумагах и ректор СГУ Леонид Коссович, который, собственно, является в стенах вуза «человеком номер один». Именно к нему, по всей видимости, должны были обращаться за разъяснениями представители правоохранительных органов.
Дело в том, что в соответствии с Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (п. 5.17), «ректор осуществляет управление вузом на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за качество подготовки обучающихся, соблюдение финансовой дисциплины, достоверность учета и отчетности, сохранность имущества и других материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении вуза, на праве постоянного (бессрочного) пользования и по иным основаниям, соблюдение трудовых прав работников вуза и прав обучающихся, защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации».
Однако вместо того чтобы ответить, Леонид Коссович, подобно тем крысам, что бегут с тонущего корабля, просто отстранился от этого дела. Такое отстранение Леонида Юрьевича не первое и, судя по всему, не последнее в новейшей истории Саратовского госуниверситета. Ничего не довести до логического конца, бросить всё, поджав хвост рвануть из трюма на землю в ближайшем порту... Как-то это все похоже на повадки нынешнего ректора СГУ.
Судите сами. Когда решался вопрос с выселением из корпуса вуза партийной организации (чего наше издание добивалось почти полгода и одержало в итоге победу), Леонид Юрьевич по привычке стоял в сторонке. Как говорится, ни нашим, ни вашим (в этом случае можно перефразировать так: ни по партпонятиям, ни по госзакону). Когда же выселение свершилось, вопрос с оплатой государству и университету долга за аренду помещений был замят, а ректор ушел с головой в новую затею - инновационную.
На сей раз история, начавшаяся в январе текущего года, затянулась на более длительный срок - лишь совсем недавно нашему изданию (при содействии прокуратуры) удалось добиться того, чтобы представители СГУ подали в суд на «свою» фирму - ООО «Русмарко», расположенную в Москве и задолжавшую госуниверситету по договору аренды миллионы рублей. И тут позиция ректора стала очевидна после того, как мы проанализировали процесс затягивания рассмотрения искового заявления вуза (подробнее в статье «Дары Коссовича», №32 (186) от 7 сентября 2012 года).
Коссович отстраняется от всего. Надолго. Может быть, навсегда. По крайней мере, пока вялотекущий процесс не приводит к внелогическому финалу. И финал этот обычно печален для рядовых сотрудников государственного университета. Возьмем те же 1,5 миллиона рублей, ушедшие якобы на пиар вуза в 2010 году. Те деньги, вернуть которые не сильно торопился Леонид Юрьевич (и сомнительно, что он предпринимает подобные попытки сегодня). Где громкие заявления о том, что средства, уведенные, между прочим, из внебюджетки СГУ, обязательно будут возвращены в стены родного вуза? Вместо этого - приостановленное расследование и гробовое молчание Коссовича.
А внебюджетные средства госуниверситета, канувшие в бездну чьих-то карманов, - это невыплаченные прибавки к зарплате, невыданные премии и тому подобное. Это деньги, предназначавшиеся преподавателям вуза. Не пора ли уже сотрудникам СГУ спросить у своего начальника, что он планирует предпринять, чтобы вернуть потерю? Или ректор уже настолько отстранился от всего, что до него невозможно докричаться и собственным подчиненным?
Наше издание просит считать эту публикацию официальным обращением в прокуратуру Кировского района, сотрудники которой обязаны производить надзор за расследованием дела о мошенничестве с вузовскими деньгами, прошедшими через ООО «Альянс». Считаем, что приостановка расследования по делу №358034 - это возмутительный факт, учитывая, что все фигуранты давно известны не только следователям, но и широкой общественности. Если же заминка произошла по той причине, что сотрудники полиции никак не могут решиться и привлечь в качестве подозреваемого по этому делу какого-то более крупного «зверя», то надеемся, что надзорный орган сумеет сделать стражей правопорядка более решительными. Иначе этот «зверь», того и гляди, выскочит на берег в ближайшем порту, и тогда ищи его, свищи...