Давным-давно по городам и весям странствовали певцы-сказители, попутно сообщая людям свежие - примерно за последние полгода - новости: что в Москве златоглавой делается, какой царь-батюшка издал указ и что за диво-дивное видели жители деревни Пупкино в ночь на Ивана Купалу. А сегодня в каждом доме есть Интернет и телевизор, благодаря которым новости из любой точки мира можно узнать практически мгновенно. Однако традиция передавать вести из уст в уста живет по сей день. Похоже, с особенным трепетом заветы певца Бояна хранят в правительстве Саратовской области
Давным-давно по городам и весям странствовали певцы-сказители, попутно сообщая людям свежие - примерно за последние полгода - новости: что в Москве златоглавой делается, какой царь-батюшка издал указ и что за диво-дивное видели жители деревни Пупкино в ночь на Ивана Купалу. А сегодня в каждом доме есть Интернет и телевизор, благодаря которым новости из любой точки мира можно узнать практически мгновенно. Однако традиция передавать вести из уст в уста живет по сей день. Похоже, с особенным трепетом заветы певца Бояна хранят в правительстве Саратовской области.
В среду министр здравоохранения Алексей Данилов, ректор СГМУ Владимир Попков и главный врач областной клинической больницы Владимир Шульдяков собрали журналистов для того, чтобы поделиться своими впечатлениями о грандиозном событии - первом Всероссийском национальном съезде врачей, который состоялся на прошлой неделе в Москве. Представьте себе: Большой Кремлевский Дворец «уж полон, ложи блещут», и куда ни посмотри - известные все лица и небывалый эмоциональный подъем...
Первым «растекся мыслью по древу» Алексей Данилов. Он взял на себя миссию пересказать присутствующим слова, произнесенные на съезде министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой перед шестью тысячами врачей со всей России. По словам Данилова, по словам Скворцовой, в самое ближайшее время отечественную медицину ждут серьезные перемены. В частности, изменятся нормативы оплаты труда врачей: доктора будут получать деньги не за количество принятых больных, а за выявление и лечение заболеваний на ранней стадии. «Если сейчас для нас норма - это связка «врач - больной», то будет «врач - здоровый человек». Это новелла», - отметил Алексей Николаевич, ввернув в цитату свое любимое слово. Таким образом, на первый план выйдет профилактическая работа с населением, поскольку, по словам уже Владимира Шульдякова (но под ними, думаю, может подписаться каждый), «здоровье стоит дорого».
Шла в Москве речь и о том, что больница должна стать «высокотехнологичным производством с отработанным порядком оказания медпомощи», что вскоре в России будет налажен выпуск лекарств по биотехнологиям («речь идет о совершенно новых субстанциях!») и что с плохими докторами следует бороться силами медицинского сообщества: «врачи сами должны создать нетерпимую обстановку для взяточников и хамов». «Хотя пока такого нет», - признал министр здравоохранения.
А вот повод для гордости у саратовских участников съезда нашелся, и даже не один. По словам Алексея Николаевича, на федеральном уровне были услышаны и одобрены инициативы, исходившие от минздрава области. Это, во-первых, «реанимация» санитарной авиации, а, во-вторых, продление программы «Сельский доктор» до 2013 года и включение в нее не только сел, но и рабочих поселков. В нашей области уже удалось сослать в деревню 30 врачей. И то ли еще будет в следующем году.
Но эта команда смельчаков - лишь капля в море. В целом в России не хватает 157 тысяч врачей и 800 тысяч средних медработников. По мнению некоторых медиков, не хватает и товарища Сталина. «Один из моих коллег любит вспоминать указ Сталина от 1952 года, который приравнивал зарплату ассистента к зарплате майора, зарплату доцента - к зарплате полковника, а зарплату профессора - к зарплате генерала», - поделился Владимир Попков. Однако вернется ли когда-нибудь этот «золотой век» медицины, неизвестно. По словам ректора медуниверситета, на форуме было открыто сказано, что недофинансирование отрасли составляет сегодня 40%, и ближайшие три года тоже будут «очень нелегкими для здравоохранения».
У главы СГМУ есть собственное видение решения кадровой проблемы. Сегодня 20% выпускников университета не идут работать по специальности. Чтобы шли все и с песней, по мнению Владимира Михайловича, во-первых, необходимо ввести наказание рублем: решил уйти в другую профессию - будь добр вернуть государству деньги, затраченные впустую на твое обучение. Во-вторых, нужно вернуть обязательное распределение после окончания вуза, на чем также настаивает известный доктор Леонид Рошаль. А чтобы повысить престиж дефицитных профессий, например, реаниматолога или фтизиатра, хорошо бы увеличить стипендии студентам, обучающимся этим специальностям. Например, платить им повышенную стипендию не 5700, как сейчас, а 10000 рублей. Остальным будущим врачам, считает Попков, можно и сбавить, поскольку получают они столько же, сколько и начинающие врачи.
Правда, далеко не все медики в Саратовской области бедствуют. Кто-то получает достойные деньги, не вылезая из подработок и дежурств, а кто-то просто получает хорошую зарплату. «Тут кто на что учился, - прокомментировал руководитель областной клинической больницы. - Некоторые врачи, например, получают больше, чем я. И санитарки бывают разные». «В муниципальных районах есть главврачи, у которых зарплата раза в два больше, чем у министра, - присоединился к обсуждению Алексей Данилов. - Ну, наверное, заслужили. Наверное, богатые районы, хотя беднее не придумаешь. И Бог бы с ними, мы всегда рады за коллег, если они хорошо работают и если население, и глава администрации, их работодатель, довольны. Все ничего, если бы не врали. Пишут нам одну зарплату, а начинаем разбираться - зарплата в два-три раза больше, чем в отчетах».
Однако что районы! Вернемся лучше мысленно в Москву, на съезд, который длился до тех пор, пока не выступили все желающие. Сколько вдохновения, сколько надежд подарил он врачам, и саратовским в том числе! Лишь одно маленькое, но очень постыдное обстоятельство снизило пафос этого великолепного форума. Делясь своими впечатлениями, Владимир Попков отметил, что был поражен количеством курящих врачей: «В перерыве мы с Алексеем Николаевичем спустились в курилку. Там можно было топор вешать!» «Не со мной! - замахал на него руками министр. - Я не курю». «Я тоже не курю. Мы туда спустились по другой нужде, - улыбнулся журналистам ректор и добавил: - За рубежом курящий врач - это исключение из правил».