Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Однако пример Саратовской области показывает, что новым может стать и не очень хорошо, а порой и совсем не забытое старое. Например, зампред областного правительства по социальной сфере Андрей Россошанский прекрасно, словно это было вчера, помнит, как он, будучи комиссаром студенческого отряда, остановил работу целого завода и получил памятный знак ЦК ВЛКСМ. И уже совсем скоро, вдохновленные его примером, современные студенты смогут запускать и останавливать заводы и фабрики, поднимать целину и облагораживаться трудом в прочих общественно полезных формах
Не можешь - научим, не хочешь - заставим: позорить отряд не дадим!
Советский лозунг
Как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Однако пример Саратовской области показывает, что новым может стать и не очень хорошо, а порой и совсем не забытое старое. Например, зампред областного правительства по социальной сфере Андрей Россошанский прекрасно, словно это было вчера, помнит, как он, будучи комиссаром студенческого отряда, остановил работу целого завода и получил памятный знак ЦК ВЛКСМ. И уже совсем скоро, вдохновленные его примером, современные студенты смогут запускать и останавливать заводы и фабрики, поднимать целину и облагораживаться трудом в прочих общественно полезных формах.
Региональное министерство молодежной политики, спорта и туризма разработало концепцию развития движения студенческих отрядов в Саратовской области на 2012-2016 годы. «Это обусловлено подъемом производства, увеличением объемов работ в различных отраслях экономики, потребностью в мобильных кадрах», - заявила замминистра Ангелина Беловицкая в понедельник на постоянно действующем совещании при зампреде Россошанском.
Где он, подъем производства, где растущие объемы работ? - спросят наши читатели, особенно те из них, кто ищет и не может найти работу. Нацпроект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», строительство объектов для Олимпиады-2014 в Сочи, Всемирной летней Универсиады-2013 в Казани и госкорпорации «Росатом» - это, конечно, не БАМ и даже не Беломорканал, но и тут стране нужна рабочая сила. Так, в Сочи в 2009-2011 годах работали три с половиной тысячи студентов, и в том числе, по словам замминистра, «120 бойцов сводного отряда Саратовской области».
Оказывается, в нашем регионе на трудовые подвиги уже готовы 5 тысяч «бойцов», однако чиновники мечтают, чтобы к 2016 году их стало в два раза больше. По мнению Ангелины Беловицкой, студенческие отряды смогут себя реализовать даже на тесном рынке труда нашего региона. Эти бойцовские массы нужно будет направлять и координировать с помощью специальных областных и муниципальных штабов. Сколько потребуется денег на их содержание, пока никто не знает, но зампред Андрей Россошанский уже уверен, что выделенных на эти цели 660 миллионов рублей будет недостаточно. Видимо, такой вывод ему подсказал «сын ошибок трудных» - собственный опыт.
- Я все пять лет, когда учился в университете, являлся комиссаром студенческих отрядов и даже один год был командиром Хвалынского зонального штаба, - пустился в воспоминания Андрей Владимирович. - У меня было 17 отрядов... И в обязательном порядке в зоне был командир, комиссар и врач - три необходимых ставки, которые обком комсомола оплачивал... Мы все делали: свинарники строили, урожай убирали, ремонт в школах делали. То есть вели любую работу, которую нам предлагали.
По убеждению зампреда, к организации студотрядов следует подойти со всей серьезностью и обстоятельностью - как встарь.
- Мы с вами будем головой отвечать за каждого студента - за его здоровье, за его настроение, за то, чтобы организация его не обманула и были выплачены деньги. В мою бытность были такие примеры... Раньше эта работа контролировалась на уровне первого секретаря обкома, в настоящее время это губернатор, - поучал он молоденькую заместительницу министра. - Губернатор же спросит, что студент делает в свободное от работы время, ходит ли в музей, играет ли в футбол. Все это нужно прописать.
В отличие от обкомов, кидалы-работодатели есть и сейчас. Как рассказал представитель СГАУ, есть случаи, когда заказчик работ выплачивает студентам только «минималку», мотивируя это, например, тем, что задание не выполнено. В среднем же зарплата «бойца» в агропромышленном комплексе этим летом составила 8-12 тысяч рублей, причем питание и проживание были бесплатны. Но, помимо материального вознаграждения за работу, студенты могут получить и моральное. Например, почувствовать вкус власти.
- В каждом штабе должен быть инспектор по охране труда. Раньше эту работу вешали на комиссаров отрядов... - рассказал зампред Россошанский. - Я даже остановил завод в совхозе «Хвалынский» в свое время, потому что там была нарушена техника безопасности. Директор завода шумел и кричал, что он меня исключит из комсомола, из партии, отовсюду, будет жаловаться первому секретарю обкома партии Гусеву Владимиру Кузьмичу. После чего я получил знак ЦК ВЛКСМ за активную работу.
Не будем судить строго эти устные мемуары. Без сомнения, Андрей Владимирович имеет право делиться своим большим опытом с молодежью. Ему позволительно перенестись мыслями в героическое комиссарское прошлое и походя вспомнить обком партии, хотя уже давно мы живем в другой стране, а сам Андрей Владимирович подчиняется губернатору, а не первому секретарю. Но интересно, почему у юных, еще недавно сошедших со студенческой скамьи чиновников схожий лексикон? Из каких пыльных, засиженных молью шкафов сотрудники молодежного министерства взяли все эти «отряды», «бойцы», нагрудные знаки «За вклад в развитие студенческих отрядов Саратовской области»? От всего этого веет не юностью, а нафталином. И тут даже самую хорошую старую идею можно превратить просто в старую.