Каждый раз, когда министерское кресло занимает новый человек, начинается долгое и старательное переделывание работы предшественников. Вроде бы есть уже и стратегия какая-то, и задачи поставлены, и планы написаны. Но новый министр и его команда, видимо, уверены: хочешь сделать хорошо, сделай сам. А потому все разработанные недавно стратегии на 5 или на 10 лет отправляются в архив, и начинается очередной мониторинг проблем и задач. Хотя проблемы вроде бы остались прежние, так сказать, в неизменном виде. Но это к слову. А речь сейчас пойдет о человеке, который знает всё, разбирается во всем и по каждому вопросу имеет мнение. Поговорим об Андрее Владимировиче Россошанском.
Каждый раз, когда министерское кресло занимает новый человек, начинается долгое и старательное переделывание работы предшественников. Вроде бы есть уже и стратегия какая-то, и задачи поставлены, и планы написаны. Но новый министр и его команда, видимо, уверены: хочешь сделать хорошо, сделай сам. А потому все разработанные недавно стратегии на 5 или на 10 лет отправляются в архив, и начинается очередной мониторинг проблем и задач. Хотя проблемы вроде бы остались прежние, так сказать, в неизменном виде. Но это к слову. А речь сейчас пойдет о человеке, который знает всё, разбирается во всем и по каждому вопросу имеет мнение. Поговорим об Андрее Владимировиче Россошанском.
На этой неделе состоялось заседание коллегии министерства молодежной политики, спорта и туризма области. Говорили, как вы можете догадаться, о развитии молодежной политики, спорта и туризма. С журналистами министр Наиля Бриленок пообщалась еще до начала мероприятия. Правда, планов своего ведомства раскрывать не стала, но, к чести министра, оказалась, пожалуй, единственным членом радаевского правительства, который отказался ругать правительство ипатовское. «Не хочется критиковать предшественников», - вот так и ответила Наиля Булатовна на один из коварных журналистских вопросов, развеяв тем самым мое личное убеждение в том, что за камень в ипатовский огород губернатор лично выписывает премию в размере оклада.
Само заседание проходило в привычном формате: доклады, обсуждения, опять доклады, немного обсуждений и снова доклады. Ровное и даже немного скучное течение мероприятия скрашивал лишь Андрей Владимирович Россошанский, у которого для каждого докладчика находились и вопросы, и замечания, и смелые, я бы даже сказала - новаторские, предложения.
Обсуждать планы министерства на будущий год начали с молодежной политики. Замминистра Ангелина Беловицкая бодро отрапортовала об успехах саратовских молодежных и студенческих организаций, их участии в «Селигере» и прочих мероприятиях. Поругала глав районов за «низкую активность». И поведала о том, как в регионе популяризируют здоровый образ жизни. А после слово взял Андрей Владимирович Россошанский.
- Нужно усиливать работу по молодежной политике и ставить перед собой амбициозные цели, как этого требует время и губернатор, - принялся размышлять зампред. - Замечательная работа начинается по реализации работы студенческих отрядов. Надо обязательно встретиться с советом ветеранов студенческого движения Саратовской области. Чтоб на этой трибуне появились люди, которые рассказали бы нам, как строилось студенческое движение, как работал центральный областной штаб. Там очень много вопросов. И очень много вопросов к главам администраций муниципальных образований. Если строительный отряд заходит на территорию района области, то ответ за это несет глава администрации в целом. Это и безопасность нашей молодежи, и экологическая безопасность. Много вопросов. Тем более все должны иметь в виду, что движение строительных отрядов поддерживается Президентом, поддерживается Правительством Российской Федерации. Вот увидите, пройдет небольшое время - и появится всероссийский конкурс движений студенческих строительных отрядов. И с глав регионов будет реальный, прямой спрос. Мы должны будем участвовать в этом движении, как это было в прошлый советский период, в годы, когда регионы принимали участие в этом конкурсе, и там были показатели своеобразные по объему выполненных работ, по заработной плате, которую заработают ребята, по особой социальной значимой позиции того или иного студенческого строительного отряда. Вы же помните, кто-то урожай убирал, кто-то строил объект сельхозназначения, кто-то дороги строил. И все это имеет свою социальную направленность. А у нас работы на территории области, слава богу, прилично.
И хотя в самом начале Андрей Владимирович пообещал быть кратким, обещание свое не исполнил. Как-то неожиданно речь пошла вдруг о летней оздоровительной кампании и детских травмах.
- Вы знаете работу муниципальных образований по летней оздоровительной практике, как ее контролирует федеральный центр и губернатор? - вопрошал зампред. - Мы ежедневно имеем штаб, который я возглавлял, по реакции на какие-то происходящие ситуации в оздоровительной кампании. Где-то ребенок упал, шею себе сломал, где-то ребенок сбежал, его надо искать. А нас закон контролирует. И уполномоченный по правам ребенка, и глава Общественной палаты Александр Соломонович Ландо, и всякие общественные организации. Работа ответственная. То же самое будет со студенческими строительными отрядами. Нельзя допустить, чтобы люди находились в свободном плавании.
Этого допустить, безусловно, нельзя. Если люди будут находиться «в свободном плавании», дело может дойти и до митингов разных, а там и до оппозиции всего один шаг. А такого губернатор явно не одобрит.
Наконец Андрей Владимирович высказался по поводу молодежной политики, и заседание коллегии продолжилось. К трибуне пригласили заместителя министра Ирину Шатылко. Ей предстояло поведать о развитии внутреннего туризма.
- За полгода работы министерства мы промониторили все проблемы, которые есть, обозначили основные задачи, - начала Ирина Викторовна. - Сфера туризма многогранна, объять необъятное невозможно, поэтому мы решили остановиться на внутреннем туризме. У нас зарегистрировано около 300 турфирм, из них только 22 занимаются разработкой своего собственного турпродукта и только 5-6 занимаются внутренним туризмом. Поэтому первая наша задача - увеличить количество таких фирм. У нас есть экспертный совет - переговорная площадка. Прошло 5 заседаний совета за полгода. Основная идея, вокруг которой мы работаем, заключается в том, что мы должны максимально усилить работу с муниципалитетами и вузами. У нас должна быть выстроена логическая цепочка - вуз-министерство-турфирмы. Для нас студенты и вузы - это прежде всего научные рекомендации, тот потенциал, который может вместе с муниципалитетами разрабатывать туристические маршруты.
Заместитель министра рассказала о сайте министерства, на котором можно ознакомиться с различными туристическими маршрутами Саратовской области, о конкурсе «Туризм в саратовской глубинке», пресс-турах, которые устраивало министерство, и о федеральной целевой программе развития туризма в России. Чтобы войти в эту программу, нужно немного - всего-то создать туристический кластер. В 22 регионах нашей страны, между прочим, уже этим занимаются. В такой кластер должно входить не меньше 5-6 туристических объектов: гостиницы, спортивные объекты, кемпинги, торгово-развлекательные центры, ну и, конечно, музеи и прочие достопримечательности.
- Мы ставим задачу в 2013 году не только разработать и утвердить новую целевую программу развития внутреннего туризма в Саратовской области, - рассказала Ирина Шатылко. - Мы еще и будем настойчиво работать с муниципалитетами, чтобы наши объекты вошли в федеральную программу. Судя по данным Росстата, в 2011 году численность туристов, которые приехали в область, увеличилась на 16%. Мы прогнозируем, что численность их в 2013 году увеличится еще на 13%.
У Андрея Владимировича и о туризме было собственное мнение.
- Эффект соревновательности туроператоров тоже должен быть, - уверен зампред. - Люди часто спрашивают, куда съездить. Я вот, например, знаю 5-6 маршрутов и могу рассказывать. А в основном люди не сильно владеют. А еще люди наши саратовские очень часто задают вопрос, вот поехать там в Египет, в Турцию, куда там большинство людей ездят, к какому туроператору пойти? У одного оператора одна цена, а у другого за тот же тур на 10-15 тысяч больше или меньше. Люди спрашивают, почему. Вот эти моменты тоже должны нами сопровождаться. Туроператоры должны соревноваться и сильно переживать за то, чтоб экспертный совет по туризму давал свою оценку деятельности туроператора. И люди должны зайти, прочитать, посмотреть и понять, куда идти за путевкой.
Попытки Ирины Викторовны объяснить, что рекомендовать людям того или иного туроператора министерство не может, оказались тщетными.
- Власть на то и власть, чтоб дать человеку возможность определиться, куда пойти, - уверен Андрей Владимирович. - Потому что когда он придет как обманутый дольщик, он придет во власть и скажет: верните деньги. Если его туроператор обманет, он придет к вам, а потом к губернатору запишется на прием. Не вашими руками надо это делать. Есть на то общественный экспертный совет, который ваш сайт обслуживает. Туда деньги бюджетные не нужны. Вы постройте работу этого сайта так, что туроператорам будет выгодно.
В ответ на это замминистра сообщила, что уже давно пора создавать туристско-информационный центр, который будет заниматься не только предоставлением информуслуг, но и созданием, формированием и продвижением туристского продукта. Правда, для этого нужны деньги - около 500 миллионов рублей.
- Да перестаньте вы, если кто занимался порталами, сайтами, и туда вовлечены коммерческие структуры и их деятельность, деньги можно найти, - отмахнулся Россошанский. - У вас будет точка роста великая. А туроператорам выгодно будет, чтоб на вашем сайте было как можно больше информации об их деятельности. По тысяче рублей если туроператоры будут сдавать, у вас триста тысяч рублей будет в месяц на обслуживание информационного центра. А я думаю, что вы с ними сможете договориться через тот же экспертный совет, и это будет не тысяча, а 3-5 тысяч. Для турагентства это вообще не деньги. С ними только подольше посидеть надо...
Ну да. А если подключить к этим посиделкам паяльник или обычный столовый нож, то можно и по 10 тысяч выбить. Разубедить зампреда удалось Ирине Булыгиной, доценту кафедры гостиничного и туристического бизнеса и сервиса СГСЭУ. Она сообщила, что туроператоры «сдавать» деньги на содержание туристических информационных центров не готовы, а некоторые вообще отказываются работать с экспертным советом при министерстве.
- Наши туроператоры нищие, - пояснила она. - С 2007 года по нашему законодательству у нас очень большая сумма должна быть на разрешение ведения такой деятельности - 30, 60 и 100 миллионов. И наши отечественные туроператоры фактически умерли. Нужно холить и лелеять тех операторов, которые у нас есть.
Такой аргумент Россошанского убедил.
- Москва и федеральные чиновники не совсем понимают, что такое туроператоры в Москве и Санкт-Петербурге и туроператоры в Саратове, - посокрушался Андрей Владимирович. - Нам нужно на региональном уровне создать законодательную инициативу и направить ее в Госдуму. И говорить о том, что есть разные туроператоры, и сумма должна быть разная.
На том и порешили. И, судя по всему, работы у министерства молодежной политики, спорта и туризма в ближайшее время прибавится. В конце концов, наказы Андрея Владимировича - это вам не рекомендации какой-нибудь общественной организации, они к исполнению обязательны.