Всё течет, всё меняется. Люди, должности, экология, реки... Однако есть и то, что остается неизменным, например, угроза появления зловонной воды в кранах жителей города Балашова. Как мы и обещали, продолжаем тему выброса аммиака в Хопер - реку, которая еще недавно считалась одной из самых чистых в Европе. Кто ответит за экологическое бедствие, и ответит ли вообще? Попробуем в этом разобраться
Всё течет, всё меняется. Люди, должности, экология, реки... Однако есть и то, что остается неизменным, например, угроза появления зловонной воды в кранах жителей города Балашова. Как мы и обещали, продолжаем тему выброса аммиака в Хопер - реку, которая еще недавно считалась одной из самых чистых в Европе. Кто ответит за экологическое бедствие, и ответит ли вообще? Попробуем в этом разобраться.
95 процентов
В прошлом номере «Газеты Наша Версия» мы подробно рассказывали о проблеме, которая на протяжении нескольких лет мучает жителей Балашова. Каждую весну во время половодья из кранов в домах балашовцев начинает течь жидкость, которую страшно не только пить, но и использовать для других нужд - помещения наполняются зловонием, исходящим от такой воды.
Так вот, на протяжении долгих лет проверяющие и контролирующие, охраняющие и властвующие органы и члены районного и регионального уровня никак не хотели верить в «байки» местных жителей о том, что причина появления зловонной воды может скрываться в соседнем Аркадакском районе. Там находится завод ООО «АркадакСпирт», который на протяжении последних пяти-шести лет занимается выпуском фармацевтической продукции для компании-арендатора - питерского ООО «Росбио».
Дело в том, что в былые годы аркадакский заводик производил, как следует из его названия, спирт. А отходом такого производства становится барда, которая раньше, во времена подъема сельского хозяйства в Аркадакском и Балашовском районах, пользовалась большим спросом у фермеров - они использовали отходы производства в качестве удобрения и корма для животных. С увяданием сельхоздеятельности появилась проблема утилизации барды, и ее стали складировать на так называемых фильтрационных полях. Делалось это для того, чтобы обезопасить окружающую среду от вредных веществ, содержащихся в отходах. И чтобы эти самые вещества не попадали в реку Аркадак, на берегу которой расположен спиртзавод. Эта речушка впадает в Хопер, а уже из нее вода поступает в дома балашовцев.
Когда на завод пришли новые управленцы из «Росбио» и принялись выпускать лекарственные средства, по сути, ситуация не изменилась. Дело в том, что «АркадакСпирт» так и продолжает производить привычный продукт, который, правда, теперь называется «медицинский антисептический раствор для наружного применения 95%». Соответственно, складирование барды на полях продолжается и по сей день, а выехавшему на место корреспонденту «Газеты Наша Версия» удалось установить, что залив фильтрационных полей во время весеннего половодья вполне может быть причиной бед балашовцев.
Об этом же на протяжении нескольких лет говорили и местные жители, и районные СМИ, однако чиновники, отвечающие за безопасность людей и охрану природы, как-то невнимательно, что ли, относились к подобным заявлениям. Продолжалось это до тех пор, пока совсем недавно в Балашове не произошло повторное, уже осеннее ЧП. Подробнее об этом можно прочесть в публикации «Искусство убивать» («Газета Наша Версия», №43 (197) от 23 ноября 2012 года).
Теперь подробнее о том, что собой представляет «Росбио», арендующее и использующее площади ООО «АркадакСпирт». В Санкт-Петербурге на улице Мельничная, 12А располагается группа компаний с аналогичным названием. В нее входят несколько организаций, среди которых и ООО, развившее свою деятельность на территории Саратовской области...
Про следы
По данным налоговой инспекции, питерское ООО «Росбио» было образовано 25 декабря 1996 года. С тех пор в открытом доступе накопилось не так уж много сообщений об этой фирме, но те, что есть, весьма показательны. Итак, в 90-х ООО занималось торговлей алкоголем. Тогда, по данным Санкт-Петербургского Агентства журналистских расследований, фирма «фигурировала в налоговом скандале, связанном с реализацией водочного конфиската».
Позже «Росбио» стало производить фармацевтические препараты, содержащие спирт. Однако это не избавило компанию от нового попадания в криминальные сводки. Так, в июне 2004 года у главного бухгалтера ООО была похищена сумка с крупной суммой денег, а через пять месяцев после этого на автопарковке было обнаружено тело коммерческого директора «Росбио» Сергея Пантелеева. Обезглавленный труп бизнесмена нашли на водительском сиденье в его собственном автомобиле и опознали по документам и особым приметам.
«Сергей Пантелеев имел за плечами богатую биографию - в 1977 году ему присудили 3,5 года тюрьмы за разбой. Выйдя на свободу, он остепенился, завел семью и занялся бизнесом. Компания «Росбио», в которой он работал, в 90-х годах торговала алкоголем, а затем переквалифицировалась на спиртосодержащие фармацевтические препараты», - сообщила тогда в небольшой заметке «Комсомольская правда».
Корреспонденту «КП» удалось взять комментарий по поводу произошедшего у бывшего начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Григория Крамарева, который отметил, что в убийстве коммерческого директора ООО может присутствовать «южный» след:
«У нас в России не принято лишать человека головы. Если кого-то приговаривают к смерти, то делают это другим способом: могут взорвать, застрелить или зарезать. Лишать человека головы или перерезать горло принято в Средней Азии или на Кавказе», - отметил собеседник издания.
Журналистам удалось также побеседовать с тогдашним директором «Росбио» Сергеем Харазия, который рассказал, что Пантелеев был добрым, отзывчивым человеком: «От его убийства мы в шоке, даже не представляем, за что его могли так. Видите как - вместо новогоднего праздника получилось горе».
С тех пор и до 2007 года г-н Харазия оставался директором ООО «Росбио». Последнее упоминание о нем в связке с этой компанией можно найти в письме руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28 мая 2007 года. В документе, в частности, сообщалось о том, что федеральная служба, на основании результатов повторного выборочного контроля, признала лекарственный препарат «Боярышника настойка» 100 мл производства ООО «Росбио» соответствующим требованиям, но не подлежащим дальнейшей реализации. Кроме того, обращали внимание Сергея Харазия на то, что он должен отозвать и уничтожить партию «боярышника», забракованную КГУ «Центр по контролю качества и сертификации лекарственных средств Краснодарского края» (поставщик ООО «Южный регион» г. Краснодар).
Интересно, что на сегодняшний день родственники обезглавленного в 2004 году коммерческого директора ООО значатся учредителями «Росбио» с 15-процентной общей долей в уставном капитале фирмы. Еще 35% принадлежат Юлии Сергиенко (вклад в уставный капитал 35 тысяч рублей). А владельцем основной доли - 50 тысяч рублей, или 50% - является Еникеев Айрат Хасанович, также возглавляющий группу компаний «Росбио». Исполнительным директором ООО значится Фахрутдинов Анас Минталибович.
К сожалению, дозвониться до этих деятелей корреспонденту «Газеты Наша Версия» пока не удалось. Секретарь питерской компании в беседе с журналистом отметила, что к ним до сих пор еще ни разу не обращались за комментариями по поводу возможного загрязнения природы заводиками, арендуемыми «Росбио» на территории России, поэтому такое общение для представителей ООО в новинку.
Из Питера с любовью
Связаться с руководством ООО «АркадакСпирт» пока тоже не удается. Как рассказала корреспонденту секретарь фирмы, директор завода Роман Акиньшин и еще два таинственных человека, которые могут ответить на возникающие у СМИ вопросы, в последнее время зачастили в командировки. Кроме этой откомандированной троицы никто с прессой разговаривать не уполномочен.
Между тем, аркадакский спиртзавод, как оказалось, не единственное предприятие, на котором сейчас заправляют питерские бизнесмены. Информацию об этом удалось почерпнуть из решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, куда в 2010 году с иском к ООО «Росбио» обратилось Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу. Управление Росалкогольрегулирования тогда просило привлечь фирму к административной ответственности за промышленное производство или оборот этилового спирта без соответствующей лицензии. Заявитель не сумел представить в суд доказательства тому, что «Росбио» производит спирт в качестве алкогольной продукции, и в исковых требованиях было отказано.
Однако в тексте самого решения сообщается много интересного. Например, приводится перечень лицензий, которые имеет питерская фирма на осуществление деятельности по производству лекарственных средств. Здесь присутствуют четыре адреса: в Санкт-Петербурге (место расположения группы компаний «Росбио»), в Новгородской (деревня Березовка), Саратовской (город Аркадак) и Тульской (село Воскресенское) областях. Про последнее место мы чуть подробнее поговорим ниже.
Итак, специалистами Росалкогольрегулирования было выявлено, что деятельность по производству спиртосодержащих лекарственных средств (с применением того же оборудования и тех же технологий, что и при производстве этилового спирта) развита представителями «Росбио» в двух регионах - Тульской и Саратовской областях. Проверки на территории ООО в Новгородской области и в Питере не выявили ничего подобного. И не удивительно, ведь одно дело - складировать барду рядом с Хопром, а совсем другое - в центре северной столицы на берегу Невы...
Кстати, после того, как в Саратовской области разразился скандал со зловонной водой в Балашове, на спиртзавод, находящийся в Тульской области, выехал руководитель группы компаний «Росбио» Айрат Еникеев. Дело в том, что в селе Воскресенское этого региона хотя и нет опасности заражения жизненно важной водной артерии, но люди долгое время страдают от ужасного запаха, исходящего с бардохранилищ.
Многочисленные жалобы жителей, наконец, привели к тому, что в октябре 2012 года Тульской природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности ТОП ООО «Росбио», расположенного в селе.
«По результатам проверки Тульской природоохранной прокуратурой в связи с выявленными нарушениями законодательства директору ТОП ООО «Росбио» 25.09.2012 внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха», - говорится на сайте надзорного органа.
И вот уже 21 ноября г-н Еникеев приехал в Тульскую область с целью презентовать технологию безотходного производства этилового спирта на заводе в Дубенском районе. Как отметил гендиректор группы компаний «Росбио» в своем комментарии корреспонденту РИА Новости, теперь «в результате производства исключено образование барды, отхода, содержащего токсические вещества».
- Специально созданный по проектам разработчиков компании сепаратор разделяет солод на составляющие: жидкий солод используется для производства спирта, твердый - идет на корм скоту и для производства хлебопродуктов, - отметил Айрат Хасанович.
Однако радоваться местным жителям, похоже, пока рано. На заводе ожидают поставку некоего дополнительного оборудования и технология на данный момент применяется лишь в тестовом режиме. Смогут ли жители тульского села дышать полной грудью после того, как процесс переработки отходов будет запущен представителями «Росбио» на полную мощность, остается только гадать. Аналогичный опыт в Саратовской области, по всей видимости, провалился.
Загадочная установка
Заместитель главы Балашовского муниципального района Александр Москалев, который принимал участие в выездной комиссии, работавшей в Аркадаке 15 ноября, согласился дать развернутый комментарий нашему изданию.
- Александр Алексеевич, после вылазки представителей балашовской власти в соседний район на склады барды что-то изменилось?
- Нет, ничего... Мы пока не получили никаких документов из Росприроднадзора, хотя это было обещано. Пока всё на тех же позициях, что и раньше.
- Представители Росприроднадзора - это те специалисты, которые ездили вместе с вами и отказывались брать пробы грунта в нескольких местах?
- Да, они сказали, что по факсу сбросят нам все необходимые документы, копии протоколов, которые они составляли, и с теми приложениями, которые мы делали вместе с первым заместителем главы администрации Балашовского района. Вот уже прошло почти две недели - ни ответа, ни привета.
- Подскажите, эта тема с аммиаком в воде была актуальна для Балашова уже на протяжении нескольких лет...
- Да, около шести лет.
- … но почему, по вашему мнению, на «АркадакСпирт» с проверками и такой широкой оглаской решили выезжать только сейчас? Или именно сейчас?
- Здесь нет никакого предвзятого отношения, поскольку наши специалисты, специалисты ГО и ЧС, Роспотребнадзора и так далее, - все мы устанавливали возможные места загрязнений, чтобы выяснить, откуда все это берется. При этом обследовали не только бардохранилища, но и всю береговую территорию от Аркадака до водозабора Балашова. Ведь, если вы знаете, раньше давались заключения о том, что аммиак в Хопре появляется из-за смыва навоза с подворий... Но те возможные хозяйства, которые расположены по течению реки, находятся далеко от Хопра. Ближайшее - в трех километрах. Попробуйте представить, сколько надо иметь живности, чтобы накопилось достаточно отходов их жизнедеятельности для такого эффекта... У нас на район, если я не ошибаюсь, всего семнадцать тысяч голов скота. Кроме того, если даже брать ближайшее к Хопру подворье, то всё должно было смываться в реку через леса и поля, а расстояние в три километра - это только если брать по прямой линии.
Так вот, на территорию спиртзавода мы выезжали еще и летом этого года. Уже тогда мы увидели, что в некоторых местах складирования отходов нарушена или вовсе отсутствует обваловка. Тогда не осталось почти никаких сомнений в том, что всё идет именно с этих бардохранилищ, тем более при условии такого мощного половодья, которое было этой весной.
- Да, я выезжал на место и мне показывали, до какого уровня поднималась вода. Получается, что она просто заливала эти бардохранилища.
- Если вы там были, то видели, наверное, те леса, которые находятся за первичной обваловкой этих хранилищ. Там погибшие деревья, насаждения, которые находятся в этой барде. Но ведь такого в принципе не может быть, если там все нормально работает и производится переработка отходов. Да и те пробы, которые брали наши и областные специалисты, говорят сами за себя.
- Может быть, вы слышали о том, что в Тульской области была, да, наверное, и сейчас пока есть, аналогичная проблема с заводом, изготавливающим спиртосодержащие жидкости. Несколько дней назад «Росбио» презентовало там какую-то новейшую технологию для организации безотходного производства этилового спирта. Туда будет закупаться оборудование, и обещают, что на выходе вообще не будет барды. А подобные заявления о внедрении таких технологий в Саратовской области были от «Росбио»?
- Насколько мне известно, это проблема всех территорий Российской Федерации, где находятся спиртзаводы. Возможно, строились они не совсем по правилам или объемы производства другие подразумевались, но стали накапливаться отходы. И мы понимаем, что накопление барды в Аркадаке идет не один год. И вот в один из визитов на ООО «АркадакСпирт», который был летом этого года, нам сказали, что на аркадакский спиртзавод тоже закуплено соответствующее оборудование - установки, которые высушивают эту барду. На это, по заявлениям предпринимателей, было потрачено более десяти миллионов рублей. Но, судя по тому количеству барды, которое мы наблюдали, судя по количеству отходов, которое вывозят на фильтрационные поля... Что можно сказать? Ну, наверное, эта установка не справляется с поставленной задачей. При условии, конечно, что она вообще работает. Ведь мы, как представители Собрания депутатов Балашовского района, не имеем права заходить в само здание спиртзавода, поэтому эту установку мы не видели. Как она работает, реально ли она работает, справляется ли с объемами тех отходов, которые производит спиртзавод? Все это остается загадкой.
- Еще один вопрос. Если вода загрязнена этим аммиаком, то почему с этим не справляются очистные сооружения Балашова? Они в принципе не предназначены для таких случаев?
- Мы должны понимать, что это не аммиак в чистом виде, а продукт разложения. Наши очистные сооружения справляются с этим, но когда вода входит в химическую реакцию с компонентами очистки, то она приобретает сильный запах. Запах такой, что просто невозможно находиться в квартирах и домах. Речь идет об этом.
- А с этой проблемой очистные сооружения никак справиться не могут?
- На данный момент, по всей видимости, нет, хотя у нас были реконструкции очистных сооружений. Кстати, эта тема в основном и муссируется нашими, будем говорить, оппонентами из Аркадака. Они говорят: во всем виноваты ваши очистные сооружения...
- Ну, насколько я знаю, у них-то в Аркадаке есть скважины, которыми они пользуются во время весеннего паводка.
- Я наблюдал такую картину, когда на улицах Аркадака, на заборах висят объявления: «Чистая вода». И я не знаю, там меценаты, наверное, какие-то, которые бесплатно людям эту воду дают. Если побеседовать с жителями Аркадака, то они могут многое об этом рассказать. А когда с полей на город дует ветер, то там на улице вообще невозможно находиться из-за резкого запаха. И, думаю, в зависимости от силы ветра, запах распространяется далеко за пределы этого города...
P.S. Возможно, у кого-то возник вопрос по поводу заголовка статьи, мол, к чему он вообще? При чем тут Канчер? Дело в том, что буквально два дня тому назад, 28 ноября 2012 года, на заседании Саратовской областной думы произошло знаменательное событие - депутаты утвердили кандидатуру Сергея Канчера для назначения его на должность заместителя председателя регионального правительства. Да, у нас появился новый зампред, который тут же сказал: «Мне доверен большой и очень важный сектор экономики. Важный для социально-экономического развития, как каждой отрасли в отдельности, так и для региона в целом. Я осознаю всю меру возложенной на меня ответственности и готов к работе на результат».
Пресс-служба исполнительной власти губернии отмечает, что бывший министр Канчер теперь будет курировать вопросы транспортной инфраструктуры региона, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды.
«Какую бы сферу деятельности мы ни взяли, будь то жилищное или дорожное строительство, строительство социальных объектов или тарифообразование, охрана окружающей среды или эксплуатация и содержание жилищного фонда, - все это подчинено одной цели - повышению уровня качества жизни населения Саратовской области», - заявил зампред Канчер.
Именно, Сергей Васильевич, именно так! Согласитесь, зловонная вода и загрязняемая река - это как-то совсем не вяжется с повышением уровня качества жизни населения Саратовской области. Поэтому надеемся, что вы, уже в качестве зампреда, курирующего вопросы охраны окружающей среды, приложите все свои профессиональные навыки и умения для того, чтобы искоренить обозначенную нашим изданием проблему.
Продолжение следует.