Олег Васильевич Грищенко сказал: «...Нашему городу, я не побоюсь высоких фраз, нужны новые крылья!» А также ноги и хвост! Это я уж так неуместно шучу. Но дело не в этом. А в том, что глава города накатал письмо генеральному директору «Аэрофлота», где тоже не побоялся и красочно расписал Саратов как процветающий город с амбициями, но с одной проблемой: летать не на чем
Олег Васильевич Грищенко сказал: «...Нашему городу, я не побоюсь высоких фраз, нужны новые крылья!» А также ноги и хвост! Это я уж так неуместно шучу. Но дело не в этом. А в том, что глава города накатал письмо генеральному директору «Аэрофлота», где тоже не побоялся и красочно расписал Саратов как процветающий город с амбициями, но с одной проблемой: летать не на чем.
Глава города жалуется, что ему и другим людям приходится пользоваться устаревшими аппаратами: «...как театр начинается с вешалки, регионы страны сегодня начинаются в салонах самолетов, в залах ожидания аэропортов. И, к сожалению, знакомство с нашим красивым городом и большой мощной Саратовской областью начинается в скрипучем и тесном салоне «ЯКа», изготовленного в прошлом веке. Сейчас, когда в салоны самолетов приходит беспроводной интернет и сотовая связь в ходе всего полета, когда на новую высоту поднимается комфорт и безопасность, обидно и нелепо, что трехмиллионный регион современной России связан с миром таким допотопным образом. Особую тревогу внушает тот факт, что «ЯК-40» и «ЯК-42», ранее производившиеся на Саратовском авиационном заводе, сегодня не производятся. Завод практически прекратил существование. Возникает вопрос поставки оригинальных запасных частей. А Вы прекрасно знаете, что существует целый рынок контрафакта авиационных запчастей. Ситуация тревожная».
Вообще-то, наш город Саратов по большей части изготовлен в прошлом и позапрошлом веке. И ничего - живут люди. Это вторая попытка неуместной шутки.
Короче, просит глава города у генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева наладить «постоянное альтернативное воздушное сообщение Москва-Саратов». Если я правильно понимаю, он хочет, чтобы гендиректор «Аэрофлота» посылал в Саратов свои самолеты, что ли?
Потом пошла какая-то комедия, потому что гендиректор звонил, звонил в мэрию, но не дозвонился. Тогда гендиректор наладил альтернативный способ коммуникации: написал об этом в Twitter, что не могу, мол, два дня до мэра Саратова дозвониться. Потом Олег Грищенко прочитал это и тоже написал в Twitter, что он послал гендиректору номер своего сотового. Ну, не знаю, как вы, а считаю, что полдела уже сделано, самолеты от «Аэрофлота» на полпути!
На самом деле, я, конечно, не знаю, как к этому относиться. Ну, то есть, могу лишь предполагать. Могу предполагать, что «Саравиа» принадлежит полусаратовскому-полумосковскому политику и бизнесмену Аркадию Евстафьеву. То есть, конечно, не ему одному - их там несколько собственников, но наших ребят, похоже, волнует только Евстафьев.
А что? Активы такие имеет, а с ними не дружит, не является не только членом партии и даже не сторонником, а наоборот - противником! На выборы в облдуму шел от РПР-Парнас! Не бегает в отделение партии, не прыгает, не слушается, не выполняет элементарных команд, которые должен выполнять каждый крупный бизнесмен на территории области и страны перед определенной политической силой! Газеты какие-то оппозиционные издает. И самое главное - нисколько их не боится! Покусать строптивца!
Я немного знаю Аркадия Евстафьева. Человек с юмором, он тоже взял да и написал письмо. Премьер-министру Дмитрию Медведеву. Сделал пародию на письмо главы города: «...К сожалению, знакомство с нашим красивым городом и большой мощной Саратовской областью начинается с полуразвалившихся домов по улице Кутякова и другим, со стихийных рынков, ларьков, словно пришедших к нам из начала 90-х, хаотичного движения городского транспорта. Кстати о транспорте - особую тревогу внушает тот факт, что основу городских маршрутов составляют древние автобусы, судя по внешнему виду, списанные в Европе. Заводы, их выпускавшие, практически прекратили свое существование. Возникает вопрос поставки оригинальных запасных частей. А Вы прекрасно знаете, что существует целый рынок контрафакта автобусных запчастей. Ситуация тревожная».
Ну, тут уж возмутились люди, которые возглавляют всякие общественные организации в городе. 24 возглавителя. От общества трезвости до общества «друзей Радищевского музея». Обругали Евстафьева. Причем, образно, поэтично: «...Понятно, что господин Евстафьев будет яростно защищать такую «золотую жилу», как монополия на авиаперевозки, это его «хлеб и икра»... ...Критикуя главу города, господин Евстафьев, видимо, забыл времена, когда ямы на дорогах закладывали красным кирпичом и по весне городские магистрали превращались в одну сплошную стиральную доску! Забыл, в каком состоянии был сквер Дружбы народов в Заводском районе, где чуть ли не ежедневно грабили и избивали людей! А крысы в самом центре города у Крытого рынка, которых даже собаки боялись?» Слушайте, а что, правда, такое было?! Крысы, которых собаки боялись! А потом пришла новая городская власть и вывела, что ли, этих крыс?! Куда они делись-то?!
Еще за Евстафьева взялись такие ведомства, как Росимущество и областной комитет транспорта. Накатали письмо в прокуратуру, мол, нарушают там чего-то «Саратовские авиалинии», проверьте. Прокуратура проверила. Да, нарушает. Помощник транспортного прокурора Александр Сотников докладывает: «Проверкой установлено, что указанные обращения были обоснованы. В частности, подтвердились доводы руководителя управления Росимущества о нарушениях предприятием норм природоохранного законодательства. Прокуратурой были выявлены нарушения при охране атмосферного воздуха, а именно: отсутствие у Общества разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие ведения первичного учета образования отходов и выбросов загрязняющих веществ, а также нарушение сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду» (ИА «Взгляд-Инфо», 27 ноября). Вот я всегда подозревал, что Евстафьев заливает в самолеты не водородное топливо, а какой-то керосин, как в прошлом веке, ей-богу!
Ну что сказать-то... Ну, если честно, то да - мне тоже не нравится масса вещей в саратовском аэропорту. Не нравится сидеть в парке, когда ждешь рейс, хотя летом можно и в парке... Не нравятся весы со стрелкой на входе, я такие видел в Грузии в колхозном магазине в 1985-м, на них взвешивали муку. Не нравится идти по лестницам, хочется ехать на эскалаторе, хоть куда-нибудь, но на эскалаторе. Не нравится то, что в отстойнике есть кофейный аппарат, но нет фаст-фуда! Где в аэропорту фаст-фуд?! Где пиццерия? Где блины и жареные каштаны?! Где коктейли? Где дьюти-фри с текилой и новой линией парфюма от «Kenzo»?! Где, в конце концов, негры и китайцы?! И красивые мулатки? Я не шучу! Ведь саратовский аэропорт называется «международным»! Так почему там нет негров и китайцев?! И красивых мулаток!
Мне не особо нравится, что грузчики там швыряют чемоданы в грузовик, как забитых поросят. Мне не нравится, что чемоданы едут на самолет в «ЗИЛе»! Я хочу, чтобы чемодан уезжал на ленте. Мне не нравится, что меня самого везут на грузовике. В смысле, грузовик тащит за собой салон с диваном и поручнями. Я хочу проходить в самолет в рукаве, как в кино или в Ганновере. Мне не нравится то, что билет Саратов - Москва стоит дороже, чем билет Москва - Кёльн. С пересадкой в Берлине. Мне не нравится, что в саратовском аэропорту ощущаешь себя не человеком, который куда-то летит, а человеком, которого эвакуируют из зоны бедствия. Экстренно и как придется, тут уж не до удобств и не до сервиса! И мне не нравится, что, когда прилетаешь откуда-нибудь, тебя встречает мужик с собакой. А вот стюардессы «Саравиа» мне нравятся. Это без вопросов. Нужна конкуренция перевозчиков? Наверное, нужна.
Но вот какая штука получается. Как бы вам сказать помягче... В общем, так: до прошлого года «Саратовские авиалинии» принадлежали... «Аэрофлоту». В конце 2011 года «Аэрофлот» избавился от «Саратовских авиалиний»: «29 декабря 2011 года, Москва - ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» сегодня завершило сделку по продаже частным инвесторам 51% акций ОАО «Саратовские авиалинии».
Решение о продаже акций «Саратовских авиалиний» объясняется расхождением текущего локального статуса этой авиакомпании со Стратегией развития Группы компаний «Аэрофлот». Уровень и структура бизнеса ОАО «Саратовские авиалинии» не вписываются в планы ОАО «Аэрофлот» по становлению глобальным игроком рынка авиаперевозок. Вместе с тем, ОАО «Аэрофлот» сохраняет приверженность цели развития и повышения эффективности внутрироссийских региональных перевозок, что является органической частью Стратегии развития Группы «Аэрофлот».
Это новость годичной давности с официального сайта «Аэрофлота»! Последняя фраза исполняет утешительную роль. Хоть абсолютно и непонятную. Вот так избавляются от старых штанов, телевизоров и жен. А Евстафьев с коллегами «Саратовские авиалинии» приобрел. Год назад. Пытается там чего-то делать. Чего-то ремонтировать и восстанавливать. Мне он сказал, что на ремонт самолетов уже угрохали 200 миллионов рублей и что если бы не их консорциум, то сейчас в Саратове вообще могло бы не быть воздушного транспорта. Ладно, ладно - на месте Евстафьева я тоже бы так говорил! Если бы не я, мол!.. И вы бы так говорили.
Я абсолютно согласен с Олегом Грищенко, что нам нужны новые крылья. Можно написать письмо в «Аэрофлот». Может, спустя год они передумали? Может быть. О чем-то вроде гендиректор и наш глава города уже договариваются...
Но для верности я бы на месте главы города обратился в несколько компаний. Например, Олег Грищенко обращается к генеральному директору компании «Lufthansa». Я узнал, что директора зовут Кристоф Франц. Это могло быть примерно так: «Герр директор Кристоф Франц! Вам шрайбд пишет бургомистр Саратофф-штадт Олег Грищенко! У нас очень гросс, очень большой и шён, то есть, красивый штадт! Мы воллен, то есть, хотеть, то есть, хотим, чтобы ваши флюгзуг - вроде вы так называете самолеты, - так вот, чтобы ваши флюгзуг летали к нам!»
Еще можно обратиться к собственникам, скажем, лайнера «Queen Mary 2» и попросить их наладить альтернативные водные маршруты между Саратовом и Шумейкой. Всех дачников за один раз можно загрузить в «Queen Mary 2» и отправить на Шумейку. А то, что лайнер под мостом не проходит - ну, что-нибудь придумаем!
Вот ведь у «Аэрофлота» в основном такие аппараты, как А-320. Аэробусы. Они просто не могут садиться на нашей полосе! Но ведь отвечает Олег Васильевич в своем «Живом Журнале» на это: «Что касается способности саратовского аэропорта принимать самолеты из авиапарка Аэрофлота, то, уверен, совместными усилиями компании, авиационных властей России и руководства области и Саратова мы сможем найти приемлемые решения». И с «Queen Mary 2» можно совместными усилиями найти приемлемые решения!
Слушайте, ведь не Евстафьев же строил саратовский аэропорт, который оказался за бортом XXI века! Не Евстафьев угробил авиационный завод, выпускавший ЯК-42 - невероятно надежную машину, вполне идеально пригодную для среднемагистральных полетов!
И вообще - вы же строите новый аэропорт! Вы - я имею в виду партию! Это же ваш проект. Я слыхал, что в 2015-м оттуда начнут взлетать новые самолеты. Правда, в 2008-м нам говорили, что первые самолеты будут взлетать в 2012-м. Но кризис, которого не было, и кризис, который «жители России, в отличие от жителей Евросоюза, на себе не почувствовали», убил эту прекрасную идею. Но теперь-то опять есть план. Есть идея. Есть мечта! И даже есть смета. Правда, она все время меняется. Каждые полгода, начиная с 2008 года. То новый аэропорт будет стоить 25 миллиардов рублей, то 18 миллиардов, то 12 миллиардов. То опять 16 миллиардов, то 9 миллиардов.
Я, конечно, в новый аэропорт не верю. Вернее, я верю, что в 2015-м году в Сабуровке, как и прежде, будут взлетать и садиться вороны. Но вы-то верите в него! Так стройте! Вернее, строй, дорогая партия! Два года мы подождем. Тридцать лет ждали нового аэропорта. А два года! Подумаешь!
А то так забавно получается: люди, которые полностью угробили политическую конкуренцию и стали безграничными монополистами во власти, теперь на кого-то показывают пальцем и говорят, что вот он, плохой человек, в бизнесе монополию разводит!
Правда, Аркадия Евстафьева эти наезды особо не волнуют. Он сказал по телефону: «Вот что я думаю про них... Я так образно скажу, а ты точно напиши: вот представь, идет человек по улице, на работу спешит, дела у него. И проходит он мимо психушки и видит, что там кто-то уставился в одну точку, кто-то рожи корчит, кто-то беснуется... И человек думает: что ж, надо проявить милосердие к этим людям, лекарств качественных им приобрести, а главное - доктора хорошего им найти!»
А напоследок я хочу сказать, что Аркадий Евстафьев не просил меня писать эту статью. Он не обещал годовой бесплатный абонемент на полеты в любую страну мира, в смысле в любую страну мира из тех любых стран мира, куда летают его самолеты.
Но вот одно я сделаю. Когда мне придется куда-то лететь, я возьму этот номер газеты и попрусь с ним в VIP-зал. Туда, где любят коротать время перед отлетом мэры, министры и депутаты.