Урок в четыре руки

Урок в четыре руки

Известный певец и композитор Дмитрий Маликов побывал в Саратове со своим социальным образовательным проектом «Уроки музыки». На встречу с певцом в Большом зале консерватории собралось 450 детей - это ребята, занимающиеся музыкой, и воспитанники саратовских интернатов. Цель проекта - развитие музыкального образования в России. Программа представляет собой интерактивное шоу, созданное специально для юных музыкантов

Урок в четыре рукиИзвестный певец и композитор Дмитрий Маликов побывал в Саратове со своим социальным образовательным проектом «Уроки музыки». На встречу с певцом в Большом зале консерватории собралось 450 детей - это ребята, занимающиеся музыкой, и воспитанники саратовских интернатов. Цель проекта - развитие музыкального образования в России. Программа представляет собой интерактивное шоу, созданное специально для юных музыкантов

«Уроки музыки» уже прошли в Ижевске, Перми, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Ульяновске, Саранске, Пензе. На сцене Саратовской консерватории Дмитрий Маликов исполнил как свои инструментальные произведения, так и сочинения известных композиторов. Вместе с певцом перед публикой выступили юные саратовские дарования. Исполняли классику - «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Искорки» Мошковского, фантазию-экспромт Шопена, токкату Санкана. Ребята из эстрадной студии «Апельсин» под аккомпанемент Маликова исполнили его песню «С днем рождения, мама». С ученицей детской музыкальной школы №4 Ксенией Савотиной певец сыграл свою авторскую композицию «Ночь в Мадриде». «Полет шмеля» исполнила студентка консерватории Алина Хачатрян. Известную композицию играли в четыре руки, вместе с Маликовым.

Для каждого из выступающих у Дмитрия Юрьевича нашлись советы и добрые слова. Ну а в целом певец отметил, что все ребята одаренные, у каждого из них есть будущее. «Вполне возможно, что в зале консерватории сейчас сидят маленькие моцарты и шопены», - улыбнулся Дмитрий Маликов.

Пришедшие на творческую встречу с известным исполнителем юные дарования остались довольны. Они с удовольствием слушали рассказы певца о детстве и первых шагах в музыке. А когда Дмитрий Юрьевич садился за рояль, ребята старательно снимали мастер-класс на телефоны. «Здорово», - поделилась впечатлениями от исполнения Маликовым прелюдий собственного сочинения девочка лет одиннадцати. «Урок» продлился больше полутора часов и получился интересным и насыщенным.

До того, как отправиться к детям, Дмитрий Маликов пообщался с саратовскими журналистами. Он рассказал о своем благотворительном проекте и поделился впечатлениями о Саратове.

О рождении проекта «Уроки музыки»

«Этот проект спонтанно родился в начале этого года. Я был на гастролях на Севере, и руководство города спросило, не мог бы я помимо концерта заехать к ребятишкам в музыкальную школу и немного с ними пообщаться. Я подумал, а почему бы и нет. Этот визит оказался настолько запоминающимся, что оставил впечатлений даже больше, чем концерт. И я понял, что есть необходимость в том, чтобы у детей, которые занимаются музыкой, была возможность побывать на мастер-классе, уроке, лекции или концерте, чтобы лишний раз убедиться в том, что занятия музыкой им нужны. Уже 15 городов я проехал. Надеюсь, что в следующем году смогу делать это дальше. Даже если один ребенок после моего занятия не бросит музыку, если родители будут отдавать детей в музыкальные школы, если у детей будут рождаться новые мелодии - как знать, может быть, миру будет явлен новый Чайковский, и в этом будет и небольшая моя заслуга. Помимо всего прочего, и власти обращают внимание на проблемы музыкального образования.

Везде очень много талантливых детей, замечательная организация, хорошие залы. И я рад, что могу не просто давать эстрадные концерты, но и могу, извините за высокопарные фразы, быть чем-то полезен своей стране. К сожалению, профессия артиста очень эгоистичная. Каждый думает только о себе. Кто-то думает о материальной стороне вопроса, кто-то о своих амбициях, но надо думать и о тех, кто рядом с тобой».

О первых шагах в музыке

«Первые шаги в музыке почти у всех композиторов крайне сложные. Мне все это очень не нравилось. В 5 лет родители привели меня в музыкальную школу. Я очень сопротивлялся, потому что хотел быть спортсменом. Музыкой со мной занимался очень знаменитый впоследствии органист Алексей Шмитов. Тогда он был молодым студентом, высоким, бледнолицым. Мы жили на первом этаже, и мне не составляло труда вылезать из окна и убегать играть в футбол. Когда Алексей Леонидович открывал дверь в комнату и видел, что меня нет, он говорил моей бабушке, что я никогда не стану музыкантом. Но чуть позже я втянулся.

Когда мой отец уезжал на гастроли, каждый раз снимал ремень, клал его на пианино и говорил: если я приеду, а ты будешь плохо играть, то этот ремень я использую по назначению. Но я был парнем смышленым и скидывал этот ремень в угол, чтобы о нем забыть и мне, и отцу. Когда отец возвращался, он о ремне не вспоминал. Но перед следующим отъездом он доставал очередной ремень и клал его на пианино. Я его опять скидывал. И так продолжалось до тех пор, пока у моего отца не кончились ремни. После этого он обнаружил пропажу, и вот тогда задал мне настоящую порку. Но это во многом меня дисциплинировало в будущем».

Урок в четыре рукиО саратовской консерватории и азиатской школе

«Мне приятно сегодня быть в саратовской консерватории. Я никогда здесь не был, но знаю, что это заведение с богатыми традициями. Отсюда вышло много талантливых музыкантов. Музыкальное образование живо. Конечно, как и во всех отраслях, здесь есть сложности - где-то невысокая зарплата у педагогов, где-то не хватает инструментов. Но здесь я увидел очень хорошие рояли. Есть все для того, чтобы талантливые дети получали путевку наверх. Дальше, конечно, есть сложности с реализацией. Сейчас очень давит азиатская школа. В Китае зарегистрировано 80 тысяч пианистов. Да, русская школа по-прежнему самая сильная, но китайцы берут количеством. А как известно, иногда количество перерастает в качество».

О классике и обработке

«Меняется музыка. Я в каждом городе прошу, чтобы были номера от музыкальных школ. И в некоторых городах крен в сторону эстрады. Мне это не очень нравится, несмотря на то, что я эстрадный исполнитель. Я, например, очень консервативный человек и не люблю, когда классика подается в современной обработке. Люди нуждаются в классической музыке. Может, трудновато слушать ее в оригинале, в больших формах, когда опера идет больше 3 часов. Но клиповое сознание, которое формирует Интернет и вы, СМИ, мешает восприятию классической музыки».

О Саратове

«Последняя ассоциация - это проект «Битва хоров». Именно с саратовским хором у нашего хора из Санкт-Петербурга были, с одной стороны, хорошие отношения, с другой стороны - конкурентные. Мы шли рука об руку. Саратов занял фактически четвертое место, мы третье. Я тесно общался на этом проекте с Валерией.

Что касается города, то отсюда вышло очень много знаменитых людей. Например, Саша Файфман. Кстати, Файфман брал у меня интервью в 1989 году, работая здесь, на саратовском телевидении, а я приезжал сюда вместе с «Комбинацией» на один из своих первых больших сольных концертов. Это было незабываемо, потому что первые гастроли всегда самые запоминающиеся.

Мне очень нравятся ваши музеи. Я вообще люблю живопись и кое-что понимаю в живописи ХХ века. У вас замечательные музеи. Здесь родился Борисов-Мусатов. Здесь большие художественные традиции. Поэтому впечатлений очень много, и они все хорошие. Сегодня я, например, побывал в здании правительства. Меня там накормили вкусным обедом».