Как я уже писал в прошлой статье, проблемы транспорта завязаны на всей экономике города, данный вопрос является комплексным и затрагивает практически все сферы жизни человека. Удобство доставки людей из одной части мегаполиса в другую отличает настоящий город от «содружества поселений».
Как я уже писал в прошлой статье, проблемы транспорта завязаны на всей экономике города, данный вопрос является комплексным и затрагивает практически все сферы жизни человека. Удобство доставки людей из одной части мегаполиса в другую отличает настоящий город от «содружества поселений».
На минувшей неделе портал «Сарметро» провел опрос среди своих читателей. Вопрос был предельно простым: «Как вы оцениваете в целом работу транспорта в Саратове?» Результат оказался предсказуемым: 1,1% ответили, что транспорт «отлично работает». 21,2% поставили «четверку», а 37% опрошенных сказали, что работает очень средне: «Как-то ходит, и хорошо». А вот еще 28,3% заявили, что транспорт в Саратове отвратительный. Оставшиеся 12,5% считают, что с транспортом в городе катастрофа. Что же можно сделать, чтобы ситуация изменилась и город мог жить как полноценное, единое образование? Часть мер обозначены в программе «Белая карта Саратова. Транспорт», которая была разработана группой небезразличных жителей города (ознакомиться с текстом программы можно на сайте «Сарметро»). Но сегодня хочется рассказать о первоочередных мерах, принятие которых сможет решить часть старых и очень больных проблем с транспортом, не разорив при этом городской бюджет.
Информирование пассажиров
Сегодня саратовский транспорт практически не осуществляет информирования о своей работе. Транспортное управление, «Саратовгорэлектротранс» и областной комитет транспорта имеют сайты, но получить на них оперативную и точную информацию о расписаниях и маршрутах движения практически невозможно.
Немного обходит остальных сайт областного транспортного комитета, но на нем можно получить лишь расписания пригородного и междугородного транспорта, причем в виде таблицы, из которой не каждый еще сумеет понять, что и как. О расписаниях на промежуточных остановках речи и не идет. Оповещения на остановочных пунктах города о маршрутах практически повсеместно отсутствуют. С городским транспортом ситуация противоположная. На остановках худо-бедно можно найти маршруты следования, однако ни о каких точных расписаниях говорить не приходится. При этом большое количество аншлагов устарели, а расписания и интервалы движения практически не соблюдаются, что сводит доверие пассажиров к этой информации к нулю. На сайте же Транспортного управления расписания не меняются годами и имеют мало общего с реальностью, на схемах можно найти «Проспект Интузиастов» и «Улицу Беляева».
«Саратовгорэлектротранс» в этом плане совсем отстал. Ни времени работы маршрутов, ни интервалов движения, ни расписаний нет ни на остановках, ни на сайте. Размещение достоверной и точной информации о работе маршрутов может намного упростить людям пользование транспортом и помочь с выбором нужного пути, так как если на аншлаге висит правдивая информация, что маршрутка ходит раз в час, люди не будут стоять, ожидая ее, а значит, транспортная усталость (о которой я писал в прошлой статье) и недовольство уменьшатся.
Сейчас на базе сайта «Сарметро» разрабатывается несколько проектов транспортной навигации для Саратова. По окончании работы лучшие проекты будут представлены администрации города.
Диспетчерская служба
Проблемы с расписанием напрямую увязаны с отсутствием централизованной диспетчерской службы. Сегодня на большинстве городских маршрутов диспетчерами работают люди, которые сидят в машине на конечной остановке и отправляют от нее автобусы с более-менее равными интервалами. О сопоставлении расписаний маршрутов для удобной пересадки или о переброске автобусов на более востребованные линии речи не идет. Человек не может просчитать свой маршрут по времени, транспортное предприятие не может оптимизировать затраты на количество подвижного состава на линии… В итоге автобусы на некоторых маршрутах идут один за другим, а на других образуются очереди, и люди стоят по часу, чтобы просто зайти в битком набитую маршрутку. Диспетчерская служба необходима, и в век глобальных геолокационных систем типа ГЛОНАСС она более чем реальна.
Оплата проезда
Система оплаты проезда в саратовском транспорте архаична. Кондукторы и водители собирали деньги за проезд еще сто лет назад. Сегодня такая система приводит к тому, что отчетность о количестве перевезенных пассажиров и собранных денег отсутствует начисто. Специалисты подсчитали, что теневой рынок пассажирских перевозок в городе составляет около миллиарда рублей. Что это означает? Что на этот миллиард рублей в год транспорт мог бы развиваться: вместо прогнивших «газелей» можно закупить новые автобусы с кондиционированием и низким уровнем пола для удобства всех граждан, а вместо морально устаревших трамваев запустить в городе скоростные маршруты, которые упростили бы жизнь многим жителям. Электронные транспортные карты работают в большом количестве городов, таких как Москва, Петербург, Самара, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону и других, но перевозчики всегда будут сопротивляться их введению, так как наличные расчеты - это удобный способ обналичивания денег. Вывод наличности из сферы перевозок сделает их бизнес не таким «интересным», но из-за этого «интереса» сегодня страдает весь город. Тут нужно волевое решение руководства горадминистрации, тогда появится шанс развивать данную сферу и искоренить коррупционную составляющую.
Научный центр
Главным предложением с нашей стороны является создание так называемого научного центра по изучению пассажиропотоков и проектированию транспортной модели Саратова. Данное предложение пока нигде не было озвучено, и, можно сказать, сейчас я представляю данную инициативу, с которой собираюсь выходить на все уровни городской и областной власти.
Этот центр должен стать той инновационной основой формирования нового пространства города, которой так не хватает сегодня Саратову. Как должен работать центр? Существуют компьютерные программы, которые позволяют с точностью до 10% рассчитать все потоки людей в городе. Туда заносится информация о жилых домах, рабочих местах и сферах притяжения людей (театры, торговые комплексы, предприятия, офисные центры), все городские улицы с их шириной, качеством покрытия, дорожные знаки, маршруты транспорта и остановки. С помощью программы можно составить транспортную модель города и изучать напряженность узлов, остановок, прогнозировать пробки и искать методы избавления от них. Такая программа работает в Санкт-Петербурге, Перми, Тюмени и Самаре, а в Европе по такому пути пошли все города с населением более 100 тысяч человек. Для введения нового маршрута достаточно проложить его в данной программе, и можно будет оценить, как он скажется на загруженности улиц, остановок, других маршрутов транспорта. На сайте транспортного департамента Самары любой перевозчик может попробовать проложить свой маршрут, и если он улучшает ситуацию в городе - сразу можно подать электронное заявление на открытие нового маршрута.
Такая программа стоит недешево, но непременно окупится тем, что городской транспорт в городе оптимизируется за короткий срок, а маршруты будут открываться и закрываться не в зависимости от того, какое «ухо зачешется» у очередного чиновника, а основываясь на научном подходе.
Главным условием работы такого научного центра должна стать обязательность его резолюций для властей города. Центр может быть открыт на базе технического университета, студенты которого и станут основой его коллектива. Часть из них будут обучаться работе с программой, часть - собирать точную информацию о городе (что тоже является важной задачей). Таким образом, мы получаем и дополнительные рабочие места, и выводим сферу транспорта на новый, научный уровень, а сегодня в транспортной отрасли нам очень не хватает грамотных специалистов.
Когда специалисты нашего портала проконсультируются с создателями данной программы и просчитают стоимость открытия и работы центра, предложение будет направлено в городскую администрацию. Со своей стороны я обещаю сделать все возможное, чтобы этот научный центр в Саратове заработал как можно быстрее.
Многие критикуют созданную нашим порталом схему строительства скоростного трамвая. Хотелось бы еще раз пояснить, что ее основной целью является привлечение внимание жителей города к проблеме. Дискуссия о том, где именно нужен скоростной трамвай и куда он должен идти, заставляет тех, кто даже не задавался вопросом о скоростном транспорте, размышлять на эту тему. Конечно, я понимаю, что мое предложение - это просто один из вариантов, но все-таки придерживаюсь мысли, что проектирование должно строиться только на основе построения и изучения транспортной модели города в новом научном центре.