Народное правительство Саратовской области живет в режиме строгой экономии. Правда, обывателю бережливость саратовских чиновников на первый взгляд может показаться расточительностью. Но это только на первый взгляд. На самом деле, в отличие от нас, людей темных и забитых, мудрые чиновники, тратя миллионы, работают на перспективу. Они знают, что потраченные деньги вернутся сторицей. Так, когда область окончательно погрязнет в долгах и на Московской, 72 отключат за неуплату отопление, новыми столами и стульями из губернаторского кабинета можно будет несколько дней топить печку. Или, кто знает, может быть, перед тем как купить новую мебель за три миллиона рублей, чиновники продали за пять миллионов старую?
Народное правительство Саратовской области живет в режиме строгой экономии. Правда, обывателю бережливость саратовских чиновников на первый взгляд может показаться расточительностью. Но это только на первый взгляд. На самом деле, в отличие от нас, людей темных и забитых, мудрые чиновники, тратя миллионы, работают на перспективу. Они знают, что потраченные деньги вернутся сторицей. Так, когда область окончательно погрязнет в долгах и на Московской, 72 отключат за неуплату отопление, новыми столами и стульями из губернаторского кабинета можно будет несколько дней топить печку. Или, кто знает, может быть, перед тем как купить новую мебель за три миллиона рублей, чиновники продали за пять миллионов старую?
Аналогичная ситуация - с созданием новых структур в региональном правительстве. В то время как на всех уровнях говорят о необходимости сокращения чиновничьего аппарата, в правительстве Саратовской области не только не упраздняют уже существующие комитеты и отделы, но и, напротив, открывают новые. В ближайшее время здесь появятся: управление инфраструктурными проектами, комитет по государственным закупкам и секретариат нового зампреда Сергея Канчера. Целесообразность их создания областные чиновники, депутаты и эксперты обсудили в среду на заседании комиссии, название которой является апофеозом бюрократической мысли: «по рассмотрению вопросов, связанных с доказыванием необходимости утверждения штатной численности, введения дополнительных функций» перечисленных новых структур.
Управление инфраструктурными проектами презентовал зампред Юрий Моисеев. Он рассказал, что создание управления в составе шести человек напрямую связано со строительством нового аэропорта в Сабуровке, и затем кратко обрисовал масштабы проекта и текущий этап его реализации. На строительство новых «воздушных ворот» области в целом будет потрачено свыше 17 миллиардов рублей из федерального и областного бюджетов, а также из средств частного инвестора, который, впрочем, пока еще не определен. Сегодня в области объявлен конкурс на подведение инфраструктуры, которое собираются начать в июне следующего года. Администрацией гражданских аэропортов определен подрядчик для строительства первой очереди объекта, уже в этом году он получит 1 миллиард 120 миллионов рублей.
- Реализация такого проекта в России пока нигде еще не осуществлялась, так как во всех регионах идет реконструкция старых аэропортов, а у нас идет строительство в чистом поле, - подчеркнул Юрий Моисеев. - ...Управление будет заниматься проектом от стадии проектирования до сдачи государственной комиссии, а также возьмет на себя функции координатора федеральной, областной и инвестиционной составляющих.
Помимо этого, новый орган будет курировать проект по переработке и утилизации бытовых отходов в левобережных районах с объемом инвестиций 1 миллиард 640 миллионов рублей, а также ряд пилотных проектов Агентства стратегических инициатив по теплосетям, на реализацию которых планируется привлечь более одного миллиарда рублей. В перспективе управление будет контролировать все проекты стоимостью свыше 500 миллионов рублей.
Инициатива Юрия Моисеева вызвала бурную дискуссию. Бурю поднимал главным образом депутат областной думы Николай Семенец. Он долго допытывался, не будет ли управление дублировать функции дирекции по строительству нового аэропорта. Не получив вразумительного ответа, облдеп в конце концов заявил: «Я категорически против».
Категорически «за» создание управления инфраструктурных проектов высказался независимый эксперт Виктор Морозов из ООО «Институт «Проектмостореконструкция». Он привел в пример объекты в Сочи и Петербурге, для строительства которых созданы аналогичные управления. Также эксперт с надеждой предположил, что в скором времени одобренная им структура сможет контролировать другой проект - по возведению нового моста Саратов-Энгельс.
- Все, что хотите, в пределах тех денег, которые есть, - коротко обозначил свою позицию министр финансов Александр Ларионов. По мнению главного счетовода области, новое управление, несмотря на одновременное сокращение штатных единиц в других структурах, непременно повлечет за собой дополнительные расходы: «как минимум еще один начальник, еще одна машина».
- Вам лишь бы не тратить. А инвестиции? - защищал свое детище Моисеев. - Область стоит на месте, движение должно быть!
- Что, вы управление создадите, и инвестиции шире Волги станут? - съязвил категоричный Семенец.
Тут у министра Ларионова возник еще один вопрос: а знает ли о создании управления Сергей Канчер, который назначен зампредом именно в связи со строительством нового аэропорта? Визировал ли он соответствующий документ? По словам зампреда Моисеева, Канчер знает, но не визировал.
- Плохо, - прокомментировал министр финансов, предчувствуя будущий конфликт.
Несколько прояснил ситуацию председательствующий в комиссии «по доказыванию» вице-губернатор Денис Фадеев. По словам Дениса Владиславовича, управление инфраструктурных проектов создается для того, чтобы проводить через него деньги на строительство аэропорта, а дирекция - для технического надзора. Но раз коллеги сомневаются, надо еще раз все обсудить.
- Как мы можем решать вопрос о штатной численности, если мы ставим под сомнение саму необходимость этого органа?.. - заявил Фадеев. - Кроме того, я для себя с неожиданностью обнаружил, что в управлении будет шесть человек, а не три, как мы изначально говорили. И про ведение проектов стоимостью 500 миллионов рублей - тоже неожиданность. Учитывая мнения членов комиссии и наши неожиданности, это вопрос предлагаю снять сегодня с рассмотрения... Надо понять, во сколько выльется это удовольствие в финансовом плане. Вопрос только в этом.
Если Юрий Моисеев просил утвердить для нового управления 6 штатных единиц, то председатель комитета по госзакупкам Станислав Кошелев пошел еще дальше. В комитете, по его словам, должны работать 15 человек. «Это минимум», - подчеркнул Станислав Валерьевич, сославшись на опыт работы аналогичных структур в Самаре, Волгограде, Ульяновске, Пензе и других городах. Набирать необходимый минимум будут согласно пословице «с миру по нитке - лысому на парик». Чтобы открыть 15 штатных единиц в новом органе, их сократят в соответствующих отделах министерств социального блока. Столы, стулья и компьютеры на первое время возьмут оттуда же.
Тем не менее, простая арифметика к комитету закупок оказалась не применима. «Создание комитета не может не повлечь увеличения штатной численности правительства. Мы же министра нигде не сократили», - резонно заметил Александр Ларионов. А Станислав Кошелев подтвердил, что впоследствии комитету понадобятся юрист, бухгалтер, финансист, кадровик. Да и своей оргтехникой, мебелью и машиной неплохо было бы обзавестись, а это - дополнительная нагрузка на областной бюджет.
- Умереть легче, чем родиться, - вздохнул министр финансов.
Однако новорожденный, по мнению вице-губернатора Фадеева, появился на свет с важной миссией - сделать экономику правительства Саратовской области по-настоящему экономной. До 1 июля будущего года комитет будет заниматься закупками для нужд трех министерств: здравоохранения, образования и соцразвития. Примерная сумма заказов составит 7 миллиардов рублей. Со второго полугодия под его контроль перейдут контракты остальных подразделений, кроме управления делами правительства и части комитета капитального строительства, и тогда через комитет пойдет в два раза больше денег. По словам Дениса Фадеева, экономия уже видна. «Здесь будущая экономия!» - почти согласился с ним министр финансов.
Как поможет сохранить и приумножить бюджетные средства секретариат нового зампреда Канчера, создаваемый в количестве 6 человек, сказать трудно. Может быть, секретарши нового зампреда будут варить такой вкусный кофе для строителей будущего аэропорта, что они построят его в два раза быстрее, а главное - в два раза дешевле. Зато доподлинно известно, что на создание секретариата будет потрачено свыше 3 миллионов рублей. Источники финансирования новой структуры, которыми поинтересовался Николай Семенец, остались загадкой. «Решим в процессе», - отмахнулся от въедливого облдепа министр финансов.
Оппозиционно настроенный Семенец также заявил, что шесть человек - это перебор. Ему возразил вице-губернатор, отметив, что это среднее количество штатных единиц в секретариатах заместителей председателя облправительства. У самого Дениса Владиславовича, например, 8 помощников, и те еле справляются с возросшим документооборотом. Кроме того, по словам Фадеева, «те задачи, которые будет решать Канчер, раньше решали два зампреда». Однако доводы первого заместителя губернатора не убедили опытного депутата, и во время голосования Семенец предпочел воздержаться. Остальные члены комиссии посчитали потребность Сергея Канчера в шести сотрудниках доказанной.