На прошлой неделе представители ФСБ и Следственного комитета задержали первого заместителя министра молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области Дмитрия Козлачкова. Высокопоставленный чиновник регионального правительства подозревается в совершении мошеннических действий «в особо крупном размере». Потерпевший по этому делу - генеральный директор пензенской фирмы - дал эксклюзивный комментарий корреспонденту «Газеты Наша Версия» по поводу «чиновничьего беспредела», творящегося в нашем регионе. Кроме того, есть все основания полагать, что в ближайшее время задержания могут продолжиться, только теперь уже в другом министерстве областного правительства
На прошлой неделе представители ФСБ и Следственного комитета задержали первого заместителя министра молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области Дмитрия Козлачкова. Высокопоставленный чиновник регионального правительства подозревается в совершении мошеннических действий «в особо крупном размере». Потерпевший по этому делу - генеральный директор пензенской фирмы - дал эксклюзивный комментарий корреспонденту «Газеты Наша Версия» по поводу «чиновничьего беспредела», творящегося в нашем регионе. Кроме того, есть все основания полагать, что в ближайшее время задержания могут продолжиться, только теперь уже в другом министерстве областного правительства.
10 января 2013 года первый заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области Дмитрий Козлачков был задержан следственно-оперативной группой регионального СУ СК РФ и управления ФСБ России по Саратовской области при получении 1,5 миллиона рублей. Следователи сообщают, что, по их данным,в декабре 2012 года Дмитрию Владимировичу стало известно о неисполнении договорных обязательств министерством образования Саратовской области по заключенному с коммерческой организацией государственному контракту на поставку спортивного оборудования для региональных школ на общую сумму более 29 миллионов рублей.
«Не имея властно-распорядительных полномочий, Козлачков заверил действовавшего в интересах предпринимателя человека в том, что окажет содействие в исполнении договорных обязательств при передаче ему 10% стоимости контракта», - говорится в официальном сообщении на сайте СУ СК РФ по Саратовской области. Предположительно в конце декабря чиновник получил часть запрашиваемой суммы - 100 тысяч рублей, а в момент передачи второго «транша» он и был задержан.
В минувшие выходные, по ходатайству следователя следственного отдела СК РФ по городу Саратову, Дмитрий Козлачков был заключен под стражу и сейчас ожидает предъявления обвинения в СИЗО. Чиновник подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Теперь о некоторых подробностях этого громкого дела.
Незабываемый заказ
Несколько дней назад наши коллеги из информационного агентства «Четвертая власть» сумели получить небольшой комментарий министра образования Саратовской области Марины Епифановой по поводу произошедшего. Естественно, журналистов заинтересовал вопрос: по какому именно государственному заказу минобраза обещал оказать содействие Козлачков победившим в тендере предпринимателям? Марина Анатольевна заявила, что не располагает этими сведениями:
«По словам Марины Анатольевны, ее министерство практически ежегодно оформляет госзаказы на поставку оборудования в местные школы. «Разница только может быть - федеральный или областной бюджет. А так мы действительно покупаем спортивное оборудование для учебных заведений, - отметила госпожа Епифанова. - О какой конкретно здесь школе идет речь, я не знаю», - говорится в сообщении информагентства.
Не исключено, что Марина Анатольевна, общаясь с нашими коллегами, немного лукавила. Представьте себе, минобраз «практически ежегодно» (!!!) оформляет заказы на поставку спортивного оборудования в школы области. Как тут упомнишь все подобные контракты, особенно учитывая, что Марина Анатольевна могла застать, от силы, один такой заказ, поскольку работает в министерстве менее года... И уж тем более человеку, лично отвечающему за самое главное - модернизацию образования, очень сложно вспомнить про один-единственный аукцион, проведенный министерством образования прошлой осенью с целью модернизировать школы региона поставкой в них замечательного спортивного оборудования. Тем более что этот аукцион совсем не выделялся из ряда других. Ну, разве что объявленной стоимостью контракта в 29 миллионов рублей.
А теперь - шутки в сторону. Вполне возможно, что у Марины Анатольевны был повод немного лукавить. Например, следователи попросили. Или еще кто-то. В общем, сделаем вид, что не заметили некоторой абсурдности данного министром комментария. Лучше подробнее рассмотрим сам аукцион, который нашему изданию, в отличие от чиновников, удалось отыскать без особых проблем. Часть информации по этому тендеру мы уже разместили на сайте ИА «Версия-Саратов» (nversia.ru) в статье под заголовком «Козлачкова доля». Сейчас же придется самую малость повториться и поподробнее разобрать некоторые факты этого госзаказа, имеющие, по нашему мнению, очень важное значение в «деле Козлачкова».
Итак, открытый аукцион в электронной форме, который для первого замминистра молодежной политики, спорта и туризма завершился пребыванием в СИЗО, был объявлен еще 14 августа 2012 года. Проводился он на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» и носил гордое название: «на поставку спортивного оборудования для общеобразовательных учреждений области в целях реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования». В качестве заказчика выступило министерство образования Саратовской области в лице его руководителя - Марины Епифановой. Да, в соответствующей документации можно найти столько подписей Марины Анатольевны (последняя из которых появилась там в день задержания Козлачкова), что остается лишь в очередной раз удивиться забывчивости министра.
Заявки от желающих исполнить заказ регионального министерства образования принимались до 4 сентября 2012 года, а 10 сентября аукцион был проведен. Начальная стоимость контракта, предложенная чиновниками минобраза, составляла 29 миллионов 161 тысячу 823 рубля и включала в себя цену товара с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, связанных с исполнением контракта. Здесь пока ничего интересного, можно даже это не запоминать. Так, для информации.
Соответственно, за столь большую бюджетную денежку региональные чиновники ожидали крупную поставку оборудования, рассчитанного не на одну школу. Огромный перечень необходимого товара размещен в аукционной документации в разделе «Техническое задание». Спортивное оборудование там «разбито» на 51 позицию. Первым в очереди на закупку стоит гимнастический козел (в количестве 68 штук), потом идет столь же гимнастический конь (21 штука) и так далее. Есть там и магнитные велотренажеры, и лыжные комплекты, и измерители силы... В общем, на 29 миллионов рублей оборудования набирается запросто. Сначала даже удивительно стало - как такой интересный заказ могли не заметить СМИ в момент его объявления (заголовки были бы просто чудесными, например, «Министерство образования закупает козлов» и так далее), однако дата публикации извещения - 14 августа - все объясняет. Лето, жара, отдых, кайф...
О Мансурах
Теперь кое-что интересное! В очередной раз подтвердив свой статус «Лучше Чем Саратов», всех участников знакового аукциона нам подарила Пенза. Именно там, в соседней и преуспевающей области, нашлись три организации, готовые за 29,1 миллиона рублей модернизировать саратовские школы посредством поставки туда спортивного оборудования.
Первый участник, подавший заявку в минобраз Саратовской области, - ООО «Спортс кинг». Второй - ООО «Кинг спорт». Эти фирмы, своими названиями напоминающие какой-то нелепый каламбур, находятся (во всяком случае, должны находиться) в Пензе по одному адресу, учреждены одним и тем же человеком, который, помимо прочего, в обеих является директором. Зовут его, если верить базе данных налоговой инспекции, Арайн Адил Мансур. Впрочем, телефонные номера, указанные этим человеком при регистрации вышеназванных фирм, привели корреспондента в чьи-то пензенские квартиры, рассерженные владельцы которых, судя по интонации, уже устали слушать о всяких «кингах» и «Мансурах».
Третья фирма, зарегистрированная в Пензе и решившая принять участие в интересующем нас аукционе минобраза - ООО «Интертехника», оказалась более доступной в плане контакта. Кроме того, по результатам мониторинга сайта госзакупок России выяснилось, что выигранных и исполненных заказов у этого ООО по стране очень много, что может говорить о реальной деятельности компании в заявленной ей сфере обеспечения спортивным оборудованием.
Так вот, когда аукционная комиссия минобраза изучала вторые части заявок этих трех участников, выяснилось, что «Спортс кинг» готов поставить в Саратовскую область требуемое оборудование для школ за 23,6 миллиона рублей, а вторая компания Мансура - ООО «Кинг спорт» - и того дешевле, всего за 22,2 миллиона рублей. Между тем, представители «Интертехники» оставались практически непреклонны - они старались придерживаться рыночной стоимости комплекта оборудования, определенной чиновниками минобраза, - 29 миллионов рублей.
Получается, если бы дело дошло непосредственно до аукциона на понижение стоимости контракта, последнему ООО пришлось бы туго, ведь практически всегда основным показателем в подобных торгах является стоимость, за которую готовы работать подрядчики. В этом случае перевес был явно на стороне «фирм-близнецов». Однако, вместе с предложениями о стоимости выполнения работ, члены аукционной комиссии обнаружили в заявках ООО еще кое-что. И это кое-что послужило поводом для того, чтобы не допустить к участию в аукционе две первые фирмы.
Так, сведения, представленные руководством «Кинг спорт», не соответствовали требованиям документации, а именно - участник представил решение об одобрении или совершении крупной сделки по результатам открытых аукционов в электронной форме на сумму 20 миллионов рублей, а сам предложил за свои услуги 22,2 миллиона. В свою очередь, представители «Спортс кинг» не представили копии документов, подтверждающих полномочия лица, на осуществление действий от имени участника размещения заказа. «Представленная участником размещения заказа доверенность выдана 2 августа 2011 года сроком на один год, таким образом, 2 августа 2012 года срок действия доверенности истек», - говорится в решении об отказе этой фирме в допуске к аукциону.
Таким образом, ООО «Интертехника» осталось единственным участником аукциона, и с ее представителями был заключен контракт на поставку спортивного оборудования стоимостью 29 миллионов 16 тысяч рублей...
Поставить за 60 дней
А теперь - самое интересное! У нас появился подрядчик - пензенская фирма «Интертехника». И у нас никуда не исчезал заказчик - министерство образования Саратовской области. Эти две стороны слились в одном документе - в государственном контракте на поставку спортивного оборудования. И подписан этот контракт был 27 сентября 2012 года. Вот с этого момента можно начать запоминать всякие даты, они потом пригодятся (для тех, кто даты не любит, ниже и далее по тексту будут представлены лайт-версии, начинающиеся так: «Иными словами...»).
Итак, 27 сентября прошлого года стороны заключили контракт, а 28 сентября на официальной площадке госзаказа были опубликованы сведения об этом документе, так что тут все ходы записаны. В то же время, согласно аукционной документации, поставка товара заказчику должна была осуществляться в срок, не превышающий 60 дней с момента заключения контракта. По документам, окончательная поставка спортивного оборудования (гимнастических козлов, коней и иже с ними) была произведена 29 декабря 2012 года. А 10 января 2013 года, в день задержания Дмитрия Козлачкова, министр образования Саратовской области Марина Епифанова поставила подпись в документе о прекращении действия государственного контракта на поставку спортивного оборудования в связи с его исполнением.
Иными словами, ООО «Интертехника» должно было поставить требуемый минобразу товар еще в конце ноября 2012 года, однако произошла явная задержка длиною в месяц. Если верить распространенной Следственным комитетом информации, задержка эта связана с несвоевременной выплатой со стороны заказчика (министерства образования региона) указанных в контракте бюджетных средств. По всей видимости, именно этот месяц и стал своеобразной платформой для появления «посредников», желающих за вознаграждение решить проблему пензенской фирмы.
А деньги чьи?
Так вот, появился «посредник» и говорит что-то вроде этого: «Я узнал про ваше горе, готов помочь: как взмахну своим волшебным чиновничьим удостоверением - и деньги по контракту тут же вам будут перечислены, как и положено. Только за это мне чур 10% от суммы контракта». Ну, человек, к которому с таким «выгодным» предложением обращаются, не долго думая, идет в ФСБ. Тут все вроде понятно. Назовем это следствием от причины.
Куда сложнее дела обстоят с самой причиной возникновения «посредника». Почему в министерстве образования произошла длительная заминка с выплатой казенных средств?
Может быть, денег в нашем несчастном прокредиченном донельзя бюджете просто не нашлось? Внимательно читая аукционную документацию, корреспондент «Газеты Наша Версия» пришел к выводу, что скорее всего проблема вовсе не в отсутствии денежных средств. Так, в пункте 1.3. соответствующей документации («источник финансирования заказа») говорится: «Министерство образования Саратовской области осуществляет оплату за поставленный товар по контракту, заключенному по итогам открытого аукциона в электронной форме за счет средств областного бюджета в рамках субсидий из федерального бюджета на модернизацию региональных систем общего образования».
Иными словами, деньги на спортивное оборудование должны были прийти из федерального бюджета. А с подобными субсидиями в Саратовской области обычно возникают проблемы другого толка - деньги порой просто не успевают осваивать и появляется опасность необходимости возврата средств обратно в федеральную казну. В нашем же случае, получается, федеральные субсидии в минобраз дошли с опозданием? Или их не успели нормально оформить? Или просто искусственно затягивали процесс перевода денежных средств, заранее зная о появлении «посредника»?
Поиск ответа на последний вопрос, на наш взгляд, сейчас является наиболее важным, потому что в результате таких «чиновничьих игр» с бюджетными деньгами школы Саратовской области вполне могли остаться без спортивного оборудования. И кто-то обязательно должен ответить и за того козла, и за коня, за каждые мат и лыжную палку, которые оказались под угрозой из-за чьего-то скопидомства.
Отвечает пока один
Пресс-секретарь Следственного управления СК РФ по Саратовской области Анна Марусова рассказала корреспонденту, что на этой неделе следственные органы планируют предъявить обвинение задержанному первому заместителю министра.
«Уголовное дело в отношении Козлачкова расследуется следственным отделом СУ СК по городу Саратову. Есть конкретный человек, в отношении которого возбуждено уголовное дело, который предложил гражданину решить некоторые его вопросы за вознаграждение. И на данный момент предметом следствия являются возможные мошеннические действия Козлачкова», - отметила пресс-секретарь управления.
В дальнейшем, по словам Анны Марусовой, если будет выявлена какая-то коррупционная составляющая в процессе проведения закупки для государственных нужд, то «такое дело будет выделено в отдельное производство и будет проводиться отдельное расследование, связанное с министерством образования».
«На данный момент, насколько мне известно, каких-то дополнительных составов еще в чей-то адрес следственные органы не выявили и не установили, - отметила представитель Следственного управления СК РФ по Саратовской области. - Вполне возможно, что вопросы, связанные с этим госконтрактом, вообще будут носить гражданско-правовой характер. Пока об этом говорить рано. Следователи еще разбираются - что к чему. В чем была причина неисполнения договорных обязательств со стороны министерства образования - будет установлено позже. Козлачков пока свою вину не признает».
В свою очередь, генеральный директор ООО «Интертехника» Михаил Чаплышкин сообщил корреспонденту «Газеты Наша Версия», что пока, в интересах следствия, не может подробно рассказать о произошедшем. Однако он счел возможным официально озвучить две вещи:
«Первое: с таким чиновничьим беспределом, как в Саратовской области, наша компания не сталкивалась ни в одном регионе страны. Работаем мы, поверьте, по всей России, и работаем очень давно. Наша компания занимается строительством, проектированием и оснащением прежде всего спортивных объектов. Министерство образования - это, так сказать, министерство-спутник, потому что по образованию тоже иногда проходят спортивные объекты и спортивные заказы, как в данном случае. Второе: хотелось бы похвалить управление ФСБ по Саратовской области за то, что очень профессионально, очень оперативно и очень грамотно сработали».
По словам Михаила Юрьевича, вопросы с задержкой выплаты по контракту со стороны министерства образования бизнесмены могли бы решить и сами, без каких-то посредников, через арбитражные суды, поскольку ООО «Интертехника» бояться нечего - фирма выиграла контракт «на абсолютно законных основаниях». Генеральный директор также предположил, что те две компании, которые в итоге были отстранены от участия в аукционе, на самом деле были фирмами, «под которые готовился» госконтракт. «Почему они упали по стоимости - это уже другой вопрос», - отметил собеседник.
На вопрос корреспондента о том, с чем, по мнению руководителя фирмы, связаны возникшие задержки в выплатах минобраза по госконтракту, Михаил Чаплышкин ответил:
«Я считаю, что имели место умышленные задержки выплаты по госконтракту со стороны бюджета. То есть, два фактора. Первый - умышленная задержка исполнения обязательств со стороны бюджета, и второй - вымогательство. Знаете, есть такое понятие, как «помощь», а есть «вымогательство». Так вот, здесь конкретное вымогательство. Поэтому наша компания и обратилась с заявлением».
В завершениегендиректор «Интертехники» отметил, что следствие по этому делу еще не закончено и впереди нас ожидает «много интересной информации». «Задержали господина Козлачкова. Вы видите, что задержан замминистра спорта, а контракт заключен с министерством образования. Делайте соответствующие выводы», - сказал г-н Чаплышкин.
В министерстве образования Саратовской области на вопросы корреспондента согласились ответить только через направление официального запроса информации, что мы и сделали. Мы задали министру Епифановой четыре простых вопроса: с чем были связаны задержки в исполнении обязательств по контракту с ООО «Интертехника», почему окончательная поставка требуемого оборудования произошла только 29 декабря 2012 года, кто конкретно в региональном минобразе несет ответственность за своевременное перечисление бюджетных средств поставщикам по заключаемым государственным контрактам и имелись ли на момент заключения госконтракта в областном бюджете те субсидии из федерального бюджета, о которых идет речь в аукционной документации? С нетерпением ждем честных ответов Марины Анатольевны на поставленные вопросы.