Готовьтесь удивляться! Вы думали, что для всех чиновников правительства Саратовской области защита детей или чествование ветеранов Великой Отечественной войны - это само собой разумеющееся дело? Оказывается, для определенного контингента обитателей Московской, 72 это всего лишь удачный повод провести очередную пиар-кампанию. Ладно, шучу. Это и так всем было известно, и едва ли кого-то удивит подобная информация. А вот чему действительно стоит удивляться, так это открытости министерства информации и печати региона, чье руководство в последнее время прямо-таки рубит правду-матку с плеча
Готовьтесь удивляться! Вы думали, что для всех чиновников правительства Саратовской области защита детей или чествование ветеранов Великой Отечественной войны - это само собой разумеющееся дело? Оказывается, для определенного контингента обитателей Московской, 72 это всего лишь удачный повод провести очередную пиар-кампанию. Ладно, шучу. Это и так всем было известно, и едва ли кого-то удивит подобная информация. А вот чему действительно стоит удивляться, так это открытости министерства информации и печати региона, чье руководство в последнее время прямо-таки рубит правду-матку с плеча.
«Почему, к примеру, нашему прогрессивному правительству не обязать руководителей всех учреждений, организаций и предприятий (независимо от форм собственности) проводить для своих работников политинформацию?» - вопрошала с первой полосы октябрьского номера «Газеты Наша Версия» наш корреспондент товарищ Ю. Клименко. В соответствующей статье под заголовком «Счастье есть» передовой журналист еженедельника также предложила чиновничьей братии конкретные способы внедрения политинформации в мозги тех жителей области, которые по каким-то причинам не охвачены указанными выше учреждениями и организациями. Например, предлагалось включить в меню общепитов перечень официальных печатных органов, чтобы посетитель кафе, вкушая хлеб насущный, мог вдоволь насладиться политически выверенной духовной «приправой».
Как выяснилось недавно, помощь нашего издания в этом вопросе «прогрессивному» правительству и его «народному» губернатору вовсе не нужна. Оказывается, проблема недостаточного политинформирования населения уже практически решена одним из ключевых министерств региона - тем, что отвечает за информацию и печать. Узнать об этом удалось благодаря сведениям, размещенным на официальной страничке структурного подразделения облправительства. И сведения эти, кажется, из разряда «лучше бы и не знать».
Пересылки
Черт меня дернул полезть на эту страничку. Точнее, потянуло туда природное любопытство. Дело в том, что пару месяцев назад представители регионального мининформа предложили областным СМИ поразмышлять на тему: какие у вас есть замечания и предложения по действующим нормативным правовым актам РФ, связанным со средствами массовой информации? Наше издание поразмышляло и направило свои предложения чиновникам. Прием таких писем в министерстве обещали производить до 15 января 2013 года, а потом работники облправительства собирались обобщить полученные данные и вывесить их на своей странице в Сети.
Вот в поисках этих обобщений корреспондент «Газеты Наша Версия» и заглянул в раздел под названием «Справочная и аналитическая информация» на странице министерства информации и печати. Сведений о предложениях региональных СМИ по вопросу изменения правовых актов найти здесь не удалось (видимо, предложений таких было очень много, и обобщить их чиновники еще не успели), зато там нашелся документ, обещающий пролить свет на итоги работы мининформа Саратовской области за 5 месяцев (январь - май) 2012 года. С некоторыми выдержками из этого отчета мы и предлагаем ознакомиться читателям, чтобы они имели представление о том, как нынче промываются... простите, наполняются официальной информацией их мозги.
При изучении этого «труда» в глаза сразу же бросился объем работы, представленной чиновниками от информации и печати на суд общественности - цельных 13 страниц формата А4 с большим количеством букв и красочных диаграмм. Для примера: аналогичный отчет о работе министерства за весь 2011 год, подготовленный при прошлом руководителе - Наталье Есиповой, уместился всего на трех страничках. Сразу видно, насколько серьезно к выполнению «декоративной» функции министерства подошел новый его начальник - Роман Чуйченко, пришедший на смену Наталье Станиславовне в начале апреля 2012 года.
Итак, начинается отчет сообщением о том, что за 5 первых месяцев прошлого года региональным мининформом было подготовлено и направлено в средства массовой информации 2 730 официальных сообщений - так называемых пресс-релизов. «Ежемесячно в СМИ направляется около 550 пресс-релизов (в 2011 году - 420). Увеличено количество адресатов электронной рассылки информации 2012 года с 95 до 157 электронных адресов СМИ», - рапортуют в министерстве.
И это чистая правда! Например, в минувший вторник я обнаружил в электронном почтовом ящике штук 10 сообщений от министерства информации и печати. Например, о том, что «Более 150 заключений выдано в минувшем году инспекцией государственного строительного надзора», или что «В правительстве области подведены итоги антикоррупционной экспертизы за 2012 год», а «Торговые сети обяжут принимать к оплате банковские карты» и так далее. Правда, мининформ во всех этих и других сообщениях значится лишь в качестве отправителя, а подписи под информацией стоят соответствующих ведомств - Госстройнадзор, отдел по противодействию коррупции при правительстве Саратовской области, министерство экономического развития и торговли региона... Видимо, пресс-службы этих ведомств вынуждены пользоваться услугами «пересыльщиков» из мининформа, а сливки (в виде красивой цифры в отчете) потом снимают подопечные г-на Чуйченко?
Критика конструктива
Дальше идет раздел «Взаимодействие со СМИ», который призван, наверное, показать, насколько правильным было назначение на должность министра информации и печати региона именно Романа Чуйченко. Или этот раздел просто отображает реальное положение дел, отчего становится печально, так что давайте лучше думать про первый вариант.
Оказалось, что за 5 месяцев 2012 года в СМИ области было размещено 3 488 положительных или нейтральных сообщений о деятельности регионального правительства - 1,9 тысячи в печатных средствах массовой информации и 1,5 тысячи в электронных. За то же время и в тех же группах СМИ, по данным министерства, критических сообщений о региональных чиновниках вышло 397 и 255 соответственно.
«Отмечается позитивная динамика соотношения положительных и критических материалов СМИ о деятельности губернатора и правительства Саратовской области, - уверяют в отчете представители мининформа. - Доля критических публикаций в апреле-мае в печатных региональных изданиях составила 10,0% (против 21% в январе-марте). В электронных СМИ области в апреле-мае процент критических публикаций снизился с 26% в начале года до 1,3%».
Вот! Это показатель невероятной работоспособности Романа Чуйченко и его команды или индикатор количества проправительственных СМИ на территории региона. Давайте опять думать о хорошем, то есть о неоценимом жизненном опыте Романа Юрьевича. Тем более что с приходом этого руководителя в министерство, если верить отчету, более чем на 1,5% возросла доля сообщений о деятельности правительства области в новостных сообщениях электронных СМИ. В подтверждение этому выводу чиновники даже приводят специальную диаграмму: несколько цветных прямоугольников, разместившихся каждый на своем месяце - январь, февраль и так далее. Так вот, первые месяцы 2012 года занимают маленькие и невзрачные прямоугольнички, раскрашенные в бледные цвета, а вот с апреля (время назначения Чуйченко на должность министра) прямоугольники становятся яркими и большими. Однако с таким фактом не поспоришь...
С областными СМИ все понятно, идем дальше. А дальше - «районки». С 1 января по 31 мая 2012 года в муниципальных печатных изданиях было размещено более 2 000 публикаций и информационных сообщений о деятельности губернатора и правительства области и всего лишь 429 сообщений о деятельности Саратовской областной думы. В чем кроется разгадка такого предпочтения чиновников депутатам, рассказывают сами составители отчета. Оказывается, «основная часть материалов подготовлена министерствами и комитетами области, министерством информации и печати области». Информационно-аналитическому отделу облдумы есть о чем задуматься.
Пожалуй, истинным украшением СМИшного раздела в отчете мининформа можно считать один абзац, посвященный федеральным средствам массовой информации. «За 5 месяцев в федеральных электронных, печатных СМИ, интернет-сайтах прошло 108 сообщений, из них 55 проблемных (критических), - говорится в отчете, а потом делается странный вывод: - Соотношение критики и конструктива о Саратовской области в федеральных источниках существенно изменилось: если в январе-марте лишь 2/3 всех материалов была негативной, то в апреле-мае - 2/3 сообщений были позитивными или нейтральными».
Во-первых, сразу бросается в глаза то, что чиновники министерства информации и печати области совершенно спокойно разделяют такое понятие, как «конструктивная критика», на две части. Пилят это выражение как фокусник человека в волшебном ящике. Только у фокусника в конце представления две части «распиленного» смельчака обычно становятся одним целым. А вот в мининформе конструктив противопоставили критике и отступать с этой позиции, видимо, не желают. Что же, если считать критические публикации заведомо неконструктивными, а нейтральные - положительными, то статистика освещения деятельности облправительства может показаться весьма и весьма привлекательной.
Во-вторых, ясно видно, как чиновники переживают по поводу маленького, с их точки зрения, процента негативных публикаций в адрес правительства до прихода Чуйченко («...лишь 2/3 всех материалов была негативной...») и как радуются нейтралитету, образовавшемуся с приходом Романа Юрьевича в министерство.
Пиар-асы
Следующий большой раздел в отчете посвящен формированию имиджа Саратовской области. Формировали его чиновники мининформа, обливаясь потом и кровью, то есть придумывая PR-кампании. Для начала приведем самое циничное, по мнению «Википедии», определение термину PR (пиар): «Это искусство формирования благоприятного отношения общественности к фирме путем создания представления о том, что фирма выпускает и продает товар только в интересах покупателя, а не ради получения прибыли». Так благодаря чему наше министерство формировало позитивный облик власти в сознании жителей региона? Вы не поверите...
Вот что написано по этому поводу в отчете мининформа: «Реализованные PR-кампании. 1. Назначение нового состава правительства области...» Стоп! То есть вся эта эпопея со сменой власти, все эти бодания за министерские и зампредовские кабинеты - это просто пиар-кампания была, затеянная теневым кукловодом Романом Юрьевичем? Или как? В том, что PR-кампания по назначению нового, «народного» губернатора и его команды действительно реализована - сомнений нет. Но какая тут причинно-следственная связь?
Ладно, дальше правительственные пиар-асы идут на еще большие откровения, сообщая, что реализовали следующие PR-кампании: «...2. День космонавтики. 3. Подготовка к паводку и ликвидации его последствий. 4. Организация летнего отдыха детей. 5. Празднование Дня Победы. 6. День защиты детей. 7. День России. 8. Обсуждение программы социально-экономического развития области до 2015 года. 9. Проведение Дней районов области в городе Саратове». Если ребята из мининформа сумели даже День России отпиарасить, то что уж говорить...
В общем, много интересного и пугающего своей правдивостью скрывает в себе отчет о работе министерства за пять месяцев прошлого года. Кому интересно - заходите на сайт правительства области и скачивайте, пока этот отчет вдруг неожиданно не пропал. К сожалению, более свежего документа, содеражащего информацию о деятельности ведомства Романа Чуйченко, пока нет, зато в завершении рассматриваемого нами отчета были указаны задачи на II полугодие 2012 года:
«- повышение качества информации, размещаемой на новостной ленте сайта Правительства (внедрение рубрикатора ленты новостей для улучшения читаемости);
- информирование населения о достижениях региона».
Не знаю, как вам, а мне кажется, что министерство с поставленными задачами справляется на отлично. Только радости от этого как-то мало.