Труд, как известно, облагораживает. Но наши земляки не спешат облагораживаться абы как. Даже дворниками за приличную, по мнению главы города Олега Грищенко, зарплату 12-17 тысяч рублей работать не хотят. Кадровый голод Саратовской области утоляют мигранты - люди в основной своей массе скромные, неприхотливые и трудолюбивые. По крайней мере, так утверждают чиновники
Труд, как известно, облагораживает. Но наши земляки не спешат облагораживаться абы как. Даже дворниками за приличную, по мнению главы города Олега Грищенко, зарплату 12-17 тысяч рублей работать не хотят. Кадровый голод Саратовской области утоляют мигранты - люди в основной своей массе скромные, неприхотливые и трудолюбивые. По крайней мере, так утверждают чиновники.
Городская власть из года в год упорно работает над тем, чтобы сделать Саратов истинно европейским городом: чистит, драит, скоблит улицы, вешает живые цветы и электрические фонарики на столбы, в общем - всеми силами прорубает через саратовскую грязь окно в Европу. Судя по всему, один из негласных пунктов программы европеизации и глобализации - привлечение трудовых мигрантов к благоустройству города.
«Посмотрите вокруг: в таких благополучных странах, как Германия, Франция, кто работает в такси, по благоустройству территории? Это в основном люди с несколько иным цветом кожи... Если Россия встала на этот путь - не особый, а как все окружающие нас цивилизованные страны, конечно, мы будем двигаться в этом направлении», - заявила во вторник на «круглом столе» в пресс-центре «КП-Саратов» министр занятости, труда и миграции области Наталья Соколова.
Приток трудовых мигрантов в наш регион - процесс, по мнению Натальи Юрьевны, неизбежный, но регулируемый. Из года в год количество иностранцев, прибывающих в Саратовскую область на работу, постепенно снижается. Правда, нелегалов минтруд в расчет не берет. «Мы имеем дело только с самой прозрачной и легальной частью этого айсберга - мигрантами, прибывающими к нам по планируемой квоте», - отметила министр. Сейчас трудовые мигранты составляют 0,45% экономически активного населения, что, по мнению министра, «не может оказывать сколь-либо существенного влияния в целом на рынок труда Саратовской области».
Как рассказал заместитель руководителя УФМС области Владимир Чудасов, в прошлом году разрешение на работу в нашем регионе получили более 14 тысяч иностранных граждан, из них около 6 тысяч - по квотам, остальные - по патентам, дающим право на работу у физических лиц. Всего на миграционный учет было поставлено более 70 тысяч граждан других государств, и лишь примерно 20 тысяч из них «заявили целью своего пребывания работу». Остальные 50 тысяч, видимо, вообще не смогли объяснить УФМС, откуда и зачем они здесь. Хотя, по словам Чудасова, с декабря прошлого года все мигранты обязаны сдавать тест на знание русского языка.
«Вопреки сложившемуся мнению, большинство мигрантов - 60% - относятся к квалифицированным гражданам, - пояснила Наталья Соколова. - Хотя под квалифицированным трудом мы понимаем и ручной труд, поэтому здесь такое... некоторое снижение понятия. Наиболее популярные отрасли, в которых используется труд наемных рабочих, приезжающих к нам из-за границы - это прежде всего сельское хозяйство, строительство и обрабатывающее производство».
Основным поставщиком рабочей силы является Узбекистан, но есть среди мигрантов и жители США, Германии, Испании, Польши, Индии, Пакистана, Египта, Кении и др. Из «экзотических стран», как пояснили на «круглом столе», в Саратов прибывают работники цирка. Гастролируя по России, они регистрируются в качестве мигрантов в каждом городе.
Однако цирк в статистике все же погоды не делает. Основная масса иностранцев - около 10% от общего числа - трудятся на строительстве завода «Северсталь» в Балаково. Как пояснила Наталья Соколова, большое количество привозной рабочей силы потребовалось заводу из-за жестких сроков реализации проекта. Что касается балаковцев, которые при этом остались не у дел, министр занятости заметила, что «Северсталь» предъявляет к сотрудникам «очень высокие, если не сказать - жесткие требования», и далеко не все местные соискатели смогли им соответствовать. Интересный получается инвестпроект: новые рабочие места как бы есть, но для жителей Саратовской области их как бы нет.
Как бы то ни было, министр труда подчеркнула, что формально преимущественным правом устройства на работу пользуются наши соотечественники. Однако про 14 тысяч безработных, которые не спешат занять хотя бы половину из 28 тысяч вакантных рабочих мест, имеющихся на данный момент в нашем регионе, можно сказать словами песни: «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает». Если в течение двух месяцев на предложенную вакансию не откликаются местные специалисты, минтруд обязан предложить ее иностранцам.
О том, чтобы мигранты оседали в Саратове навсегда, речи не идет. «Поработали - и до свиданья!» - предельно ясно выразилась Наталья Соколова. Для улучшения демографической ситуации в нашей вымирающей области минтруд реализует специальную программу переселения соотечественников из-за рубежа. Заявки приходят из Германии, Испании и других стран. Специальный гость «круглого стола» - участник программы, переехавший в Саратов из Узбекистана с женой и ребенком, - рассказал, что собирается открыть здесь собственное дело и рассчитывает на зарплату 30 тысяч рублей. Такой доход для семьи из трех человек он считает достойным.
По официальной информации, вклад иностранной рабочей силы в доходную часть бюджета Саратовской области составил в прошлом году около 123 миллионов рублей (речь идет только об НДФЛ), в то время как сама область потратила на их медобслуживание и прочее не более 15 миллионов. Надо заметить, что еще больше денег тратится из бюджета на программы занятости местного населения. «Мы все равно будем пользоваться наемным трудом, который предлагает нам заграница, - подытожила Наталья Соколова, - потому что на данный момент без этого труда наши города станут грязнее, наше сельское хозяйство будет лишено хороших овощей во многом и так далее. Вы сами знаете, где работают эти люди, вы их все видите, вы их всех знаете. Мне бы тоже хотелось, чтобы наши граждане занимались своим трудоустройством более тщательно и с большим желанием, но это пока мое желание».