В прошлом номере «Газеты Наша Версия» мы рассказали читателям о тяжелой жизненной ситуации, в которой оказалась сирота, молодая мама из города Энгельса Анастасия Шумилова. Девушка, которой еще в 2010 году по решению суда правительство области обязано было предоставить квартиру, вынуждена унижаться перед региональными властями ради своего двухлетнего сынишки. Чтобы получить, наконец, положенное по закону. Чтобы ребенок, не дай бог, не повторил интернатскую судьбу своей мамы... Статья называлась «Народному». И за Народного ответили...
В прошлом номере «Газеты Наша Версия» мы рассказали читателям о тяжелой жизненной ситуации, в которой оказалась сирота, молодая мама из города Энгельса Анастасия Шумилова. Девушка, которой еще в 2010 году по решению суда правительство области обязано было предоставить квартиру, вынуждена унижаться перед региональными властями ради своего двухлетнего сынишки. Чтобы получить, наконец, положенное по закону. Чтобы ребенок, не дай бог, не повторил интернатскую судьбу своей мамы... Статья называлась «Народному». И за Народного ответили...
После выхода публикации об энгельсской сироте в редакцию нашей газеты поступило множество обращений от читателей. Люди предлагали посильную помощь, кто-то советовал девушке открыть счет в банке, на который инициативная группа готова была перечислять деньги для найма Анастасией жилья на время отсутствия у нее положенной по закону квартиры. Кто-то просто высказывал негодование по поводу происходящего.
Как рассказала нашему корреспонденту сама Настя, реакция на публикацию со стороны регионального правительства последовала пока одна - ей позвонили из министерства образования области и сообщили о готовности предоставить работу в образовательном учреждении после того, как девушка окончит энгельсский политех. Предложение, спору нет, полезное, и отказываться от него Анастасия не собирается. Однако мы ожидали более серьезную реакцию со стороны так называемого народного губернатора Саратовской области Валерия Радаева, к которому, собственно, была обращена публикация. Например, выделения, в конце концов, квартиры сироте.
Мы ждали реакции Народного целую неделю и буквально вчера, что называется, дождались. На имя редактора «Газеты Наша Версия» пришло письмо за подписью министра информации и печати Саратовской области Романа Чуйченко, выразившего, по всей видимости, отношение губернатора к проблемам сирот на территории области. Письмо оканчивается словами: «Прошу Вас опубликовать в газете соответствующие разъяснения», поэтому публикуем все как есть. Но в начале небольшое пояснение: о проблемах сироты из Энгельса мы узнали, прочитав многочисленные обращения девушки на различных ресурсах в сети Интернет. В том числе на портале «Лица Саратовской губернии», где Анастасия молила о помощи высокопоставленных деятелей региональной и муниципальной властей, в частности, губернатора Радаева. Единственный, кто реально откликнулся на мольбы сироты на этом портале, - депутат Государственной думы РФ Николай Панков.
А теперь - документ за подписью министра Чуйченко (для тех, кому неприятно читать правительственные отписки, после этой длинной цитаты мы вкратце сформулируем основную мысль чиновника):
«Обращаю Ваше внимание, что в статье «Народному», опубликованной в газете №5 (207) от 08.02.2013, содержится недостоверная информация. Автор статьи - журналист Тимофей Бутенко - поверхностно разобрался в ситуации, посчитав, что информация, размещенная на портале «Лица Саратовской губернии» (lizagubernii.ru), имеет официальный статус. На основании этого журналист сделал неверный вывод о том, что губернатор Саратовской области Валерий Радаев, иные должностные лица региональной и муниципальной власти игнорируют обращения граждан.
Все обращения, поступающие в Правительство области, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан.
В Саратовской области в соответствии с распоряжением Губернатора области от 28 декабря 2007 года №1115-р «Об административном регламенте рассмотрения обращений граждан в Правительстве Саратовской области» работа с обращениями граждан включает в себя прием, регистрацию, учет, рассмотрение обращений в письменной и устной форме, а также в форме электронного документа, поступивших соответственно по почте, телеграфу, факсу, в ходе личного приема, на «Телефон доверия Губернатора», по электронной почте и через «Электронную приемную» на официальном портале Правительства Саратовской области.
Считаю, что действие портала «Лица Саратовской губернии», заявляющего себя как орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие с Правительством Саратовской области по вопросу приема обращений граждан, вводит граждан в заблуждение. Так называемые «персональные странички» заводятся редакцией сайта без согласия их обладателей.
Пользователям сайта предлагается без регистрации задать вопрос, написать письмо Губернатору и должностным лицам Правительства области. Обращаю внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в случае, если в письменном (электронном) обращении не указаны фамилия гражданина, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Кроме того, редакцией в нарушение ст. 8 и 12 указанного Федерального закона в части направления и регистрации обращений граждан и сроков их рассмотрения в государственном органе или должностным лицом, обращения граждан не направляются в соответствующий государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение данного вопроса.
Вместе с тем на интернет-сайте «Лица Саратовской губернии» также размещена ссылка «Официально обратиться к Губернатору», синхронизированная со ссылкой «Электронная приемная» официального портала Правительства области. Сообщения, переадресованные таким образом в электронную приемную губернатора, рассматриваются установленным порядком. По ним даются разъяснения обратившимся гражданам, если указан почтовый или электронный адрес заявителя. Со стороны руководства портала «Лица Саратовской губернии» размещение ответов на обращения граждан не запрашиваются, кроме того, информация персонального характера не может быть размещена в открытом доступе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О защите персональных данных».
Таким образом, отсутствие размещения ответов на вопросы посетителей портала не может быть оценено как нарушение прав граждан при их обращении в органы государственной власти.
Министр Р.Ю. Чуйченко».
Иными словами, представитель областного правительства, видимо, дал понять, что реагировать на сообщения о нарушениях прав граждан, находящиеся в открытом доступе, чиновники не намерены. А из нашего текста про беды сироты в мининформе сделали один вывод: побывав в маленькой комнатушке, которую сейчас снимает Анастасия с двухлетним сыном, переворошив груды официальных документов, решений судов и отписок, пообщавшись с должностными лицами и депутатами Государственной думы, корреспондент «Газеты Наша Версия» «поверхностно разобрался в ситуации»!
Понятно, что нашим излишне занятым правительственным чиновникам и лично губернатору Радаеву, похоже, не до того, чтобы просматривать какие-то там «неофициальные» обращения. Это вот у депутата Госдумы Николая Панкова времени, наверное, полно, а Валерию Васильевичу нужно постоянно ездить технику осматривать, школы осматривать, дороги осматривать, осматривать, осматривать, осматривать... Когда уж тут делом заняться? Так что реакция вполне логична. Остается надеяться только на помощь со стороны депутатов ГД РФ.
Комментарий главного редактора «Социально-информационного портала «Лица Саратовской губернии» Трофимова Игоря Геннадиевича:
«Внимательно прочитав официальное письмо министра Чуйченко в адрес главного редактора «Газеты Наша Версия» Е.И. Алфёровой, считаю своим долгом прокомментировать его, так как в письме затрагивается работа народного портала «Лица губернии».
Первое впечатление такое: министр не до конца или, скорее, совсем не понимает суть работы портала. Попробую пояснить суть нашей деятельности. Граждан в заблуждение, как выразился министр, никто не вводит. Начну с того, что портал не является зарегистрированным СМИ, скорее это своеобразная социальная сеть. И, если министр умеет читать, то в верхней части сайта написано следующее: «Первый региональный независимый общественный портал «Лица Саратовской губернии». Это народное публичное место «СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРНЕТ-ПЛОЩАДКА», где можно в неофициальной демократичной форме оставить сообщение, задать вопрос, высказать мнение, пожелание, сообщить новость, предложить идею, проголосовать. 16+»
А это значит то, что чиновник по закону может не реагировать на сообщения, размещенные на портале, так как они являются неофициальными. Но человеческого отношения к гражданам, жителям области никто не отменял. Напротив, Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Вячеслав Володин неоднократно по этому поводу высказывались, не буду приводить здесь их цитаты (их предостаточно на портале), в которых они как раз настоятельно рекомендуют чиновникам быть ближе к людям, слышать людей, общаться с людьми, знать, чувствовать проблемы жителей и, по возможности, решать их.
И все же здесь не удержусь и приведу одну цитату Вячеслава Володина:
«Конечно, хотелось бы, чтобы такое понимание было на всех уровнях власти, ведь у нас многие проблемы просто берут и замалчивают. Не надо бояться того, что проблем много. Хуже, если мы их замалчиваем, а потом это все вываливается наружу в самый неподходящий момент. Поэтому надо говорить о проблемах. Человек во власти должен разговаривать с людьми, должен встречаться с ними. Если нет возможности решить вопрос, объясни, люди поймут. Если можно решить вопрос, и люди об этом говорят, надо услышать людей, надо сделать все, чтобы эти проблемы были решены».
И не имеет никакого значения, из каких источников чиновники, в том числе и губернатор, черпают информацию. Все чиновники и депутаты Саратовской области являются публичными персонами и, как говорится, «слугами народа», поэтому никакого разрешения на размещение информации о них в СМИ по закону не требуется, если она добыта из открытых источников и не противоречит закону.
Пользователи, присылающие свои обращения на портал, знают, что эти обращения имеют неофициальный статус, и могут воспользоваться официальными каналами, но, как показывает практика, люди охотнее делают это публично на нашем портале, так как не верят в результаты официальных обращений или же уже писали в интернет-приемные чиновников, но положительного результата не последовало. Все пользователи, посылая сообщения, осознанно и добровольно указывают свои персональные данные и описывают свои проблемы, в соответствии с «пользовательским соглашением», и это не противоречит законодательству.
В голове не укладывается следующее: почему большинство чиновников, депутатов и руководителей силовых ведомств региона не считают чем-то запредельным отвечать и решать вопросы людей, невзирая на официальность или неофициальность канала обращений, а небольшая группа, наоборот, придерживается застарелых бюрократических взглядов, настаивая на официальности. И, как следствие, не только не слышит людей, но и пропускает мимо ушей то, о чем говорят руководители страны. Скорее всего, это страх перед людьми, страх перед обществом или, наоборот, нелюбовь к народу. Возомнив себя «небожителями», они считают, что люди не должны им мешать жить и задавать «глупые вопросы».
В заключение хочется поблагодарить всех представителей власти региона, кто реагирует на обращение граждан, кто, честно выполняя свою работу, служит народу, кто решает проблемы людей. Особая благодарность и от редакции, и от жителей Саратовской области Н.Панкову, О.Грищенко, С.Курихину, Л..Писному, В.Сараеву, А.Данилову, Н.Никитину, В.Степанову, В.Дубривному, М.Алёшиной и др.
Все, кто хочет слышать людей, они их слышат, невзирая на источники».