Сам себя не похвалишь - никто не похвалит. Тем более если вы - депутат Саратовской областной думы пятого созыва. Вот и члены думского комитета по социальной политике не стали ждать милости от других, собрались вместе в минувшую среду и решили, что они «сильные, смелые». Так и хочется добавить: «как лебедь, белые». Но, увы, это не про наших народных избранников. Среди них все-таки больше «бурых медведей», остальные же за годы работы в думе так мимикрировали под большинство, что даже опытный политолог не найдет трех отличий
Сам себя не похвалишь - никто не похвалит. Тем более если вы - депутат Саратовской областной думы пятого созыва. Вот и члены думского комитета по социальной политике не стали ждать милости от других, собрались вместе в минувшую среду и решили, что они «сильные, смелые». Так и хочется добавить: «как лебедь, белые». Но, увы, это не про наших народных избранников. Среди них все-таки больше «бурых медведей», остальные же за годы работы в думе так мимикрировали под большинство, что даже опытный политолог не найдет трех отличий.
Прежде чем перейти к самохвальству, «сильные, смелые» депутаты внимательно заслушали доклад министра образования Марины Епифановой о реализации проекта модернизации общего образования в 2012 году. По словам Марины Анатольевны, «все показатели результативности проекта выполнены, а отдельные даже перевыполнены». Ресурсные центры, школьные автобусы, компьютеры и спортинвентарь, курсы повышения квалификации педагогов, дистанционные образовательные технологии - все это работает в нашей области. Деньги из федерального бюджета - 1,2 миллиарда рублей - потрачены на 99,7%. Оставшиеся 0,3% - 3,7 миллиона - сложились в результате экономии по итогам аукционов. Как заявила министр, 68% педагогов стали получать зарплату выше средней по экономике, что повысило привлекательность профессии для молодых специалистов - их доля составляет сейчас 10%.
Назвала Марина Анатольевна и множество других любопытных цифр, характеризующих «блеск и нищету» региональных школ. Например, доля образовательных учреждений, которые имеют водопровод, возросла до 90%, центральное отопление - до 89%, канализацию - до 87%. Более того, в отчаянно модернизируемых школах Саратовской области остается 142 «холодных» туалета. Получается, минимум тысяча детей каждый день бегают по морозу в деревянное сооружение с дыркой в полу. «Ликвидация» таких санузлов, по словам Марины Епифановой, - главная задача на текущий год. Обустройство теплых туалетов будет поручено муниципалитетам, на откуп которым в этом году отдано также проведение капремонта, приобретение спортивного инвентаря, учебников и переподготовка учителей.
Правда, не с первого раза депутаты разобрались, по какому принципу деньги на эти цели были распределены по районам, но доходчивые пояснения Марины Анатольевны в конце концов сделали свое дело. А вот простой и понятный туалетный «тренд» сразу нашел отклик в горячих сердцах депутатов - в частности, в сердце справедливоросски Зинаиды Самсоновой. «Это очень важное и хорошее решение. Это нужно делать, - сказала Зинаида Михайловна. - Те депутаты, кто избран от сельских округов, я вас уверяю, поддержат это решение. Наши дети - не знаю, в каком веке мы живем! - все еще ходят в холодные туалеты. Еще бы вы видели, какие они. Некоторые из них настолько перекосившиеся, что страшно за детей».
Однако мир и согласие недолго царили на заседании комитета по социальной политике. «Яблоком раздора» стал доклад уполномоченного по правам ребенка Юлии Ерофеевой «о состоянии соблюдения прав и свобод ребенка» в нашем регионе, обозначенный в повестке дня. А точнее - его отсутствие. Юлия Леонидовна, ссылаясь на принятый в прошлом году региональный закон о детском омбудсмене, не только отказалась читать свой доклад перед членами комитета, но даже не предоставила им письменный вариант документа. По словам правозащитницы, она сделает это на ближайшем заседании областной думы, перед всеми парламентариями сразу.
Но обескураженные члены комитета никак не могли взять в толк: сама Юлия Леонидовна есть, а доклада Юлии Леонидовны нет. Николай Семенец негодовал, а Зинаида Самсонова и Михаил Ткаченко требовали немедленного удовлетворения природного депутатского любопытства. «Вы что, не знаете, что вы делали целый год? Хотя бы тезисно расскажите», - допытывалась у Ерофеевой Самсонова. Однако омбудсвумэн была непреклонна. Во-первых, у нее еще нет на руках статистических данных, во-вторых, ее доклад будет «аналитическим», а не подводящим итоги работы уполномоченного. Больше Юлия Леонидовна ничего не сказала. «Я не знаю. Я не хочу обманывать», - ответила она Татьяне Ерохиной на просьбу назвать конкретную дату предоставления отчета в письменном виде.
То ли уполномоченный по правам ребенка тайно подалась в партизаны, то ли решила, что ее доклад слишком хорош для зачитывания перед маленькой кучкой депутатов, то ли ее работа заключается не в «соблюдении прав и свобод ребенка», а в чем-то другом. Так или иначе, облдепы разозлились. После того, как им дважды отказали, понятное дело, парламентариям уже ничего не нравилось. Ни проект федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс, ни поправки в законы «О государственной социальной помощи» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предложенные собранием депутатов Архангельской области - и то им было не так, и это. Казалось, даже если бы сам Президент выступил с актуальнейшей инициативой, наши депутаты - страшно представить! - сказали бы в этот день свое единодушное «фе».
«Какие мы сильные, смелые!» - заметил в пылу нигилизма кто-то из народных избранников. И вдохновленные думцы отказали еще раз - теперь областной прокуратуре. Дело в том, что надзорный орган попросил депутатской помощи в восстановлении трудовых прав граждан. На сегодняшний день 8 организаций задерживают сотрудникам зарплату, общий размер задолженности составляет почти 40 миллионов рублей. Прокуратура реагирует на эти факты - возбуждаются дела об административных правонарушениях, на виновных налагают штрафы, должностные лица дисквалифицируются. Однако проблема остается. «Они не прислушиваются к нашим письмам, - пожаловался представитель прокуратуры, - а к письмам из представительного органа, я думаю, отношение будет другое». «Депутаты в пределах своей компетенции мониторят ситуацию, держат руку на пульсе, - заявила Татьяна Ерохина. - Информация к сведению принята».