Советский «дух» - крайне живучая субстанция. Это особенно заметно на всевозможных совещаниях и заседаниях, которые устраивает саратовская власть. Даже участие в них современных бизнесменов не помогает избавиться от скучного, никому не нужного, но непременного в таких случаях формализма, и флюидов «совка», которые неуловимо носятся в воздухе и прорастают в речах некоторых деятелей и даже предпринимателей
Советский «дух» - крайне живучая субстанция. Это особенно заметно на всевозможных совещаниях и заседаниях, которые устраивает саратовская власть. Даже участие в них современных бизнесменов не помогает избавиться от скучного, никому не нужного, но непременного в таких случаях формализма, и флюидов «совка», которые неуловимо носятся в воздухе и прорастают в речах некоторых деятелей и даже предпринимателей.
Заседание коллегии областного министерства промышленности и энергетики, прошедшее в начале недели на предприятии «СЭПО-ЗЭМ», увы, не стало примером инновационных подходов. Наиболее содержательным выступлением стал доклад министра промышленности Сергея Лисовского, сбалансированный по категориям «достижения - проблемы», хотя по эмоциональной окраске и энергетике самого оратора он не произвел впечатления такого уж оптимистичного.
Перед коллегией губернатор Валерий Радаев и некоторые гости в сопровождении СМИ отправились на экскурсию по отдельным участкам предприятия «СЭПО-ЗЭМ», которое министр Лисовский позже дипломатично назвал «символом саратовской промышленности». Справедливость этого определения, данного бывшему советскому заводу, подтверждали многочисленные детали, которые попадались на глаза участникам экскурсии. От сохранившейся на территории наглядной агитации с обращением «Товарищ!..» и станков, которые, кажется, помнят еще самую первую волну советской индустриализации, до современных роботизированных установок иностранного производства. Именно так выглядит до сих пор и саратовская промышленность в целом - островки технологий XXI века и прибыльных производств на фоне обветшалого советского пейзажа.
Как сообщил министр Лисовский на заседании, вклад саратовской промышленности в консолидированный бюджет области по итогам 2012 года составил 23,5 миллиарда рублей. Это почти 42% от суммы всех налоговых поступлений. Инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за год было сделано более чем на миллиард евро. И даже несмотря на сложное формирование гособоронзаказа в 2012 году, объем производства, который выполнили предприятия ОПК, превысил уровень 2011 года на 10,8%.
Модернизация предприятий оборачивается тем, что в местной промышленности проходят одновременно и сокращение рабочих мест, и создание новых. Так, численность работающих на предприятиях, которые курирует минпром, составила 98,6% к уровню 2011 года. При этом за год было создано более 2 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест. Всего сейчас на производствах заняты более 150 тысяч жителей области.
Экономика региона на протяжении более чем 10 лет развивается, опережая по основным показателям среднероссийские значения. Индекс промышленного производства в области за 2012 год составил 104,5%. По словам Лисовского, только за январь 2013 года индекс вырос почти на 10%, что дает основания для оптимизма. Хотя в целом амбициозные планы федеральной власти по поводу роста экономики страны на 5% каждый год, по словам министра, «вызвали пессимизм и у российских, и у иностранных экспертов».
Высоких темпов роста, о которых мечтает власть, по мнению Лисовского, будет сложно достичь на традиционных производствах. Поэтому региону нужны «прорывные технологии». В их числе чиновник назвал несколько направлений и конкретные предприятия. Это, в частности, развитие в Саратовской области металлургического производства, которое должны обеспечить сортовой завод «Северсталь» в Балаково и завод по выпуску крупногабаритного литья ЗАО «Балаково-Центролит». Другим прорывным направлением министр назвал производство композитных материалов. В регионе производится сырье - нитрилакриловая кислота, промежуточный продукт - ПАН-жгутики и готовые изделия - углеродные конструкционные материалы. По мнению Сергея Лисовского, именно Саратовская область должна стать демонстрационной площадкой использования композитных материалов местного производства. Пока же такие проекты реализуются саратовскими предпринимателями в основном за пределами области.
В числе других источников для «прорыва» были также названы энерго- и ресурсосбережение и производство товаров массового спроса. Несмотря на причитания о гибели «лёгенькой» промышленности в стране, которые россияне слышат все последние годы, на коллегии было заявлено, что «Балтекс» производит конкурентоспособные полиамидные и биверные ткани, компания «Даргез» перенесла в Ртищево мощности для производства постельных принадлежностей, а аткарская швейная фабрика «Элит» - один из лидеров отечественного производства медицинской одежды. Кроме того, «СЭПО-ЗЭМ» продолжает выпускать холодильники, компания «Бош» - электроинструменты, «Торэкс» активно производит и продает на всем пространстве страны свои металлические двери, а фабрики «Мария», «Эмфа» и «Калинка Плюс» - мебель.
Губернатор Валерий Радаев в своем выступлении пытался быть патриотом, оптимистом и популяризатором отечественного производства, при этом частенько оказывался на опасной грани популизма. В первые же минуты своей речи он привел довольно неуклюжий аргумент в пользу более плотного взаимодействия промышленников и населения, заявив, что «вот жители нашей Саратовской области ничего не знают про предприятие СЭПО, которому скоро 75 лет». Вопрос о том, как может население, к примеру, Ленинского района, не знать о предприятии, где трудятся многие жители этого района и стараниями которого в прежние годы были построены стадион «Сокол», детсады, поликлиники и другие объекты соцсферы, остается отнести к особенностям логики г-на Радаева.
Очевидно, стремясь к предельной степени образности и понятности, губернатор вольно обращался с нормами русского языка, постоянно пересыпал свою речь словами вроде «тренд», выстраивал речевые конструкции из серии «это надо владеть и знать», «мы родоначальники по газовым делам», «качество жизни наших жителей» и т.п.
Как выяснилось из его пространной речи, несмотря на все успехи и опережающие индексы, область смотрится довольно бледно даже на фоне регионов Приволжского федерального округа, поскольку находится в рейтингах промышленного производства только на 6-м месте. «Мы в тройке должны присутствовать, учитывая нашу уникальность», - горячился губернатор.
Одним словом, участники коллегии в целом позитивно оценили 2012 год и обозримое будущее, но осталось совершенно не понятно, как власть вместе с бизнесом будет решать наиболее актуальные проблемы. Изношенность фондов и огромные кадровые проблемы на коллегии уже не обсуждали - настолько эти темы старые и «заболтанные». Однако другие злободневные проблемы остались, в общем, тоже за пределами повестки дня. Очередные изменения в налоговом законодательстве, из-за которых малый и даже средний бизнес с начала этого года стройными рядами закрывается или уходит в «тень», почему-то не стали предметом обсуждения. Проблема отсутствия промышленности в большинстве районов области и механизмы создания хоть каких-то новых производств в саратовской глубинке - тоже. Хотя не далее как пару недель назад министерство промышленности сообщило, что более 90% объема производства в регионе обеспечивают всего 10 районов. При этом доля одного только Саратова - почти 38%. Еще 25% - у Балаковской района, и почти 15% - у Энгельса. Нетрудно подсчитать, что на остальные три с лишним десятка районов (!) остается лишь 20% объема. При этом именно в промышленности средняя зарплата - 22 тысячи рублей - выше средней по области. Понятно, что районам без производств остается уповать только на сельское хозяйство, которое в нашем регионе развивается также крайне неравномерно и с огромными перекосами по районам.
Разговоры об успехах местной промышленности и неоднократные заверения губернатора в «уникальности» саратовских предприятий (спрашивается, кого он хотел убедить?) производили особое впечатление при взгляде на реальную действительность. Автомобили участников, заполонившие все пространство поблизости от административного корпуса «СЭПО-ЗЭМ», представляли собой нечто вроде импровизированной выставки достижений иностранного автомобилестроения. Особенно хорошо на этом «автосалоне» были представлены джипы Toyota - производителя из островного государства Япония, чья территория всего в 3,5 раза больше площади Саратовской области и составляет менее 2,5% территории РФ.