При наших министерствах существуют коллегии. Эти коллегии периодически заседают. Зачем они это делают - большой вопрос. Да и вообще, что это за коллегии такие? Какой от них толк? Положим, в США есть коллегия выборщиков. Их функции совершенно очевидны. В той же Америке есть даже коллегия гастроэнтерологов, огромная, между прочим, общественная организация. Ее члены выпускают журналы, учат врачей и много чего еще делают. Еще существует коллегия кардиналов при Папе Римском, и у нее, кажется, скоро появится много работы. Но зачем нужны коллегии при министерствах - совершенно непонятно. Причем, все их заседания, вне зависимости от министерской принадлежности, похожи друг на друга, словно клоны, и состоят из обнадеживающего выступления министра, не менее обнадеживающих докладов руководителей районов и подведомственных структур, маленькой ложечки дегтя от кого-нибудь очень смелого и раздачи слонов, то есть, простите, торжественного награждения. Не стало исключением и очередное заседание коллегии министерства культуры Саратовской области
При наших министерствах существуют коллегии. Эти коллегии периодически заседают. Зачем они это делают - большой вопрос. Да и вообще, что это за коллегии такие? Какой от них толк? Положим, в США есть коллегия выборщиков. Их функции совершенно очевидны. В той же Америке есть даже коллегия гастроэнтерологов, огромная, между прочим, общественная организация. Ее члены выпускают журналы, учат врачей и много чего еще делают. Еще существует коллегия кардиналов при Папе Римском, и у нее, кажется, скоро появится много работы. Но зачем нужны коллегии при министерствах - совершенно непонятно. Причем, все их заседания, вне зависимости от министерской принадлежности, похожи друг на друга, словно клоны, и состоят из обнадеживающего выступления министра, не менее обнадеживающих докладов руководителей районов и подведомственных структур, маленькой ложечки дегтя от кого-нибудь очень смелого и раздачи слонов, то есть, простите, торжественного награждения. Не стало исключением и очередное заседание коллегии министерства культуры Саратовской области.
Пока представители культурной сферы собирались в зале областной научной библиотеки, на большом экране крутили видеоролик, призванный, видимо, настроить присутствующих на оптимистический лад. Видеоряд демонстрировал фотографии известных саратовских актеров и музыкантов. Голос за кадром вещал: «куда ни кинь - везде Саратов» - и предлагал зрителям решить, глушь Саратов или культурная столица, не забывая, как «вся страна лила слезы вместе с нашей Кармелитой».
Наконец прибыла министр Светлана Краснощекова, и заседание началось. Министр похвасталась спортивными достижениями представителей культуры. Выяснилось, что самым спортивным из членов коллегии оказался директор театра драмы Владимир Петренко, который поучаствовал в «Лыжне России-2013» в Базарном Карабулаке и занял второе место. Светлана Краснощекова тоже не упала в снег лицом и завоевала второе место среди женщин. Прямо следом за ней, видимо, помня о преемственности, пришла нынешний директор саратовской филармонии им. А. Шнитке Елена Ченченко.
- Ну, какое министерство - такие и места, - улыбнулась Светлана Краснощекова.
Слова министра были встречены, естественно, громкой овацией. А затем Светлана Владимировна 40 минут отчитывалась о достижениях саратовской культуры, успехах и юбилеях, повышении зарплат и наградах.
- 2012 год был отмечен плодотворным сотрудничеством министерства культуры и региональных отделений творческих союзов, которые объединяют 1600 деятелей искусств, - вещала Краснощекова. - Деятельность творческих общественных организаций в течение 2012 года внесла весомый вклад в культурную жизнь региона. Было проведено более 200 мероприятий, в том числе 68 выставок, 110 творческих встреч и вечеров.
Радуют министра и музеи, интерес к которым «в нашей области постоянно растет». Так, по словам Краснощековой, в 2011 году музеи посетило 690 тысяч человек, а в 2012-м - уже 723 тысячи. Одна из причин, по мнению Светланы Владимировны, состоит в том, что растет активность музейных работников в борьбе за клиента. А еще, выполняя указ Президента, летом прошлого года областные музеи изменили график работы и теперь каждый четверг открыты до 21 часа. Светлана Владимировна порекомендовала муниципальным музеям взять пример с областных и продлить рабочий день. После речь зашла о библиотеках.
- В 2012 году за счет средств федерального бюджета приобретено компьютерное оборудование и подключены к Интернету 46 сельских библиотек, - доложила министр. - За счет средств областного бюджета в рамках областной целевой программы «Информатизация Саратовской области (электронный регион)» для библиотек области закуплено 52 комплекта компьютерного оборудования и программного обеспечения.
После всего вышеописанного число компьютеров в муниципальных библиотеках увеличилось до 522, а число муниципальных библиотек, оснащенных компьютерной техникой, - аж до 208. Интернетом могут пользоваться в 121 муниципальной библиотеке, и это, между прочим, на 53 библиотеки больше, чем в 2011 году. А у 18 библиотек даже есть свои сайты. Ну а пока библиотеки старательно внедряются в Интернет, в области «сокращается количество учреждений культурно-досугового типа». Их, по словам министра, стало меньше на 19. Правда, при этом основные показатели их деятельности растут - «клубных формирований» стало больше почти на 40, а доход вырос до 43 миллионов рублей.
Растет, по словам министра, и заработная плата работников культурной сферы. Так, по итогам прошлого года средняя зарплата в учреждениях культуры составила 11 тысяч 988 рублей.
- Заработная плата повышена в первую очередь специалистам районных и сельских библиотек, клубов, домов культуры, музеев, а также педагогам детских школ искусств, - порадовала собравшихся Светлана Краснощекова. - К сожалению, сохраняется негативная тенденция к уменьшению объемов финансового обеспечения по сравнению с контрольными показателями бюджетов, которые расчитываются министерством культуры. Так, руководителями районов бюджеты по отрасли были уменьшены в 2010 году на 58 миллионов рублей, в 2011 году - на 104 миллиона, а в 2012-м - на 191 миллион. Причем «львиная доля» средств уменьшается именно по разделу «Заработная плата». И это несмотря на то, что в 2011 году была поставлена задача индексации заработной платы всех работников культуры до 10 тысяч рублей и на эти цели было дополнительно выделено 389 миллионов рублей. Если еще один глава покусится, так сказать, на деньги культуры, будет отвечать головой.
«Угрозы» помогли Краснощековой сорвать очередные овации. Порадовали собравшихся и те цифры, которые министр зачитала следом. В конце 2012 года областной филармонии наконец выделили 300 миллионов на реконструкцию, и уже до конца 2013 года эти деньги должны быть освоены. Перепало из федерального бюджета и сгоревшему ТЮЗу, который получил 10 миллионов на разработку проектно-сметной документации. А еще в рамках областной целевой программы «Развитие культуры» сельским клубам выделят 190 миллионов рублей на ремонт и новое оборудование. Таким образом, каждому району достанется по 5 миллионов.
После Краснощековой к трибуне попросилась Галина Комкова, заместитель председателя облдумского комитета по культуре. Ей не терпелось исправить досадную ошибку министра Краснощековой и донести до слушателей, что 190 миллионов рублей сельские клубы получат исключительно благодаря членам партии «Единая Россия», которые не щадя живота своего выбивали под этот проект деньги. Ценное замечание Комковой овацией поддержано не было, и заседание продолжилось.
О достижениях по очереди отчитывались директор театра оперы и балета Ренат Мухамедьяров, директор Марксовского училища искусств Алена Морозова, замглавы администрации Вольского муниципального района Татьяна Гаранина, начальник управления культуры Перелюбского муниципального района Людмила Борщова и председатель Саратовской областной организации Российского профсоюза работников культуры Вера Дмитриева. Легкий диссонанс в атмосферу всеобщего ликования по поводу роста зарплат внесли только двое выступающих - Татьяна Гаранина и Вера Дмитриева.
Замглавы Вольского муниципального района решилась поднять несколько нелицеприятных вопросов. Она вспомнила о злополучном федеральном законе №131, после принятия которого пришлось «раздать всю культуру». Теперь же, спустя три года неудачного эксперимента, культура вновь «объединяется».
- Смотрите, город получил 13 миллионов рублей, - рассуждала дальше Гаранина. - И все сразу подумали: а на ком сэкономим? Конечно, на культуре. И три миллиона забрали. В 2013 году эти три миллиона мы уже не получим. В поселениях вообще забыли, что такое клубы, библиотеки и тому подобное.
Веру Дмитриеву больше всего волновало сокращение культурных кадров. Пресловутая оптимизация, которой прикрываются увольнения, постоянные задержки заработной платы, искусственно завышенная средняя зарплата - все это почему-то осталось неуслышанным. Подходил к концу второй час заседания, и аудитория, видимо, устала. Возразить Дмитриевой попыталась Светлана Краснощекова. Она уверена - зарплаты растут, а деньги выделяются. Спорить председатель саратовского профсоюза работников культуры не стала, даже отметила, что рада бы ошибиться. К сожалению, Вера Дмитриева не ошибается. Если открыть общероссийский банк вакансий, созданный федеральной службой по труду и занятости, и поискать, например, вакансии библиотекаря, можно увидеть такие предложения: библиотекарь в Октябрьский или Заводской район Саратова с зарплатой 5 тысяч 205 рублей. Самая большая зарплата предлагается в Энгельсе - 10 тысяч рублей. Та самая цифра, к которой весь прошлый год стремилось министерство культуры.