Владимир Высоцкий, цитатой из которого мы назвали наши заметки, вряд ли мог предвидеть, что в начале третьего тысячелетия в моду вновь (как, кстати, и в начале ХХ века) войдет «вампирская» тематика. Кровососы почти вековой давности обязаны своей популярностью роману Брэма Стокера «Дракула» (1897) и немому фильму «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау (1921)
Владимир Высоцкий, цитатой из которого мы назвали наши заметки, вряд ли мог предвидеть, что в начале третьего тысячелетия в моду вновь (как, кстати, и в начале ХХ века) войдет «вампирская» тематика. Кровососы почти вековой давности обязаны своей популярностью роману Брэма Стокера «Дракула» (1897) и немому фильму «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау (1921).
Поскольку вдова Стокера была поначалу категорически против экранизации, немецким кинематографистам пришлось быстренько переименовать главного персонажа, упростить кое-какие сюжетные линии и выдать сценарий за оригинальный: Дракулу переименовали в Носферату (графа Орлока), город Лондон заменили на Бремен, Мину превратили в Эллен, а финальным орудием убийства графа сделали луч света (вместо кола). Роман Стокера стал основой еще более 160 фильмов, но классической и поныне считается первая официальная экранизация - «Дракула» (1931) с Бэлой Лугоши в роли графа (актер потом еще не раз исполнит эту же роль).
Впрочем, нынешним массовым всплеском интереса к вампирскому племени мы обязаны уже не Стокеру. Инфернальный граф, который носил черный плащ и не выносил света, креста, осинового кола и чеснока, остался в прошлом, а моду на вампиров удалось вернуть благодаря киноэкранизациям цикла романов современной американки Стефани Майер («Сумерки»), молодежному телесериалу «Дневники вампира» (The Vampire Diaries, 2009 - 2013), трансляция которого продолжается поныне (в феврале завершается 4-й сезон), и, конечно, наиболее качественному телепродукту на эту тему - сериалу «Настоящая кровь» (True Blood, 2008 - 2012), снятого по мотивам нескольких романов Шарлин Харрис. Поскольку за девять десятилетий, прошедших после появления на экранах фильма Мурнау, «вампириана» во всем мире очень бурно развивалась, никакой газетной полосы сегодня уже не хватит, чтобы хоть бегло обозреть вампирскую тематику в кино и на телеэкране. Поэтому мы выберем для сегодняшнего обзора только несколько фильмов, большинство из которых широкой публике не слишком известно, а жаль. Итак...
САМЫЙ СТИЛЬНЫЙ. «Тень вампира» (Shadow of the Vampire, Великобритания - США - Люксембург, 2000), режиссер - Элайас Мэридж. Идею фильма можно пересказать в пяти строчках: упомянутый выше великий немецкий режиссер-экспрессионист Фридрих Мурнау (Джон Малкович), который снял свой знаменитый фильм о графе-вампире «Носферату», на самом деле, оказывается, использовал в качестве актера самого настоящего вампира (Уиллем Дефо), обещая в финале отдать ему главную героиню Грету Шредер (Кэтрин Маккормакк). Режиссер поступает так жестоко, полагая, что искусство важнее жизни. Мысль не нова: о том, совместимо ли злодейство с гениальностью и мог ли быть убийцей гениальный Буонарроти, спорили еще персонажи Пушкина. По большому же счету, режиссер Элайас Мэридж (а заодно и продюсер фильм Николас Кейдж) постфактум оклеветали своего коллегу Мурнау, изобразив его чудовищем. Впрочем, если отрешиться от моральных проблем, «кино про кино» - жанр всегда интересный. Хотя Джон Малкович играет тут далеко не на пределе своих возможностей, зато отменно хорош Дефо. В гриме он похож на персонажа реального Макса Шрека еще больше, чем Мартин Ландау - на своего Белу Лугоши из «Эда Вуда» (Лугоши, как известно, в свое время тоже играл графа-вампира). Правда, Ландау за свою роль получил «Оскара», а Дефо ничего не досталось. Разве что ему пообещали, что разрешат выпить кровь кого-то из второстепенных членов Американской Киноакадемии...
САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ. «30 дней ночи» (30 Days Of Night, США - Новая Зеландия, 2007), режиссер - Дэвид Спэйд. В городке Барроу, что на Аляске, полярная ночь продолжается тридцать дней, так что вампирам - раздолье. Чтобы овладеть ночным городом, кровососам достаточно заслать в город Диверсанта С Кривыми Зубами (Бен Фостер). Тот вырубит электростанцию и котельную (чтобы было темно и холодно), порубит собак (чтоб население не уехало на нартах), отрубит мобильную связь (для конспирации), - и городок Барроу можно брать тепленьким. Вернее, холодненьким. Режиссер Дэвид Спейд («Леденец») использовал в качестве сюжетной первоосновы графический роман Стива Найлза и Бена Темплсмита (сценаристы - Стив Найлз, Стюарт Битти, Брайан Нельсон), однако при желании истоки «30 дней ночи» можно обнаружить в шведской ленте 2006 года «Frostbiten» Андерса Банке (у нас прокатным названием, кстати, было «Тридцать дней до рассвета»). Там тоже были и вампиры, и полярная ночь. Правда, у Банке главный вампирище был довольно молод (его покусали только в 1944 году), а у Спейда предводитель кровососов (Дэнни Хьюстон) намно-о-ого старше. Да и сами вампиры мало чем напоминают утонченных романтиков-убийц из «Интервью с вампиром» Нила Джордана: эти древние существа, хоть и одеты в европейские костюмы, сильно смахивают на персонажей «Парка Юрского периода», лишившихся хвостов и приобревших умение двигаться очень-очень быстро. Они даже по-английски разговаривают только с помощью субтитров, поскольку их родной язык вообще ни на что не похож... Однако, увлекшись монстрами, мы чуть не забыли о положительном герое. Это шериф городка Барроу. Зовут его Эбен Олсен, а играет персонажа Джош Хартнетт. На заре своей актерской карьеры Хартнетт, помнится, засветился в «Факультете» Роберта Родригеса, где его персонаж торговал синтетическими наркотиками и помогал одноклассникам с их помощью мочить учителей, которых угораздило превратиться в пришельцев. Увы, на полярных вампиров дурь не действует (равно как и чеснок, и серебро), поэтому у шерифа Эбена для борьбы с монстрами и защиты нескольких выживших людей (большинство населения перекусано) есть только смекалка и топор. То ли из-за нерадивости сценаристов, то ли по причине вырезания нескольких сцен сюжет картины сильно хромает. Главная претензия к вампирам: за целый месяц в городке, состоящем из полутораста домов, кровососы не смогли отыскать нескольких живых. Однако и люди хороши: вместо того чтобы пережидать ночь в каком-то укромном месте, натаскав туда запасов, человеки разумные раз в несколько дней перебегают из дома в дом, рискуя нарваться на новых хозяев города. Любовь сценаристов к киноштампам особенно бросается в глаза. Тут и укушенный афро-американец, осознающий, что ему скоро придет кердык, и страдающий от этого, и попытка хорошего человека подорваться, собрав около себя побольше монстров (оба этих мотива, кстати, присутствуют и в третьей «Обители зла»). Зато уж финальный подвиг главного героя - это эксклюзив. За день (!) до рассвета шериф решает принять удар на себя и с этой целью заражает себя вампирской кровью. И оттого-то сразу (!) побеждает в поединке Главного Кровососа... Остальные, впрочем, благополучно сбегают, никем не наказанные.
САМЫЙ ФЕМИНИСТСКИЙ. «Вампирша» (Rise: Blood Hunter, США - Новая Зеландия, 2007), режиссер - Себастьян Гутьеррез. Сценарист «Готики» (новой) и «Змеиного полета», встав за режиссерский пульт, решил пролить в своем фильме побольше крови. Для съемок припасли несколько огромных бутылей красной краски и периодически мазали ей актеров. Краска застывала, кожа болела, но потом приспособились мазаться сначала кремом для бритья - и проблемы с красным цветом закончились... Впрочем, не будем забегать вперед. Лос-анджелесская журналистка Сэйди Блэйк (Люси Лиу) не успела толком порадоваться, что ее статья про странные кровавые культы попала на первую полосу газеты. Поскольку довольно быстро Сэйди оказывается похищена вампирской стаей в составе: красавчик Бишоп (Джеймс Д`Арси) - босс, мордоворот Рурк (Холт МакКэллэни) - вышибала, накрашенная Ева (Карла Гуджино) - подруга босса, китаец Бо (Мако) - секьюрити, инвалид Харрисон (Аллан Рич) - старый извращенец. Вся эта нечисть сперва измывается над журналисткой, а потом выпивает ее кровь. Однако героиня не умирает, а уже в морге перерождается в вампиршу. Теперь она не отражается в зеркале, жаждет крови, а еще сильней - мести. Получив от доброхота по прозвищу Алхимик указания, как бороться с кровососами, а также чудо-арбалет со стрелами с серебряными (видимо) наконечниками, героиня приступает к мести. Авторы первых рецензий на фильм к месту вспомнили сюжет тарантиновской ленты «Убить Билла», где, правда, обходилось без мистики, но химически чистая месть имела место. Но если у Тарантино героине Умы Турман удавалось довольно легко замочить героиню Люси Лиу, то в этом фильме Люси берет реванш. Героине помогает толстый лысый коп Роллинс (Майкл Чиклис, исполнитель главной роли в неполиткорректном сериале «Щит» из жизни копов), чья дочка Триша (Марго Хершман) также пострадала от Бишопа. У Сэйди есть очень простой план: замочить всех своих обидчиков и потом самой умереть, поскольку жить, убивая простых граждан, она не может, а убивать (даже больного бомжа в ночлежке или нахального хичхайкера) ей как-то совестно. Опытный как будто сценарист, Гутьеррез легко попадает в ловушку. Дело в том, что большую часть фильма героиня неплохо обходится без убийств, попивая из бутылки консервированную кровь. Отчего ей нельзя и дальше безобидно скупать плазму крови в пунктах ее переливания (благо ее устроит любая группа) и не брать греха на душу, авторы фильма объяснить забыли. Как и тот финальный факт, что даже умереть от серебряной стрелы сама героиня не в силах, а потом перед титрами опять вылезает из морга. В Голливуде, правда, уже был такой почти-неуязвимый кровосос, сражающийся с собратьями, - Блэйд. Но про него хотя бы все объяснили заранее, чтобы хватило на три серии. Впрочем, и русское название «Вампирша» - выдумка прокатчиков. В оригинале речь идет о воскрешении кровавой охотницы. Без объяснения, кто она, собственно, такая.
САМЫЙ АФРО-АМЕРИКАНСКИЙ. «Вампир в Бруклине» (Vampire In Brooklyn, США, 1995), режиссер - Уэс Крейвен. Великий и ужасный постановщик «Кошмара на улице Вязов» и всех трех «Криков» решил похулиганить. Обратясь к вампирской тематике, он снял в главной роли комика Эдди Мэрфи, разом нарушив все табу: во-первых, сделал кровососа из рода Носферату (того самого) чернокожим, а, во-вторых, не мог не привнести в образ главного злодея некоторые комические штрихи. Мэрфи, которому ни разу не доводилось играть Абсолютно Плохого Парня, сделал мерзавца даже обаятельным. Именно такому, по идее, не может противиться вампирша-полукровка Рита, полицейская Ведер (Анджела Бассетт - «Странные дни»), не подозревающая о своей темной половине. Однако полицейский жетон перевешивает зов крови, и персонаж Мэрфи получает заслуженный осиновый кол в сердце... Кстати говоря, сценаристы картины нарушили традицию. Здесь люди, укушенные адским кровососом, сами вовсе не становятся вампирами. Ибо, как замечает главный антигерой, вампирье сообщество - элитный клуб. И туда не берут всех подряд лишь на основании любого случайного укуса.
САМЫЙ ЗАБАВНЫЙ. «Кровь невинных» (Innocent Blood, США, 1992), режиссер - Джон Лэндис. За десятилетие до знаменитой картины Роберта Родригеса «От заката до рассвета» Джон Лэндис («Оскар», «Шпионы как мы») снял картину, где соединил сразу несколько жанров - полицейского фильма (копы гоняются за боссом мафии), комедии (все злоключения героев местами очень смешны), мелодрамы (назревает чувство между двумя персонажами-антагонистами) и, наконец, мистического ужастика (сюжет, как вы уже догадались, вертится вокруг темы вампиров). Несмотря на множество этих вполне разнородных ингредиентов, картина получилась веселой. На главную роль, молодой прекрасной вампирши Мари режиссер пригласил Анн Парийо из фильма Люка Бессона «Никита»: как и у Бессона, героиня обладает невероятными боевыми качествами - только не по причине долгих тренировок, а в силу природного вампиризма. На роль босса мафии Сэла Мачелли приглашен Роберт Лоджа («Психоаналитик дона»), персонаж которого, - укушенный, но не добитый! - решает превратить в кровососов всех своих приближенных. Если Мари и полицейский Джо Дженеро (Энтони Лапалья) не остановят гангстера-вампира, вся преступность в городе превратится в семейство кровососов... Киноманы оценят не только черный юмор постановщика, но и участие в эпизодах видных режиссеров Фрэнка Оза и Сэма Рэйми. Кроме того, персонажи фильма часто смотрят ужастики по ТВ, поэтому в титрах упомянуты два старых Дракулы - Бела Лугоши и Кристофер Ли, а также Альфред Хичкок. Наверное, это называется преемственность...
САМЫЙ ДУРАЦКИЙ. «Дракула-3000» (Dracula 3000, Великобритания - Германия - ЮАР, 2004), режиссер - Даррелл Джеймс Рудт. Герой «Звездного десанта» Каспер Ван Дин по-прежнему бороздит космос. Только теперь, в 3000 году, он руководит маленьким пиратским суденышком, и зовут нашего героя Ван Хельсинг... да-да, он далекий потомок того самого, грозы вампиров и прочей нечисти. Опытный зритель сразу поймет, что и появление Дракулы не за горами. Однако экипаж кораблика не чует беды. И когда в космосе обнаруживается брошенный старый гигантский корабль «Деметра», то никто не способен заподозрить недоброе. Между тем покойный капитан «Деметры» Варна (Удо Кир) весь фильм тупо предупреждает с видеозаписи, что полвека назад его судно захватил вампир. Однако межзвездные корсары не слушают. Таким легкомыслием экипажа пользуется находящийся на корабле граф Орлок (Ленгли Кирквуд), он же Дракула (тот самый, с планеты Трансильвания!), который принимается кусать экипаж. Где-то в середине укушен и капитан Ван Хельсинг (увы, потомок почтенного доктора падет под клыками Дракулы!), а под конец фильма на корабле остаются, кроме полуживого Орлока, лишь качок Хамви (Том «Тайни» Листер - «Пятый элемент») и белокурая роботесса Аврора (героиня Эрики Элениак - красотка из фильма «В осаде» - несъедобна). И тут, наконец, корабль взрывается: заряд, заложенный полвека назад покойным капитаном корабля, все-таки срабатывает. Никто не уцелел... Сценарий, который сварганил сам Рудт, не лезет ни в какие ворота. Идиотизм всех героев учету не поддается: даже поняв, что пули вампиров не берут и надо действовать деревянными колами, персонажи тупо таскают огнестрельное оружие. Общий бред усугубляется развешанными всюду на «Деметре» плакатами с Лениным, транспарантами «Партия - наш рулевой» (на русском языке), красными знаменами с серпами и молотами. Если это намек на вампирскую природу большевизма, то не очень понятно, отчего сам космический граф Орлок обряжен в черный мелкобуржуазный плащ Дракулы. А не носит, к примеру, костюм-тройку, галстук в горошек, партийную ленинскую кепку и бревно на субботнике.