Не ваше собачье дело

На этой неделе редакция «Газеты Наша Версия» получила весточку из городской полиции - исключительно выдающийся документ под названием «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела», который по праву заслужил почетное место в нашей рубрике «Дабы дурь каждого всем видна была...». Из этой официальной бумаги можно узнать много нового о нелегкой работе стражей правопорядка, которым иногда приходится... 

На этой неделе редакция «Газеты Наша Версия» получила весточку из городской полиции - исключительно выдающийся документ под названием «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела», который по праву заслужил почетное место в нашей рубрике «Дабы дурь каждого всем видна была...». Из этой официальной бумаги можно узнать много нового о нелегкой работе стражей правопорядка, которым иногда приходится... 

О том, что же такого сверхъестественного приходится делать саратовским полицейским при исполнении своих должностных обязанностей, мы расскажем чуть позже. А пока - история вопроса, чтобы была понятна вся важность присланной в редакцию бумаги.

Итак, 18 января в «Газете Наша Версия» вышла публикация под заголовком «Собачий бизнес». В статье рассказывалось о том, что в Саратове объявилась группа мошенников, вымогающих у граждан крупные суммы денег за якобы найденных домашних питомцев. Неизвестные «с легким акцентом» звонили нескольким жителям областного центра по телефонам, указанным в объявлениях о пропаже собак, и угрожали убить якобы найденного питомца, если потерпевший откажется платить. Поскольку для многих людей их домашние любимцы являются не просто животными, а практически полноправными членами семьи,  пострадавшие от безвыходности переводили средства на веб-кошелек или сотовый номер мошенников. Представьте, каково человеку, у которого пропал родственник, а какая-то сволочь звонит и говорит, что нашла или украла его и намерена колотить битой до тех пор, пока не получит денег. Это жестокое психологическое воздействие и было основным козырем мошенников.

Тут же мы приводили две истории обратившихся в редакцию потерпевших - пенсионерки Тамары, которая рассталась с 5 тысячами рублей, и девушки Натальи, лишившейся 1 тысячи рублей, поверив мошенникам. Обе обратившиеся в редакцию жительницы Саратова отмечали, что местная полиция не особенно активно работает по их заявлениям, а в случае с Натальей заявление о преступлении и вовсе не было принято. В Октябрьском отделе полиции девушке сказали, что «никакого состава преступления и мошенничества они в этом деле не видят».

На эту публикацию тут же последовала реакция со стороны правоохранительных органов. На протяжении недели автору статьи звонили различные должностные лица управления МВД по городу Саратову и районных отделов полиции. Нам сообщили, что к людям, у которых отказались принимать заявления о мошенничестве, незамедлительно приедут стражи правопорядка (прямо на дом), для того чтобы исправить допущенную оплошность. Более того, обещали найти мошенников и разобраться с теми полицейскими, которые отказались видеть в действиях телефонных вымогателей состав преступления:

«Дело в том, что сейчас у нас не имеет значения то, какое именно заявление подается в отдел полиции. Обязаны принять и зарегистрировать всё, вне зависимости от характера документа. То есть, отказ от регистрации заявления гражданина, если он уже конкретно пришел с таким заявлением, считается чрезвычайным происшествием, по которому проводится служебная проверка. В случае подтверждения подобного факта дается очень жесткая оценка действиям, вплоть до увольнения из правоохранительных органов», - отметила в беседе с корреспондентом начальник штаба городского управления МВД России Елена Комарович.

И вот спустя месяц после выхода публикации о мошенниках мы получили письмо из ОП №5 (Октябрьский район) за подписью замначальника отдела полиции А.В. Шевченко. Письмо почему-то пришло на имя журналиста, готовившего статью. Господин Шевченко сообщает корреспонденту, что «по факту Вашего обращения в полицию о мошеннических действиях со стороны неизвестных лиц, предложивших вернуть Наталье... ее утерянную собаку, была проведена проверка, в ходе которой факты, изложенные в вашем обращении, нашли частичное подтверждение. По результатам проведенных мероприятий было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела».

Надо сказать, начало уже интригующее. То есть указанные в публикации факты нашли частичное подтверждение, но уголовное дело решили не возбуждать... В чем же причина? Она подробно расписана в прилагаемом постановлении за подписью лейтенанта полиции УУП ОП №5 в составе УМВД по городу Саратову М.А. Муханова.

Для начала лейтенант полиции сообщает, что в ОП №5 материал проверки по нашей публикации поступил только 30 января 2013 года, причем, в качестве обращения корреспондента в защиту своей «знакомой» Натальи. Правда, в ходе проведенной проверки стражу правопорядка удалось установить истину, а именно, что потерпевшая никакая не «знакомая», а читательница газеты и что «обращение гр. Бутенко Т.» - это публикация в «Газете Наша Версия». Казалось бы, это довольно маленький шажок для умеющего читать человека, но какой огромный шаг для сотрудника полиции!

Поняв, наконец, кто кем является в этой истории, г-н Муханов решил начать поиск преступников. Первым делом страж правопорядка проверил своих коллег: он установил, что у Натальи действительно не приняли в ОП №5 заявление о мошеннических действиях, однако, поскольку девушка не имеет претензий к полицейским, наш герой сделал вывод, что все в порядке. Мне как человеку, не имеющему юридического образования, было интересно узнать о том, что такое нарушение, как непринятие заявления гражданина стражами правопорядка, - это ерунда. Главное, чтобы у пострадавшего претензий не было, а на престиж правоохранительных органов, на основы основ деятельности полицейских - плевать? Надо полагать, начальник штаба городского управления МВД России Елена Комарович «нервно курит в сторонке». Ну да ладно, бог с ними, с полицейскими. У них же, наверное, корпоративная этика есть и все такое...

Дальше наш героический лейтенант полиции устремился на поиски злодеев, вымогавших у Натальи деньги возле входа в Городской парк. Тут стоит напомнить, что сам факт мошенничества был совершен в отношении девушки в ноябре 2012 года, и вымогатели на глаза ей не показывались, действуя из укрытия. Так вот, спустя три месяца (!!!) сотрудник полиции «осуществил выход» в горпарк в поисках свидетелей и очевидцев произошедшего... И представляете себе - лейтенант Муханов никого там не нашел! Странно. Обычно на месте преступления месяцами сидят не только свидетели, но и сами преступники - дожидаются, когда же бравый сотрудник ОП №5 придет и «зафиксирует» их.

Кстати, в общей сложности наш герой совершил аж два действия, направленных на поимку мошенников. Выход на место преступления спустя три месяца - это было проверочное мероприятие номер «раз». Номер «два» - это вообще смертельный номер. Лейтенант полиции... позвонил на сотовый телефон предполагаемых мошенников! Один раз. Ему никто не ответил.

Нет, вы представляете себе, сколько мужества и отваги должно быть в страже правопорядка, чтобы он мог взять и набрать телефонный номер предполагаемого преступника? Не выделываться, как эти ребята из отделов «К» и так далее, не выискивать паспортные данные человека, на которого зарегистрирован телефонный номер, не пробивать последние совершенные с этого сотового звонки или просто его местонахождение... Нет, нет, нет! Это все для слабаков! А вы попробуйте взять и позвонить мошенникам.

Так и представляю себе, как бешено колотилось сердце лейтенанта полиции Муханова и как оно замирало каждый раз, когда длинный гудок прерывался. А вдруг возьмут трубку? Ах, нет, опять гудок... Бум-бум-бум. Тишина - и снова гудок! Понятно, почему наш герой позвонил на номер предполагаемых мошенников только один раз. Тут сам Чак Норрис, наверное, сплоховал бы.

И лейтенант полиции сделал вполне логичный вывод из своей проверки: без опроса таинственных мошенников в их действиях отсутствуют признаки состава преступления. Эх, сдается мне, что многим антигероям наших публикаций хорошо известен этот принцип работы правоохранительных органов, и они просто не берут трубку, когда им звонят доблестные стражи правопорядка, чтобы задать неудобный вопрос...

Но самое позитивное во всей этой истории, на мой взгляд, то, что в постановлении лейтенанта полиции отказывается также в возбуждении уголовного дела в отношении корреспондента «Газеты Наша Версия» (по статье «Заведомо ложный донос»)! Ведь факты, изложенные в нашей публикации, «не нашли своего опровержения». Ни опровержения, ни подтверждения... Отлично!

Мы можем обжаловать это постановление в прокуратуру Октябрьского района. Об этом нам сообщает уже замначальника ОП №5 Шевченко. Но зачем? Чтобы снова подвергнуть стражей правопорядка страшному испытанию - звонку на номер предполагаемых мошенников? Ну уж нет. Лучше мы вдоволь посмеемся над тем, что в полиции называется «работой», поскольку смех, в отличие от всякого негатива, продлевает жизнь. А жить в нынешней ситуации под такой бдительной охраной стражей правопорядка становится все сложнее.

Не ваше  собачье дело